Ло́тос — вид двудольных растений, единственный представитель семейства Лотосовых.
В настоящее время это растение встречается в Южной Европе; родом оно из Северной Африки; плоды его — костянки величиной со сливу, очень вкусны; в древние времена они употреблялись народами Северной Африки в пищу; вероятно, лотофаги Гомера принадлежали к этим народам.
В Индии и Египте, а также и у Диоскорида лотосом назывались различные виды кувшинки, а также лотос орехоносный.
Это растение растет в стоячих и медленно текущих водах по Нилу и Гангу; дико растет в Средней и Южной Азии, в России около Астрахани (см. Астраханский заповедник), в Волгоградской области , Калмыкии, Краснодарском, Хабаровском и Приморском крае.
В буддизме лотос служит традиционным символом чистоты. Лотос рождается в мутной болотной воде, однако появляется на свет незапятнанным и чистым. Подобно этому «существа, рожденные в одном из миров сансары, но искренне практикующие учение Будды, способны со временем избавиться от омрачений».
Лотос - . Основное и, видимо, исходное значение этого мифопоэтического символа — творящая сила, связанная с женским принципом, отсюда — более специальные символические значения Лотоса: лоно как место зарождения жизни; плодородие, процветание, потомство, долголетие, здоровье, жизненная полнота, слава; земля как космическая, самопорождающая суть; спонтанное творение, вечное рождение (божественное, сверхчеловеческое); бессмертие и воскресение к вечной жизни; чистота, духовность, смиренномудрие. В разных традициях с Лотос связываются также жизнь, чистота, андрогинность, согласие, мечтательность, забвение, мир, тишина, твёрдость, непрерывность, солнце. Структура цветка Лотоса (периферийная, лепестковая часть и центр) символизирует взаимодействие женского и мужского начал.
В Древнем Египте известны изображения Лотоса в сочетании с образами богов и другими сакральными символами. С Лотосом, подобно Нилу (по берегам которого он рос), связывалось плодородие и производительная сила, а также солнце как источник жизни и воскресения . На изображениях более позднего периода на цветке Лотоса помещали бога Гора, либо он служил троном Исиды (Езиды), Нефертити, Осириса и соотносился таким образом с царской властью (цветок Лотоса носила Нефертити). Как эмблема Верхнего Египта Лотос противопоставлялся папирусу — эмблеме Нижнего Египта. В некоторых вариантах египетского космогонического мифа солнечное дитя, «осветившее землю, пребывавшую во мраке», выходит из распустившегося цветка Лотоса, росшего на холме, который возник среди изначального хаоса. Изображение младенца, сидящего на лепестках Лотоса, воспроизводилось вплоть до римской эпохи. В ряде изображений новорождённое солнце восседает на Лотосе, из Лотоса же рождается бог Ра.
Кроме этого в Древнем Египте цветок лотоса упоминался в мифе о сотворении мира он возникал из первичного ила, и божественный творец мира появлялся "в виде прекрасного юноши" из чаши цветка. Цветы, которые раскрываются при восходе Солнца и вечером закрываются, ставились в связь с богом Солнца и появлением света из ила мифических доисторических времен. Многие живописные произведения на стенах фиванских надгробий изображают заводи с лотосом, где погребенный разъезжает в тростниковой лодке, "колонны из пучков лотоса" принадлежат к великой египетской архитектуре; венки из цветов лотоса клали умершим в могилу.
В Индии символ Лотоса, соотнесённый с женским детородным органом — йони, олицетворяет богиню-мать, космический Лотос как творящее лоно, седалище или источник божественного принципа, особой сакральной силы и т. п. С мотивом Лотоса связаны и более сложные образы дуальности, олицетворяющие женское (йони) и мужское (линга) начала. Культ лотосовой богини плодородия (статуэтка обнажённой богини с цветком Лотоса в волосах) был широко распространён в земледельческих культурах Индии. Лотосовые богини были излюбленными (особенно среди женщин) низовыми божествами, с которыми сохранялись интимные связи в ритуалах и в ритуализованном быту. В изобразительном искусстве (реже в письменных текстах) известны композиции с лотосовой богиней, сидящей на коленях мужского божества или обнимающей его стопы [Вишну и его «лотосовые» жёны Падма (др.-инд. padma, «лотос»), Лакшми, Шри (которая, по преданию, возникла из Лотоса, выросшего из чела Вишну)]. Та же схема реализуется в изображении Шивы с лингой и его божественной супруги Шакти. На Лотосе нередко восседает Будда, связанный также и с лотосовой супругой по имени Прадж-ня-парамита («совершенная мудрость»), несущей Лотос. Нередко лотосовая богиня связана с водами (в частности, с женскими, жизнетворными); она фигурирует в мифе о пахтанье океана. В 1 в. до н. э. появляются изображения лотосовой богини на Лотосе со стоящими подле неё слонами, которые изливают на богиню и Лотос воду из хобота.
