Фрагменты первого Храма, сохранившиеся в Донском монастыре
***
В 1960 году на месте собора появился открытый плавательный бассейн «Москва», просуществовавший до 1994 года.
ВОССОЗДАНИЕ
В апреле 1988 года в Москве была организована инициативная группа за
воссоздание храма Христа Спасителя, одной из движущих идей была идея покаяния.
Группа публично распространяла информацию, считавшуюся в атеистическом СССР глубоко крамольной. Однако после празднования 1000-летия Крещения Руси, состоявшегося летом того же года, политика государства в отношении церкви и религии смягчилась.
В сентябре 1989 года инициативная группа переросла в православную общину и организовала свой «народный референдум» за возрождение храма, на подписных листах ставили свои подписи, адреса, телефоны тысячи советских людей. Первый «Фонд восстановления храма Христа Спасителя» был создан национально-патриотическими силами уже в 1989 году. Однако собранные средства к 1992 году были полностью «съедены» инфляцией.
5 декабря 1990 года на месте будущего строительства был установлен гранитный закладной камень, в 1992 году был основан Фонд финансовой поддержки воссоздания Храма Христа Спасителя, и в 1994 году было начато строительство. Планировалось, что фонд не будет использовать бюджетных ассигнований, но указом Бориса Ельцина для организаций, жертвующих деньги на восстановление и участвующие в восстановлении, были установлены налоговые льготы; с 1994 по 2002 год пожертвования поступили от сотен тысяч российских граждан и от российских и зарубежных компаний[39]. Известно, что для начала строительства использовали деньги, которые внёс Военно-промышленный банк (50 млн рублей).
Проект нового храма выполнен архитекторами Михаилом Посохиным, Алексеем Денисовым и другими.
Строительство нового храма поддерживали многие общественные группы, но несмотря на это оно было окружено спорами, протестами и обвинениями городских властей в коррупции. Автор проекта воссоздания Денисов отошёл от работы, уступив место Зурабу Церетели,
который завершал строительство, отступив от первоначального проекта
Денисова, утверждённого московскими властями. При Церетели на
белокаменных стенах появились не мраморные (оригиналы сохранились в Донском монастыре), а бронзовые композиции (горельефы),
вызвавшие нарекания, ибо были явным отходом от оригинала. Роспись
интерьеров храма была проведена рекомендованными Церетели художниками;
культурная ценность этих росписей вызвала споры. Вместо первоначальной белокаменной облицовки здание получило мраморную, а золочёная кровля крыш (кроме куполов) заменена на покрытие на основе нитрида титана. Эти изменения, внесённые в исторический проект, повлекли за собой смену цветовой гаммы фасада с тёплой на более холодную. Круглые скульптурные медальоны на фасаде храма были выполнены из полимерного материала (в 2010 году заменены на бронзовые). Руководил координационной группой специалистов по художественному убранству комплекса священник (впоследствии протоиерей) Леонид Калинин. Он являлся также членом комиссии по художественному убранству. Вклад в восстановление храма внёс художник Василий Нестеренко, он с коллегами под сводами восстанавливал фрески.
Храм строился и воссоздавался в традиции обетных храмов как памятник героям Отечественной войны 1812 года.
Нижний коридор храма служит памятником событиям Отечественной войны 1812 года.
Налево от западного входа в храм на стене помещены тексты Высочайшего манифеста 13 июня 1812 года о вступлении французской армии в пределы России и Воззвания к народу Русскому 6 июля об ополчении.
Вслед за ними по стенам Нижнего коридора на мраморных досках помещены описания 71 сражения, произошедшего на территории России в 1812 году (название сражения, дата, участвовавшие войска, имена убитых и раненых офицеров и общее число выбывших из строя). Ряд памятных досок завершается на восточной стене храма, где помещены манифест об изгнании Наполеона из пределов России 25 декабря 1812 года и два благодарственных манифеста: к Русскому народу и
к Русскому дворянству. Кроме того, напротив горнего места —
манифест о построении храма во имя Христа Спасителя в Москве.
По южной и западной сторонам расположены доски с описаниями 87 заграничных сражений; доски заканчиваются у западных дверей манифестами: о взятии Парижа, низложении Наполеона и мире в Европе. Над каждой доской, посвящённой сражению, находятся величания святым, память которых празднуется в этот день.
6 (19) августа 1996 года, в день Преображения, патриарх Алексий II совершил чин освящения нижнего Спасо-Преображенского храма и первую литургию в нём.
