От всей души поздравляем вас с праздником Благовещения!
Мир ещё не знает, что совсем скоро он получит Того, кто даст ему спасение. Получит Того, кто своей смертию дарует миру жизнь вечную. Но об этом уже знает Пречистая Дева Мария! Через Архангела Божия она уже получила откровение о рождении Сына Божия и сына человеческого.
Давайте послушаем, что означает Его рождение для каждого из нас.
Тот, Кто по Своему естеству не подлежит страданиям, по милосердию к нам подверг Себя многим страданиям. Мы веруем, что Христос не чрез постепенное восхождение к Божественному естеству соделался Богом, но, будучи Бог, по Своему милосердию соделался человеком. Мы не говорим: „человек сделался Богом»; но исповедуем, что Бог воплотился и вочеловечился. Рабу Свою избрал для Себя в матерь Тот, Кто по существу Своему не имеет матери, и Кто, являясь по Божественному смотрению на земле в образе человека, не имеет здесь отца. Как один и тот же есть и без отца и без матери, по слову Апостола (Евр. 7:3)? Если Он – только человек, то Он не мог быть без матери: и действительно, у Него есть мать. Если Он – только Бог, то Он не без отца: в самом деле, у Него есть Отец. Он не имеет матери как Творец Бог, не имеет отца как человек.
Убедись в этом самым именем архангела, благовестившего Марии: ему имя – Гавриил. Что значит это имя? – выслушай и узнай; оно значит: „Бог и человек». Так как Тот, о Ком он благовествовал, есть Бог и человек, то имя его предуказывало на это чудо, дабы верою принято было дело Божественного домостроительства. Узнай причину пришествия в мир воплотившегося Бога и прославь Его силу. Род человеческий грехами своими нажил себе большие долги, и не находил никаких способов уплатить их. Все люди в Адаме подали на себя рукописание, обличающее их в грехе, и чрез это сделались рабами диавола; диавол же, употребляя немощное наше тело как рукописание, постоянно напоминал нам, что мы сами себя продали ему, и, становясь пред нами, он, лукавый изобретатель страстей, указывал нам на этот наш долг и требовал от нас уплаты его. Вследствие этого надлежало быть одному из двух: или всем подвергнуться смерти, на которую мы были осуждены, потому что все согрешили; или для искупления нашего должна быть дана такая цена, которою все требование уплачивалось бы вполне. Какой-нибудь человек не мог уплатить сего долга за всех, потому что и сам, как грешник, был в этом долгу; не мог искупить человеческого рода и никакой ангел, потому что и он не мог найти столь великой платы. Для уничтожения зла оставалось лишь одно средство: нужно было, чтобы Сам Бог, непричастный греху, умер за согрешивших.
Что, в самом деле, совершилось? – Тот, Кто из небытия привел к бытию весь мир, – Тот, Который ничем не затрудняется в раздаянии щедрот, открыл вернейший способ доставить жизнь осужденным, и самым приличным для Себя образом разрушить смерть: Он делается человеком, рождаясь от Девы образом, известным только Ему Самому, потому что ум не может изъяснить для себя этого чуда. Он умирает тем, что в Нем есть рожденное, и совершает искупление силою того, что в Нем есть всегда пребывающее. Об этом говорит апостол Павел: о Немже имамы избавление кровию Его, и оставление прегрешений (Ефес. 1:7). Какое великое событие! Доставил другим бессмертие, потому что Сам был бессмертный. В домостроительстве Божиием для спасения людей не было, нет и не будет никого такого, кроме Его, родившегося от Девы, Бога и человека. Для искупления осужденных Он имеет в Себе цену не только соразмерную всему множеству их, но и превышающую всякое количество. В отношении к Отцу, как Сын, Он сохраняет неизменяемость по естеству; как Зиждитель, Он не имеет недостатка в всемогуществе; как милосердый, Он показал беспредельную любовь к людям; как первосвященник, Он для ходатайства за других имеет все, чем утверждается вера в Него. Всему этому ни равного, ни даже близкого не найдет никто, никогда, в ком-либо другом. Рассуди, сколь велико человеколюбие Его! Добровольно подвергши Себя осуждению, Он разрушил смерть, владычествовавшую над распявшими Его; и беззаконие убийц Своих обратил во спасение их самих, поступивших беззаконно.
Так, спасти людей нельзя было простому человеку, потому что всякий человек сам имел нужду в спасителе.
Святитель Прокл, патриарх Константинопольский
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1