Путём деперсонификации и абстрагирования основных идей образа Лотоса конструируется понятие космического Лотоса как особого универсального принципа, управляющего миром и развивающейся в нём жизнью. Космический Л. выступает как образ (иногда посредствующего характера) творения, возникновения мира из космических вод или из пустоты, на которой покоится спящий Вишну, и как символ соития. «Лотосопупковый» Вишну, демиург вселенной, порождает из своего тела гигантский Лотос., на котором находится «лотосорождённый» творец Брахма. По мере роста тысячелепесткового золотого Лотоса растёт вселенная; лепестки дают начало горам, холмам, рекам, долинам (на самом Лотосе изображались символы земли или богиня земли, под лепестками Лотоса — демоны, змеи и т. п.). В другом варианте космогонического мифа Праджапати узрел в первоначальных водах лист Лотоса, обратившись в вепря, он нырнул в воды, достал со дна кусок земли и положил его на лист, а затем утвердился на листе и сам. В буддизме с появлением Лотоса также связывается начало новой космической эры. Кроме того, Лотос указывает место для священного дерева Будды. Буддийский рай нередко изображался как место, где люди, подобно богам, рождаются на цветке Лотоса. В буддийской традиции в Индии создаётся особая «лотосовая» литература («Падма-пурана», описывающая, в частности, время, когда вселенная была «золотым Лотосом», т. н. «Лотосовая сутра», сыгравшая особую роль в китайском буддизме 5 в. н. э.; ср. также «Лотос истинного Закона» — величайший памятник махаянического буддизма).
В мифопоэтической традиции Древней Индии образ Лотоса выступает и в качестве независимого символа творческой силы. В числе таких атрибутов — седалище или опора в виде Лотоса, соотносящегося с большинством индуистских божеств, с буддой и бодхисатвами; Лотос в руках божества иногда в сочетании с мечом, палицей, драгоценным камнем, солнцем или даже книгой; Вишну держит в одной из четырёх рук Лотос; Падмапани, «лотосору кий», выступает как один из получивших известную независимость эпитетов Авалокиты; в джайнском каноне Лотос в руке — символ 6-го Джины, и в Тибете — эмблема основателя ордена Падмакары; «лотосовая» формула — «Да будет так, драгоценный каменьлотос»), воспринимающаяся уже как целостный сакральный символ, коренящийся в брахманизированном ритуале. Отсюда она проникла как в более поздние филиации индуизма, так и в буддизм, где она обращена к Авалоките (Авалокитешваре), изображающемуся в виде гермафродита, который восседает на Лотосе своего отца или держит Лотос и драгоценный камень. Некоторые другие атрибуты имеют более узкое распространение. Например, образ Лотоса и пламени символизирует в буддизме не только идею союза воды и огня, но и форму, в которой Ади-будда впервые открылся на горе Сумеру (в маздеизме этот же образ трактуется как эмолематическое выражение древа жизни). Об укоренённости темы Лотоса в индийской мифопоэтической традиции и культуре свидетельствуют также «лотосовые» названия особой отметины на человеческом теле и лице, хоботе слона, части колонны, особого типа храма, воинского построения, положения тела человека в состоянии медитации, вида соития, одного из девяти сокровищ Куберы, одного из восьми сокровищ, связанных с магическим действием, в свою очередь, называемым Падмини, большого числа, созвездия, разновидностей слонов, змей, обезьян, демонов, растений, специй, а также многие собственные имена, как мифологические и сакральные, так и демифологизированные и профанные, и т. п. Только в древнеиндийском языке отмечено более ста названий Лотоса (значительная часть их связана с мотивом воды или цвета). Образ Лотос — один из ведущих в индийской поэзии (Ашвагхоша, Бхаса, Калидаса, Бхартрихари и др.) и изобразительном искусстве. Красный Лотос — эмблема современной Индии.