К 1999 году новый храм Христа Спасителя был сооружён как условная
внешняя копия своего исторического предшественника: сооружение стало двухуровневым, с храмом Спас-Преображения в цокольном уровне.
31 декабря 1999 года верхний храм был открыт для посещения. В ночь с 6 на 7 января 2000 года была отслужена первая торжественная Рождественская литургия.
19 августа 2000 года состоялось великое освящение храма собором архиереев, присутствовавшими на Архиерейском соборе Русской церкви на следующий день в храме состоялась канонизация царской семьи и Собора новомучеников и исповедников Российских.
В 2010 году скульптурные медальоны в тимпанах кокошников
были заменены на бронзовые. Решение поднять на воссозданный храм
бронзовые медальоны было принято в 1995 году на заседании
искусствоведческой комиссии по художественному убранству храма Христа Спасителя. В связи с быстрыми темпами строительства, бронзовые медальоны не были готовы в срок, вместо них на фасады были установлены точные копии из композитных материалов белого цвета, их хорошо видно на фотографиях храма до 2010 года. Бронзовые медальоны были изготовлены и хранились вплоть до 2010 года в мастерских, когда они были установлены вместо композитных.
Под храмом размещена двухуровневая подземная парковка на 305 машиномест с автомойкой.
Комментарии 3
Уничтоженный в 1931 году и вновь воссозданный...
Перед тем как взорвать Храм у научной общественности взяли показания о том, что он не имеет художественной ценности. Академики-архитектуры публично клялись, что он
не является произведением искусства. В числе немногих защитников Храма остался знаток и ценитель московской старины, художник Аполлинарий Васнецов. Росписи,
барельефы, колонны разошлись по московским учреждениям и новым музеям.
Миф или правда, но говорят, что «часовню-алтарь у большевиков выкупила жена американского президента Элеонора Рузвельт и подарила Ватикану», соборным
мрамором отделали станции метро «Площадь Свердлова» и «Охотный ряд», а скамейки украсили станцию «Новокузнецкая».
Ниже на фотографии - мраморная скамья на станции метро "Новокузнецкая".
***Николай I лично выбрал для Храма место -
Алексеевский холм на Волхонке, близ Кремля; и архитектора - автора помпезной «русско-византийской» стилистики Константина Тона.
Но было всё-таки одно обстоятельство, которое могло бы смутить любого православного человека: для
сооружения нового храма требовалось снести постройки находившегося на этом месте женского Алексеевского монастыря.
В связи с этим обстоятельством появилось старомосковское поверье, будто настоятельница Клавдия выразилась
следующим образом: «Окромя большой лужи здесь ничего не будет». Так, считали москвичи, игуменья «предрекла» сооружение здесь в будущем открытого бассейна
«Москва» с подогревом воды, работавшего круглый год.
Вряд ли эта легенда правдоподобна. Ведь митрополит Московский Филарет (Дроздов), совершавший 17 октября 1837 г. службу по случаю переноса Алексеевского монастыря в Красное Село, встречался в этот день с игуменьей Клавдией. Вряд ли Кла...ЕщёЕще одно старомосковское поверье, легенда или предсказание..
***Николай I лично выбрал для Храма место -
Алексеевский холм на Волхонке, близ Кремля; и архитектора - автора помпезной «русско-византийской» стилистики Константина Тона.
Но было всё-таки одно обстоятельство, которое могло бы смутить любого православного человека: для
сооружения нового храма требовалось снести постройки находившегося на этом месте женского Алексеевского монастыря.
В связи с этим обстоятельством появилось старомосковское поверье, будто настоятельница Клавдия выразилась
следующим образом: «Окромя большой лужи здесь ничего не будет». Так, считали москвичи, игуменья «предрекла» сооружение здесь в будущем открытого бассейна
«Москва» с подогревом воды, работавшего круглый год.
Вряд ли эта легенда правдоподобна. Ведь митрополит Московский Филарет (Дроздов), совершавший 17 октября 1837 г. службу по случаю переноса Алексеевского монастыря в Красное Село, встречался в этот день с игуменьей Клавдией. Вряд ли Клавдия могла разразиться в такой момент проклятиями.
Другое событие, связанное с закрытием Алексеевского монастыря, кажется более достоверным. В первый же день сноса рабочий, снимавший крест с монастырской церкви, сорвался с купола и разбился насмерть в присутствии огромного числа зрителей. Понятно, что народ воспринял это как дурное предзнаменование.