Практически на всех платформах сейчас доминирует оценка записей через лайки - по критерию «нравится / не нравится». С недавних пор её доработали и расширили смайликами, и теперь вам предлагают не просто оценивать посты с уровня эмоций, но ещё и выбирать, какая эмоция наиболее точно описывает прочитанное сообщение или просмотренное видео: грусть, радость, печаль, восторг, злость и так далее.
Такая система оценки характерна, как для иностранных платформ по типу запрещённых х в России и признанных экстремистскими Фейсбука и Инстаграмма, так и для российских – Вконтакте, Одноклассники, Дзен, Rutube.
Законодателем мод в этой сфере, конечно, являются западные площадки и соцсети. Они первыми ввели лайки и первыми расширили их до набора смайликов. «Наши» платформы (хотя, быть может, они совсем и не наши) просто копируют этот западный подход и внедряют его в России. И при этом ни у кого не возникает вопроса: правильно ли оценивать информацию с уровня эмоций? Либо как минимум этот вопрос публично нигде не обсуждается.
Но сам вопрос ведь важный - каждый день миллиарды людей по всему миру по сто раз на дню делают одно и то же действие: оценивают различную информацию от вопросов мировой политики и до выбора утюга с уровня эмоций. Такое многократное повторение одного и того же действия обязательно влияет на психику людей и на их привычку думать.
👉Думать ведь можно по-разному.
Предположим, что листая ленту соцсети, вы встречаете публикацию с таким анекдотом:
“Стоит мужчина на крыше небоскрёба и курит. К нему подходит другой и говорит:
- Сколько вы курите?
-16 лет.
- За время и деньги, потраченные на сигареты, вы могли бы построить небоскрёб.
- А вы курите?
- Нет.
- А у вас есть небоскрёб?
- Нет.
- А я курю, и это мой небоскрёб…”
Шутка достаточно смешная, поэтому многие, прочитав её, могут поставить отметку “Мне нравится” и даже дополнить её реакцией со смеющимся смайликом. Благодаря такой оценке запись продвинется в общих лентах и её увидит больше людей.
А теперь представим ту же ситуацию – вам попался всё тот же анекдот про курение и небоскрёб, но оценить вам его предлагают не смайликами, а по критерию “полезности”. Можно ли назвать данную шутку полезной? Или её следует назвать вредной?
Задумавшись над этим вопросом, вы поймёте, что этот анекдот с одной стороны доводит до абсурда и дискредитирует достаточно правильный аргумент про то, что “отказ от сигарет позволяет экономить деньги”, а с другой - поощряет курение, показывая, что можно курить и быть при этом очень богатым, успешным. Курящий человек в анекдоте выставляется в положительном свете, а тот, кто призывает отказаться от вредной привычки, наоборот высмеивается.
Очевидно, что публикацию с анекдотом надо оценить как вредную за её смыслы, несмотря на то, что шутка действительно смешная и может вызывать положительную реакцию при поверхностном знакомстве. Благодаря правильной системе оценки запись с анекдотом не продвинется в общих лентах и её увидит гораздо меньше людей. А какую-то другую шутку с более созидательными смыслами увидит больше пользователей.
🍃Можно рассмотреть ситуацию с публикацией другой тематики.
Например, вы увидели заметку про то, что в производство запущен новый автомобиль, и скоро он поступит в продажу. В описании расхваливается дизайн машины, её показатели скорости и манёвренности. Можно посмотреть на эту заметку и на красивое фото новой машины, сказать «она мне нравится», поставить лайк или восторженный смайлик и идти дальше.
Но что если вместо этого вас просят оценить полезность статьи? Фотография вроде бы красивая, и скорость и манёвренность – это хорошо, но разве этого достаточно, чтобы быть уверенным в высоком качестве автомобиля? Ведь скорость и манёвренность – не единственные важные характеристики. Не изучив подробностей ситуации, сложно назвать статью полезной.
Дальше возможны варианты – к примеру, можно открыть сайт производителя авто и узнать, что у новой модели большой расход топлива, маленький салон, стоит она очень дорого, при этом половина функций в ней включаются удалённо и за отдельную плату, и, по сути, вы и владельцем этого авто не будете, потому что в любой момент кто-то дистанционно его сможет полностью выключить.
Получается, что та заметка, которую вы прочитали – была просто рекламой и манипуляцией, в которой рассказывались одни важные детали, но умалчивались другие. А значит, статью стоит оценить, как вредную, а не как полезную, в комментариях написав про отрицательные характеристики автомобиля. И тогда запись не продвинется в общих лентах и её увидит гораздо меньше людей. Меньше зрителей – меньше покупателей плохого авто, а значит, у производителя будет больше стимула разрабатывать иные машины.
✏Эти примеры мы привели, чтобы показать, что мыслить можно по-разному. И вроде бы похожие вопросы «вам нравится статья и какие эмоции она вызывает?» или «статья полезная?» запускают абсолютно разные алгоритмы мышления. Первый стимулирует к более быстрой и эмоциональной реакции. Второй стимулирует задуматься, разобраться в содержании, вникнуть в суть, узнать больше. Разные процессы мышления приводят к качественно разным результатам.
И это мы рассмотрели простые вопросы с автомобилем и анекдотом. А теперь переложите то же самое на уровень политики, истории, образования, воспитания, здоровья, культуры. Ведь на всё это вам тоже предлагают смотреть через призму лайков и эмоций.
Конечно, кто-то и на вопрос «вам нравится?» начнёт размышлять системно и давать оценку исходя из вдумчивого анализа, а кто-то и «полезность» будет оценивать больше по внешнему виду и картинке. Люди разные и некоторых не подвигнешь ни в худшую, ни в лучшую сторону системой оценки. Но ведь речь про статистику миллионов событий и людей, и в одном случае процент системно думающих людей будет постепенно расти, а в другом – наоборот снижаться. Не зря ведь говорят, что «правильно поставленный вопрос – это половина ответа».
💬А теперь задумайтесь – то, что во всём мире на самых крупных интернет-платформах, созданных даже враждующими друг с другом странами, всех приучают оценивать информацию с уровня эмоций, – это случайность? Никто из высокопоставленных разработчиков и владельцев платформ не понимает того, что написано выше? Или всё же есть те, кто понимают и сознательно проводят такую политику, пользуясь тем, что большинство не задумывается над влиянием алгоритмов?
Ответы на поставленные вопросы ищите сами.
Мы лишь скажем, что в текущих условиях невозможно заставить руководство ВКонтакте, Одноклассников, Дзена, Ютуба, Рутуба и других медиаплатформ изменить алгоритмы оценки информации. Но можно создать альтернативу и показать, что она работает лучше, чем то, что есть сейчас. Альтернатива даст десяткам тысяч людей практическое понимание того, что написано выше. И тогда разработчики новых сайтов смогут встраивать в свои системы не только привычные смайлики, но и иные системы оценки.
Поэтому мы и ведём разработку блогплатформы «Думайте», на которой информация будет оцениваться в первую очередь по критерию полезности.
👉Подробнее про разрабатываемую систему оцени можно прочитать здесь: https://dzen.ru/a/ZTIV8QEzW2ttiGs9 Если вам интересно вместе с нами «создавать новую норму», то следите за новостями проекта, комментируйте, делитесь записями, присылайте свои идеи и «Думайте» вместе с нами.
Мы в Телеграме https://t.me/dumaite_ru Мы в ВКонтакте https://vk.com/dumaite_ru Мы в Ютубе https://www.youtube.com/@dumaite_ru Мы на Бусти https://boosty.to/dumaite Мы в Дзене: https://dzen.ru/dumaite🧩КАК СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ ЗАПИСЕЙ В СОЦСЕТЯХ ВЛИЯЮТ НА МЫШЛЕНИЕ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ?
Практически на всех платформах сейчас доминирует оценка записей через лайки - по критерию «нравится / не нравится». С недавних пор её доработали и расширили смайликами, и теперь вам предлагают не просто оценивать посты с уровня эмоций, но ещё и выбирать, какая эмоция наиболее точно описывает прочитанное сообщение или просмотренное видео: грусть, радость, печаль, восторг, злость и так далее.
Такая система оценки характерна, как для иностранных платформ по типу запрещённых х в России и признанных экстремистскими Фейсбука и Инстаграмма, так и для российских – Вконтакте, Одноклассники, Дзен, Rutube.
Законодателем мод в этой сфере, конечно, являются западные площадки и соцсети. Они первыми ввели лайки и первыми расширили их до набора смайликов. «Наши» платформы (хотя, быть может, они совсем и не наши) просто копируют этот западный подход и внедряют его в России. И при этом ни у кого не возникает вопроса: правильно ли оценивать информацию с уровня эмоций? Либо как минимум этот вопрос публично нигде не обсуждается.
Но сам вопрос ведь важный - каждый день миллиарды людей по всему миру по сто раз на дню делают одно и то же действие: оценивают различную информацию от вопросов мировой политики и до выбора утюга с уровня эмоций. Такое многократное повторение одного и того же действия обязательно влияет на психику людей и на их привычку думать.
👉Думать ведь можно по-разному.
Предположим, что листая ленту соцсети, вы встречаете публикацию с таким анекдотом:
“Стоит мужчина на крыше небоскрёба и курит. К нему подходит другой и говорит:
- Сколько вы курите?
-16 лет.
- За время и деньги, потраченные на сигареты, вы могли бы построить небоскрёб.
- А вы курите?
- Нет.
- А у вас есть небоскрёб?
- Нет.
- А я курю, и это мой небоскрёб…”
Шутка достаточно смешная, поэтому многие, прочитав её, могут поставить отметку “Мне нравится” и даже дополнить её реакцией со смеющимся смайликом. Благодаря такой оценке запись продвинется в общих лентах и её увидит больше людей.
А теперь представим ту же ситуацию – вам попался всё тот же анекдот про курение и небоскрёб, но оценить вам его предлагают не смайликами, а по критерию “полезности”. Можно ли назвать данную шутку полезной? Или её следует назвать вредной?
Задумавшись над этим вопросом, вы поймёте, что этот анекдот с одной стороны доводит до абсурда и дискредитирует достаточно правильный аргумент про то, что “отказ от сигарет позволяет экономить деньги”, а с другой - поощряет курение, показывая, что можно курить и быть при этом очень богатым, успешным. Курящий человек в анекдоте выставляется в положительном свете, а тот, кто призывает отказаться от вредной привычки, наоборот высмеивается.
Очевидно, что публикацию с анекдотом надо оценить как вредную за её смыслы, несмотря на то, что шутка действительно смешная и может вызывать положительную реакцию при поверхностном знакомстве. Благодаря правильной системе оценки запись с анекдотом не продвинется в общих лентах и её увидит гораздо меньше людей. А какую-то другую шутку с более созидательными смыслами увидит больше пользователей.
🍃Можно рассмотреть ситуацию с публикацией другой тематики.
Например, вы увидели заметку про то, что в производство запущен новый автомобиль, и скоро он поступит в продажу. В описании расхваливается дизайн машины, её показатели скорости и манёвренности. Можно посмотреть на эту заметку и на красивое фото новой машины, сказать «она мне нравится», поставить лайк или восторженный смайлик и идти дальше.
Но что если вместо этого вас просят оценить полезность статьи? Фотография вроде бы красивая, и скорость и манёвренность – это хорошо, но разве этого достаточно, чтобы быть уверенным в высоком качестве автомобиля? Ведь скорость и манёвренность – не единственные важные характеристики. Не изучив подробностей ситуации, сложно назвать статью полезной.
Дальше возможны варианты – к примеру, можно открыть сайт производителя авто и узнать, что у новой модели большой расход топлива, маленький салон, стоит она очень дорого, при этом половина функций в ней включаются удалённо и за отдельную плату, и, по сути, вы и владельцем этого авто не будете, потому что в любой момент кто-то дистанционно его сможет полностью выключить.
Получается, что та заметка, которую вы прочитали – была просто рекламой и манипуляцией, в которой рассказывались одни важные детали, но умалчивались другие. А значит, статью стоит оценить, как вредную, а не как полезную, в комментариях написав про отрицательные характеристики автомобиля. И тогда запись не продвинется в общих лентах и её увидит гораздо меньше людей. Меньше зрителей – меньше покупателей плохого авто, а значит, у производителя будет больше стимула разрабатывать иные машины.
✏Эти примеры мы привели, чтобы показать, что мыслить можно по-разному. И вроде бы похожие вопросы «вам нравится статья и какие эмоции она вызывает?» или «статья полезная?» запускают абсолютно разные алгоритмы мышления. Первый стимулирует к более быстрой и эмоциональной реакции. Второй стимулирует задуматься, разобраться в содержании, вникнуть в суть, узнать больше. Разные процессы мышления приводят к качественно разным результатам.
И это мы рассмотрели простые вопросы с автомобилем и анекдотом. А теперь переложите то же самое на уровень политики, истории, образования, воспитания, здоровья, культуры. Ведь на всё это вам тоже предлагают смотреть через призму лайков и эмоций.
Конечно, кто-то и на вопрос «вам нравится?» начнёт размышлять системно и давать оценку исходя из вдумчивого анализа, а кто-то и «полезность» будет оценивать больше по внешнему виду и картинке. Люди разные и некоторых не подвигнешь ни в худшую, ни в лучшую сторону системой оценки. Но ведь речь про статистику миллионов событий и людей, и в одном случае процент системно думающих людей будет постепенно расти, а в другом – наоборот снижаться. Не зря ведь говорят, что «правильно поставленный вопрос – это половина ответа».
💬А теперь задумайтесь – то, что во всём мире на самых крупных интернет-платформах, созданных даже враждующими друг с другом странами, всех приучают оценивать информацию с уровня эмоций, – это случайность? Никто из высокопоставленных разработчиков и владельцев платформ не понимает того, что написано выше? Или всё же есть те, кто понимают и сознательно проводят такую политику, пользуясь тем, что большинство не задумывается над влиянием алгоритмов?
Ответы на поставленные вопросы ищите сами.
Мы лишь скажем, что в текущих условиях невозможно заставить руководство ВКонтакте, Одноклассников, Дзена, Ютуба, Рутуба и других медиаплатформ изменить алгоритмы оценки информации. Но можно создать альтернативу и показать, что она работает лучше, чем то, что есть сейчас. Альтернатива даст десяткам тысяч людей практическое понимание того, что написано выше. И тогда разработчики новых сайтов смогут встраивать в свои системы не только привычные смайлики, но и иные системы оценки.
Поэтому мы и ведём разработку блогплатформы «Думайте», на которой информация будет оцениваться в первую очередь по критерию полезности.
👉Подробнее про разрабатываемую систему оцени можно прочитать здесь: https://dzen.ru/a/ZTIV8QEzW2ttiGs9 Если вам интересно вместе с нами «создавать новую норму», то следите за новостями проекта, комментируйте, делитесь записями, присылайте свои идеи и «Думайте» вместе с нами.
Мы в Телеграме https://t.me/dumaite_ru Мы в ВКонтакте https://vk.com/dumaite_ru Мы в Ютубе https://www.youtube.com/@dumaite_ru Мы на Бусти https://boosty.to/dumaite Мы в Дзене: https://dzen.ru/dumaite
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев