Иногда увидев старого,но очень бодрого старичка, в Азии говорят, что он подобен саксаулу. Это не ругательство, а скорее комплимент. Ведь это дерево ростет в самых не прихотливых условиях и стойко сносит все тяготы природы.
Саксау́л (лат. Halóxylon) — род древесных растений подсемейства Маревые (Chenopodioideae) семейства Амарантовые; ранее род относили к семейству Маревые (Chenopodiaceae).
Образует пустынно-древесные заросли — саксаульные леса
Саксаул белый — крупный кустарник высотой 1,5-2,5 м, а иногда до 5 м, произрастающий на песках пустыни. Листья его имеют вид небольших чешуек. Кормом служат зеленые и ростовые веточки. Прекрасный, а иногда даже единственный корм для верблюдов на протяжении всего года. Верблюды способны объедать кусты саксаула до 3 м в высоту и могут получать с одного куста до 12 кг кормовой массы. Для овец доступны лишь опавшие на землю сухие листья и веточки (до 1 кг с одного куста). Питательность саксаула высокая: в 100 кг сухого корма содержится 52,3 кормовой единицы при 3,7 кг переваримого белка.
Саксаул чёрный — более крупный кустарник, иногда достигает 7 м высоты, с сильно ветвистым стволом. Нередко образует своеобразные саксауловые леса. Размножается семенами. Произрастает в пустынях . Лучше всего растет на супесчаных и суглинистых сероземах с высокой фильтрационной способностью, особенно при залегании грунтовых вод на глубине 5-30 м. Встречается на такырах и такырообразных сероземах, но образует здесь менее мощные кусты. Отличаясь высокой кормовой продуктивностью, саксаул чёрный при возделывании в виде пастбищезащитных полос повышает урожайность кормовой массы пастбищных растений на прилегающей к полосе территории. Веточки саксаула чёрного поедаются верблюдами более охотно, чем белого, да и запасов кормовой массы больше.
Белый саксаул распространён на слаборазвитых почвах бугристых и грядовых песков, чёрный и зайсанский саксаул — на слабо- и среднезасолённых глинистых, супесчаных и щебнистых аллювиальных почвах.
Известный ботаник и лесовод В.П.Дробов писал: "Будем считать саксаул деревом. Но дерево это 4-й величины. Саксаульник будем называть лесом, так как его древостой характеризуется всеми признаками леса". В своем большинстве лесоводы склонны считать саксаульники пустынными лесами. Площади саксауловых лесов необъятны. С запада на восток этот лес простирается от берегов Каспийского моря до Джунгарии.
Живет белый саксаул 25-30 лет, максимальная его высота 5-7м. Плодоносит ежегодно, но годы, благоприятные для появления самосева, случаются раз в 3-5 лет. Поэтому насаждения саксаула чаще всего разновозрастные, состоящие из отдельных групп или деревьев, разбросанных друг от друга на расстоянии 5 метров и более.
Древесина белого саксаула твердая и хрупкая. Она не пилится и не колется, а только ломается. Тонет в воде, отличается высокой калорийностью, близкой к калорийности каменного угля.
Очень ценное топливо, дающее много тепла. Саксаульники используются в основном для выпаса овец и верблюдов. Белый саксаул и после объедания животными восстанавливается довольно быстро.
Саксаул ученые раньше называли Восточной сосной. Цветки — плодами с яркими летучками. То, что считали хвоей, — зелеными молодыми веточками, потому что ни хвои, ни листьев у саксаула нет. Если говорить строго научно, то листья есть, но такие мелкие, что не выполняют роли, которая в природе возложена на лист. За них и работают годичные окрашенные в зеленый цвет веточки. И вместо листопада осенью веткопад.
Недоразумение первое: тень саксаула. Еще совсем недавно считалось, что саксауловые леса тени не дают. Даже в учебниках писали. Хотя каждая туркменская овчарка и любое животное в пустыне знают, что лучшее спасение от зноя — тень саксаула.
Недоразумение второе: возраст. Считали, что саксаул необычайно долговечен. Об этом говорил и сам облик дерева. Толстый, в полметра, корявый, кряжистый ствол. Узловатые, скрюченные ветви, какие бывают у очень старых дубов и сосен. Тонкие побеги висят, как ветви плакучей ивы, тяжело и печально, словно говоря о подступающей старости, о веках, прошумевших над деревом. Вдобавок в саксауловом лесу много мертвых, сухих стволов. Тоску и тревогу навевали эти древние леса на путешественников. Подсчитывали годичные кольца, набиралось 300—400 лет.
А на самом деле все «кольца» оказались витками единой спирали. Конструкция ствола у саксаула нестандартная, как и у гавайской сандвичевой мари. Только здесь камбий расположен не кольцами, а собран в пучки. Они-то и образуют спирали. Подсчитали от центра к периферии число мнимых годичных колец. Цифры получились самые различные. Выяснили, что в один год может образоваться до 8 мнимых колец — витков спирали. Если 400 поделить на 8, то в среднем возраст саксаула уместится в 40—50 лет. Так оно на самом деле и есть.
Дерево, конечно, могло бы жить и дольше, если бы не одно обстоятельство. Чуть саксаул проклюнулся из семечка и немного подрос, в тени его поселяются, спасаясь от жары, осоки, злаки и пустынный мох тортуля.
