Эрик Сати и Пикассо
(Satie) Эрик Альфред Лесли (1866-1925) - франц. композитор. В нач. 20 в. начал публиковать лаконичные, необычные по форме сочинения, без претензий на красивость, с экстравагантными названиями: "Три пьесы в форме груши" (1903), "В лошадиной шкуре" (1911), "Автоматические описания" (1913), "Сушёные эмбрионы" (1913). К этому периоду относится также ряд эффектных мелодичных песенок-вальсов, быстро завоевавших популярность. В 1915 С. сблизился с поэтом, драматургом и муз. критиком Ж. Кокто, к-рый предложил ему в содружестве с П. Пикассо написать балет для труппы С. П. Дягилева. Премьера балета С. "Парад" состоялась 18 мая 1917 (дир. - Э. Ансерме). Необычность звучания (в музыке слышались автомобильные сирены, стрекот пишущей машинки, гул пропеллеров и др. шумы), абстрактные геометрич. формы костюмов привели в негодование публику, вызвав шумный скандал и ярые нападки критиков. В декоративной музыке "Парада" С. воссоздал дух мюзик-холла, интонации и ритмы бытовых уличных мелодий. Муз. язык лучшего соч. Сати - симфонической драмы с пением "Сократ" (1918; написана на текст подлинных диалогов Платона) - отличается ясностью, сдержанностью, даже суровостью, свободен от внешних эффектов; это соч. является полной противоположностью "Параду". Многие молодые франц. композиторы восторженно приняли произведения Сати. Образовавшаяся в 1920 "Шестёрка" испытала сильное воздействие Сати, к-рый стал её духовным "гидом".
С. часто называли "человеком противоречий". Способный на самые неожиданные поступки, он и в творч. декларациях не раз изменял свои взгляды на прямо противоположные. Активно выступая против слепого подражания Р. Вагнеру, за развитие франц. нац. искусства, поддерживая импрессионизм, Сати столь же рьяно нападал на его эпигонов, противопоставляя импрессионизму чёткость, простоту, строгость линеарного письма. Закончив философско-драм. сцены "Сократ", Сати вдруг стал проводить в жизнь идею "меблировочной музыки" ("musique d'ameublement"), представляющей собой как бы звуковой фон повседневной жизни. "Сати - самый изменчивый человек на свете. Кто знает, сколько раз он менял свои эстетические и моральные принципы", - пишет П. Ландорми. http://enc-dic.com/enc_music/Sati-JE-A-L-6413.html На фото: декорации и сценические костюмы Пабло Пикассо для балета Эрика Сати "Парад"
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев