Юноша из Магдаленсберга: бронзовая статуя Шрёдингера
Большие античные бронзовые статуи – это редкости. Не в пример мраморным, их сохранилось несколько десятков. По причине того, что бронза. как материал, более уязвима, чем мрамор, и перед людьми, и перед природой.
Мы уже рассказывали о том, как в древности отливали бронзовые статуи (https://ok.me/fNz91) в человеческий рост – по технологии утраченной восковой модели. Теперь будем рассказывать и о самих статуях.
В 1502 году в Южной Австрии (сейчас земля Каринтия) крестьянин у горы Магдалены случайно нашел в земле большую – целых 185 см – бронзовую статую. Случайно, но не так уж странно – там ранее уже были открыты кельтское и римское поселения
Леопардовый флорин: редкий результат монетного эксперимента английского короля Эдуарда III
Британский пенсионер Энди Картер из Норфолка любит гулять по чужим полям с металлоискателем (мы рассказывали, по каким правилам это можно делать в Великобритании (https://ok.me/kwu91)). И в октябре 2019 одна из таких поисковых прогулок завершилась весьма триумфально - он нашел золотую монету с леопардом. Да не простую!
Защитное вооружение эпохи викингов: как защищали себя воины в бою 1000 лет назад
Благодаря случайным находкам, раскопкам, а также описаниям и изображениям в источниках мы знаем об оружии эпохи викингов не так уж мало. А вот о защитном вооружении – несравнимо меньше. Может быть, потому что оно стоило дорого, и не каждый воин мог себе позволить доспех и шлем.
На наше, так сказать, счастье, люди той эпохи, провожая умершего соплеменника в иной мир, давали ему с собой нужные в жизни вещи – от посуды до украшений и вооружения. Чем богаче был человек, тем обширнее и ценнее его погребальные дары.
Рассмотрим одну из витрин с вооружением на выставке 2021 года в Государственном Историческом музее "Ви
А вот вы знали, что раньше считалось, будто максимальная длина папирусного свитка с греческими текстами составляет от 10 до 12 метров? При этом египетские "рулончики" были намного длиннее.
Но в 1990-х годах один ученый вычислил на материалах Оксиринхских папирусов с длинной прозой (количество букв в столбцах и количество столбцов во всем тексте), что длинные прозаические произведения могут занимать свитки гораздо большей длины, чем предполагалось.
Например, книги I и II "Истории" Геродота имели длину 20 и 23 метра соответственно, книга VII - 29 метров, книга I "Истории Пелопонесской войны" Фукидида - 27 метров.
Древнеримский император Нерон, правивший Империей в середине I века нашей эры, был большим затейником и обожал развлекаться в больших компаниях. Частенько в эти компании, не зная того, входили жители Рима. Об это коротко, но довольно емко написал римский историй Корнелий Тацит в своих «Анналах»:
* " В консульство Квинта Волузия и Публия Сципиона на границах римского государства царили мир и покой, а в самом Риме — отвратительная разнузданность, ибо одетый, чтобы не быть узнанным, в рабское рубище, Нерон слонялся по улицам города, лупанарам и всевозможным притонам, и его спутники расхищали выставленные на продажу товары и наносили раны случайным
Папуасские народы до сих сохраняют множество древних традиций и представляют научный интерес для этнографов всего мира. Назначение множества предметов, которые папуасы используют во время отправления своих традиционных культов, белый человек просто не поймет.
Об экспозиции "Люди моря" в Светлогорске (https://ok.me/Tuk61), в филиале Музея Мирового океана, мы уже рассказывали. Сегодняшняя публикация продолжает осмотр этой экзотической выставки.
При входе в выставочное пространство первого этажа, посвященного культуре папуасских народов, посетителей встречает вурамон.
Древнеримский город Помпеи так скоропостижно погиб во время извержения вулкана, что остался почти целым на 2000 лет. Замечательный мозаичный фонтан отлично сохранил свою отделку в одном из домов города, несмотря на все неприятности природной катастрофы.
Люди моря: этнографическое богатство в маленьком Светлогорске
Наконец-то мы попали в музей, который совершенно не соответствует профилю нашего канала. Однако его коллекция полна настолько экзотическими и красивыми предметами, что не посмотреть ее было невозможно. Как и не поделиться этой красотой с вами, наши дорогие читатели.
Дом с ларарием: исчезнувшая мебель древних римлян. Спальня
Помпеи вновь рассказывают об открытиях, но работа в экспедиции не всегда способствует написанию статей, поэтому только сейчас, вернувшись из Крыма, мы можем рассказать вам подробно, что же нашли в Помпеях этим летом.
Открытие произошло в Доме с ларарием, о котором мы как раз опубликовали на днях статью (https://ok.me/23Z41). Археологи раскопали пространство вокруг садика и открыли две комнаты. На первый взгляд, две. А на самом деле – четыре!
Как же так вышло? Вы сразу сообразите, вспомнив, как погибли Помпеи. Под тяжестью пепла и лапилли крыши и верхние этажи обрушивались. Таким образом на первом этаже Дома с ларарием оказалось содер
Гипсовые фигуры Помпей – это не скульптура, а останки людей в гипсовом растворе
Нередко мы встречаем в интернете комментарии людей, которые утверждают, будто в гипсовых фигурах Помпей нет костей. А есть даже мнение, что фигуры эти – скульптура для усиления впечатления посетителей археологической зоны. И знаете что? Последнее предположение не лишено здравого смысла. Вернее, его крупицы.
Жадность фраера сгубила: частные беды одного британского арт-дилера и его вселенский позор
Контрабанда культурных ценностей - это мощный мировой бизнес: огромные финансы, миллионы предметов и большое количество вовлеченных людей. Конечно, рассказывать о судьбе артефактов, а то и шедевров очень интересно, но ведь она, эта судьба, сильно зависит от людей. Поэтому иногда мы посвящаем наши заметки и тем, кто участвует в цепочке незаконной торговли.
Вернемся на один пост к Робину Саймсу, с которого и стартовала вся наша "контрабандная" серия заметок. Падение известного, успешного и уважаемого арт-дилера/антиквара началось с такой мелочи, что даже стыдно рассказывать, но мы все же расс
Агатодемоны на защите фамилии: роскошное домашнее святилище в Помпеях
Желая рассказать вам, наши дорогие читатели, о новых открытиях в Помпеях, мы кое-что поняли. Пару лет назад написав блог для N + 1 про свежераскопанный ларарий, про пульс-то мы и забыли. Так что сначала придется исправить этот недочет, а потом представить вам новости.
Итак, несколько лет назад в Помпеях решено было раскопать «клин» - треугольный участок в северо-восточной части древнего города. При Бурбонах, правителях Неаполитанского королевства, этот район был немного исследован. Ну, как исследован – мы бы сейчас назвали это грабительством: в окаменевшем пепле и лапилли раскопщики проделывали тоннели, произвольно пробива
Котики из Навкратиса: как изображали кошек древнеегипетские и древнегреческие скульпторы
С одной стороны, в археологии невероятное количество тем, о которых хочется рассказать. С другой - часто упомянув какое-то место раскопок, мы не можем остановиться лишь на одной истории.
Недавно мы рассказывали о противостоянии археологов и себбахинов на раскопках Навкратиса (https://ok.me/O2Q41) - древнегреческого города в Древнем Египте. И заодно вспомнили (для себя) о находках оттуда. И сейчас самое время небольшой заметки о некоторых из них.
Знаете ли вы, что кошки практически не представлены в греческом искусстве, особенно в скульптуре? Зато при раскопках Навкратиса - греческой колонии в Египте - их
"Смерть героя": подделка, которую знаменитый Музей Гетти купил как древнегреческий артефакт
Древние артефакты всегда привлекали и будут привлекать внимание людей независимо от наличия у них средств для покупки этих предметов. Те, кто не может или не хочет владеть древностями, ходят смотреть на них в музеи. Те, кто хочет владеть и может себе это позволить, организовывают собственные музеи.
Чтобы наполнить такой частный музей, существует несколько как легальных, так и незаконных путей. Но поскольку в прошлой серии мы узнали, как хранители крупных американских музеев могли мухлевать с покупкой артефактов (https://ok.me/R9K41), то продолжим в этой части затронутую тему.
Итак, приведем известный
Перепутанные мумии: как томография обнаружила ошибку музейного хранения
Сегодня мы снова рассказываем, как современные музейщики исправляют ошибки давних хранителей.
В 1862 году в петербургской Кунсткамере был закрыт Египетский музеум. Часть его экспонатов передали в Новый Эрмитаж. В том числе и два саркофажных (да, есть такое слово) комплекса. Каждый состоял из двух деревянных саркофагов – наружного и внутреннего. Оба комплекса происходят из Фиванского некрополя и были датированы концом XXV-й − XXVI династией – это около 755–525 годов до нашей эры.
Нет комментариев