Саксаул отбивается от них содой, которую всасывает с водой из почвы. Излишки сбрасывает через листья. Год за годом посыпается почва под деревом содовым порошком. Накапливаются такие залежи, что вся почва пропитывается содой. Превращается в жесткую, прочную корку в палец толщиною. Чем дальше, тем больше.
Тут и приходит конец травам, спрятавшимся в тени от солнца. Их словно метлой выметает из-под кроны. Теперь растут бордюром по самому ее краю, там, где уже нет содовой корки, но еще есть саксауловая тень.
Среди ученых нет единого мнения о саксауловом лесе. В специальной научной и популярной литературе можно встретить самые различные названия, присваиваемые пустынным сообществам с участием саксаула. Чаще всего их называют просто саксаульниками, иногда саксауловыми биогеоценозами или саксауловыми редкостями и даже зарослями.
А содовый панцирь — это первый знак будущей гибели дерева. Под ним лучше сохраняется влага и не так жарко летом. В такое удобное место стекаются, как в дом отдыха, насекомые. В первых рядах саксауловый жук-усач. Его личинки пробуравливают ствол саксаула возле корневой шейки, где колебания температур не так резки. С годами ряды личинок множатся. По их туннелям разрастается домовой гриб — пория пустынная. И железная древесина, которую не берет ни пила, ни топор, становится рыхлой и сыпучей. И наступает момент, когда сильный порыв ветра рушит дерево в самом расцвете сил. На изломе древесина напоминает пчелиные соты.
Ветер тотчас начинает разметать бугор земли, который скопился под деревом за 50 лет. И вскоре уже ничего не напоминает о том, что здесь росло крепчайшее дерево с печально поникшими ветвями.
Не только усачи губят саксаул. Грызуны, большие песчанки, так густо перерывают почву под деревьями, что от корней саксаула почти ничего не остается. И на колониях-городках больших песчанок саксаул сохраняется очень редко. Однако грызуны не ограничиваются земляными работами. Они с удовольствием поедают красно-бурые плодики саксаула с пятью крылышками. Те, что академик Фальк принял за цветки. Ветви гнутся под тяжестью плодиков. И хоть висят они высоко, метра три-четыре над землей, песчанки свободно взбираются туда. Срезают их не хуже садовников. Иногда почти весь урожай соберут.
Режут и зеленые веточки. Они сочные, и, поедая их, песчанки утоляют жажду. На месте среза вырастают мутовки свежих побегов, более сочные, более нежные. В урочный час зверьки срезают их. Так повторяется много раз. И с каждым разом новый урожай зелени все больше содержит воды. Это позволяет зверькам обходиться без водопоя. Они облюбовывают себе несколько деревьев и кормятся только на них. В конце концов силы саксаула истощаются, и он засыхает.
Известный ботаник В. Дробов, который много путешествовал по Каракумам и наблюдал саксаульники в самых разных местах, пришел к неутешительным выводам: саксаульники обречены и рано или поздно исчезнут с лица земли.
Но он забыл упомянуть о животных, которые не дают саксаулу двигаться столь закономерно и неуклонно к трагическому концу. Будь все так, саксаульники давно бы вымерли и перестали существовать.
Песчанки роют свои норы с той же неумолимой неизбежностью, с какой саксаул идет к своему концу. На холмиках выброшенной земли скапливается незакрепленный песок. Ветер может его подхватывать и нести дальше. На песке снова селятся кустарники, которые ушли, когда пришел саксаул. А там, где выросли кустарники, вскоре появляется саксаул. Эти события повторяются и раз, и два, и бессчетное количество раз. Не только песчанки, но и другие животные и даже наши домашние овцы принимают участие в саксауловой эпопее.
И пока существуют животные в пустыне, до тех пор будут голубеть сизой дымкой редкие, как сад, насаждения белого саксаула по песчаным холмам, и темнеть, как большие копны сена, особи его более рослого собрата — черного саксаула. Будут весной одеваться желтыми плащами из мелких цветков, пережидать длинное испепеляющее лето, а осенью расцветать обманчивыми красно-коричневыми лепестками созревающих плодов.
Большое внимание уделяли саксаулу и ученые-лесоводы. Саксаул как будто специально предназначен для заготовки топлива. Специалисты установили, что, если сорокалетние деревья не вырубать, они рушатся от старости и как топливо уже не представляют ценности. Мало того, упавшие ветви, сучья, стволы одного дерева захламляют площадь до 30 квадратных метров, угнетая всю растительность. Гниение в пустыне замедленно, и перегной практически не образуется. Сбор таких упавших стволов называется санитарной рубкой. Если же заготавливать саксаул с 25-летнего возраста и правильно, он восстанавливается от корневой поросли и через 10-12 лет выглядит как "новенький". Есть тут одна тонкость - делать это надо зимой, когда ствол особенно хрупкий и ломается над землей, не затрагивая корневую шейку. Такой способ заготовки называется главной рубкой.
Главные рубки проводятся под наблюдением лесхозов. Заготовителю отводится определенная площадь, даются указания по технологии. Человек заготавливает саксаул, продает его, получает прибыль и платит налоги. Нарушать закон ему не выгодно, его всегда можно проконтролировать, а кроме того, обязать провести восстановительные работы на плантации. Этот вариант эксплуатации саксаульников является идеальным. К сожалению, из-за отсутствия охраны браконьерская рубка продолжалась. Делалось это никак не в зимнее бездорожье, а летом. Варварским способом деревья с корнем вырывались из земли тросом. Ни о каком восстановлении поросли не могло быть и речи.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 2