Чтобы попасть в свою квартиру на втором этаже ветхого дома в Костроме, жителям приходится залезать по веревке. В доме течет крыша и разрушены стены, он официально считается аварийным, но расселению не подлежит.
Несколько месяцев назад в дом к костромской пенсионерке Зое Долговой ночью залезли два незнакомца. Пробравшись в квартиру, они до смерти перепугали спящую 81-летнюю хозяйку и немало струхнули сами.
Непрошенные гости признались, что не знали, что в доме кто-то есть! Просто планировали переночевать в пустом доме.
Покосившийся двухэтажный деревянный дом, в котором вот уже полвека живет Зоя Матвеевна, действительно трудно принять за обитаемый: горячей воды нет, трубы канализации и электропроводка прогнили, радиаторы зимой еле теплятся, крыша местами разрушена. В стенах - сквозные дыры и трещины, лестницы перекошены, обои отвалились. Из пяти квартир в этом муниципальном здании жилыми остались лишь две: Зои Матвеевны и соседей Белоусовых на втором этаже. Все остальные жильцы съехали, куда могли, не дожидаясь, пока провисший потолок и прогнившие деревянные балки упадут им на головы.
В 2008 году муниципальная комиссия признала жилище Зои Долговой аварийным и непригодным для проживания. С тех пор одинокая пенсионерка жила надеждой, что вот-вот у города дойдет и до нее очередь, и ее из старой развалюхи расселят. На это же надеялись и соседи пенсионерки со второго этажа, супруги Наталья и Владимир, которые вместе с дочерью-школьницей из-за аварийного состояния общей лестницы вынуждены забираться к себе домой... по веревке.
Как рассказала соседка Зои Матвеевны Наталья Белоусова, веревки на лестнице у нее появились не от хорошей жизни. Ими жильцы пользуются в основном зимой. В холода на перекошенную аварийную лестницу через текущую крышу попадает влага, которая на лестнице заледеневает. В результате ступени превращаются в каток. Чтобы его преодолеть, жильцы лазают, держась за веревки, которых вдоль лестницы привязано несколько штук.
После визита бомжей у Зои Матвеевны случилась новая беда: ночью кто-то украл металлический короб с газовыми баллонами, а трубы - отрезал. Дом остался без газа. Тогда старушке пришлось купить новый баллон и установить его прямо в квартире, рискуя в любой момент взлететь на воздух. После этого пенсионерка решила сходить в мэрию и узнать, долго ли ей еще дожидаться расселения.
В комитете ЖКХ старушку внимательно выслушали, но порадовать ничем не смогли.
Ведь по данным коммунальщиков, в доме никто не живет. И даже тот факт, что РКЦ каждый месяц счета присылает за свет, а еще и по 600 рублей за "обслуживание", хотя на самом деле ничего не делает, представителей власти не смутил.
Старушка вообще не значится в списках нуждающихся в улучшении жилищных условий и расселении, поэтому, как рассказали в комитете ЖКХ, ей необходимо получить справку о том, что она является малоимущей.
Вздохнув, расстроенная пенсионерка собрала большущую папку необходимых документов и поплелась с заявкой в многофункциональный центр (МФЦ) на постановку в жилищную очередь. Однако через месяц вместо заветной квитанции с номером очередника она получила из МФЦ отказ. Выяснилось, что пенсия Зои Матвеевны, честно отработавшей 45 лет на ткацкой фабрике Октябрьской Революции и получившей звание "Ветеран труда", оказалась на 4 тысячи рублей выше порога нищеты, установленного муниципалитетом. На этом основании в постановке на учет жительнице аварийного дома отказали.
Пока 81-летняя женщина ходила по инстанциям, в ее аварийном доме случилось новое ЧП: во время дождя на дом обрушилось огромное старое дерево, грозя разрушить и без того ветхое здание. Но аварийные службы отказались выехать на место, чтобы его спилить.
Отчаявшись, Зоя Матвеевна пожаловалась в общественную приемную премьер-министра Дмитрия Медведева. Когда юрист приемной Сергей Шкаликов выехал на место, то ужаснулся.
Естественно, еще не заходя в дом, можно сделать вывод, что в нем жить нельзя. Но проблема заключается в том, что в своем заключении 2008 года муниципальная комиссия, признавшая дом аварийным и непригодным для проживания, "забыла" добавить один важный пункт: раз дом не подлежит ремонту, то его необходимо снести, а жильцов - расселить.
Без этого пункта мэрия Костромы не получила формальных оснований для включения дома в программу расселения ветхого и аварийного жилья, в итоге престарелая Зоя Матвеевна осталась у разбитого корыта.
Юрист пояснил, что эта проблема - не единичная. Когда и за признание дома аварийным, и за расселение жильцов отвечает один орган - муниципалитет, у которого на расселение нет денег, то нередки ситуации, когда права граждан нарушаются вот такими "случайными" недоделками в документах.
В мэрии Костромы теперь же вопрос о судьбе дома на улице Коммунаров собрал целый "консилиум". Представители комитета городского хозяйства отчитались, что упавшее дерево "уже вовсю пилят", а руководитель управления строительства и капремонта Светлана Репина заверила, что переехать старушке все же помогут, но ей для этого придется еще побегать по инстанциям.
При этом власти продолжают настаивать, что только по двум решениям межведомственной комиссии можно переселить граждан: по признанию дома аварийным и подлежащим сносу и по признанию дома аварийным и подлежащим реконструкции.
Поскольку в выданном пенсионерке Долговой акте слова "снос" не оказалось, то дом в программу расселения не попал. В мэрии пояснили, что жильцы непригодных квартир могут претендовать на получение жилья вне очереди, но сделать это можно тоже только через суд. Свободного жилья у муниципалитета нет, но судебные решения все же исполняются со скоростью расселения примерно 30-50 семей в год. Сейчас по Костроме таких домов насчитывается уже более 50, в каждом доме - в среднем по восемь квартир, в каждой - в среднем по три человека. Таким образом, в "очереди внеочередников" сегодня стоит более 1200 человек. По нормам, жители аварийных домов имеют право на 15 квадратных метров на каждого члена семьи, одиноким дают однокомнатные квартиры площадью 28 квадратных метров.
Для ускорения процесса в горадминистрации пенсионерке посоветовали повторно обратиться в межведомственную комиссию для признания дома аварийным.
Руководитель управления строительства и капремонта Светлана Репина добавила, что сейчас программа переселения из аварийного жилья в Костроме идет очень активно. На эти цели выделяется федеральное финансирование. За последние шесть лет для переселенцев в городе возвели 13 новых домов.
Сейчас по программе получают квартиры жители домов, признанных аварийными до 1 января 2012 года. В мэрии надеются, что федеральная программа переселения граждан в ближайшее время будет продлена, и к 2017 году все жильцы, успевшие оформить документы до конца этого года, смогут переехать в новое жилье. Пока этого не произошло, замглавы администрации Костромы Олег Болоховец пообещал прислать в аварийный дом бригаду рабочих и, насколько это возможно, подлатать квартиру старушки. В свою очередь, в костромской приемной премьер-министра заявили, что будут добиваться скорейшего переселения пенсионерки из дырявого дома в судебном порядке. Юристы считают, что по суду престарелая костромичка справит новоселье быстрее, чем по программе, которая на 2015 год еще не утверждена.
По данным администрации Костромы, для включения в программу переселения из ветхого и аварийного жилья обитателям непригодных домов необходимо написать заявление на выход межведомственной комиссии, к которому приложить технический паспорт дома, акт обследования помещения из аккредитованной строительной лаборатории (его стоимость в Костроме в среднем 13800 рублей, скорость изготовления - 30 дней), а также документы на квартиру. Заявление подается в многофункциональный центр, ответ приходит в течение 47 суток. Таким образом, оформление всех документов займет около трех месяцев. После этого граждане получают право на включение в программу переселения. С этого момента до даты новоселья проходит в среднем около трех лет.
#кострома #РасселениеДомов #ВетхоеЖилье #жкх #АварийноеЖилье
Комментарии 2