В Китае Лотос почитался как священное растение ещё до распространения буддизма. В даосской традиции одна из восьми бессмертных, добродетельная дева Хэ Сянь-гу изображалась держащей в руках «цветок открытой сердечности» — Лотос или жезл с элементами Лотоса. Цветок Лотоса олицетворяет в Китае чистоту и целомудрие, плодородие и производительную силу; он соотносится с летом и является одной из восьми эмблем удачного предсказания. Возникновение Лотоса трактуется как благовещение о рождении Будды, изображения которого имеют лотосовый знак на стопе. Духу Лотоса жгут благовония с целью изгнания злых духов. Лотос играет важную роль в китайском буддийском искусстве, в частности в живописной концепции западного неба, на котором находится лотосовое озеро. Каждый Лотос, растущий на этом озере, соотносится с душой умершего человека. В зависимости от степени добродетельности земной жизни человека цветы Лотоса расцветают или вянут. Западное небо изображается в китайской живописи как лотосовый рай («западный рай») с обилием Лотосов разных форм, размеров и оттенков; среди цветов Лотоса, в окружении бодхисатв восседает Амитабха (Амитофо), будда запада.
Из Египта, Индии и Китая лотосовая символика проникла и в смежные или близлежащие страны Средиземноморья, Ближнего Востока, Центральной и Юго-Восточной Азии. На Ближнем Востоке были распространены медальоны, розетки, орнаменты с образом Лотоса. Лотос считался растением, посвящённым Гере. В золотом солнечном челне в форме Лотоса. совершает одно из своих путешествий Геракл. Лотос. многократно упоминается Гомером; отмеченность Лотоса подтверждается включением его в один ряд с такими мифологизированными цветами, как шафран и гиацинт. В «Одиссее» излагается сюжет мифа о поедателях Лотоса — лотофагах. Отчётливые следы лотосовой символики сохраняют образы лилии и тюльпана в христианской традиции (было распространено представление, согласно которому Лотос наряду с лилией посвящён деве Марии).
Наряду с цветком Лотоса. определённое мифопоэтическое значение имеет и т. н. лотосовое дерево (киренейский Лотос, дерево ююба). В греческой традиции известен миф о нимфе Лотис (Лотиде), которая, спасаясь от преследовавшего её Приапа, превратилась в лотосовое дерево; в лотосовое дерево была превращена и нимфа Дриопа, повредившая дерево, в которое превратилась Лотис. В мусульманской мифологии лотосовое дерево помещается на седьмом небе, справа от трона аллаха.
В Китае это — цветок июля. Нераспустившийся бутон, распустившийся цветок, а также семена лотоса символизировали прошлое, настоящее и будущее.
Белоснежный, розовый или голубой лотос — священный царственный цветок Востока, точно так же, как нежная благоуханная роза — признанная королева цветов на Западе. Лотос, главный атрибут восточных богов-демиургов, символизирует их чистоту, целомудрие и мощную творческую энергию. Лотос является эмблемой совершенства, поскольку его листья, цветы и плоды образуют круг. Лепестки лотоса, напоминающие солнечные лучи, олицетворяют божественный источник жизни, а коробочка семян в культуре Древнего Египта, Индии, Китая и Японии рассматривается как символ плодовитости, рождения и возрождения. Венки и другие декоративные траурные атрибуты, изготовленные из лотоса, использовались во время похоронных церемоний как знаки воскрешения.
В мифологии народов Востока лотос, вырастающий сам по себе среди первозданного хаоса, символизирует центр мироздания. Согласно древнеиндийскому мифу, божественный гигантский лотос, выросший из пупка великого Вишну, отдыхавшего среди бесформенных первозданных вод, распустил тысячи сияющих благоуханных лепестков, из которых по мере их роста и образовалась Вселенная. По древнеегипетскому мифу цветок лотоса послужил колыбелью солнечному богу Ра. В бирманском мифе рассказывается о том, как из цветка лотоса, посланного на землю богами, поднялась Мировая гора Лойсаомонг — центральный столп Вселенной.
В китайской мифологии лотос, подобно христианской розе, произрастает в небесных райских кущах. Однако в поверьях китайцев лотосы, покрывающие глади райских озер, не простоцветы, а души умерших людей. Лотосы, воплощающие души праведников, вечно цветут и благоухают, а те цветы, в коих заключены грешные душонки, быстро увядают, не приживаясь в райском климате.
Великий Гомер поведал в «Одиссее» о гостеприимном мифическом племени лотофагов («пожирателей лотоса»), населявшем территорию древней Ливии. Спутники хитроумного Одиссея, отведав сладкомедвяного лотоса, погрузились в блаженное забвение, утратив всякую па-мять о прошлом и воспоминания о далекой родине. Царю Итаки пришлось применить силу, чтобы доставить их на корабли, после чего герои Эллады спешно покинули опасных в своем радушии лотофагов.
Легенда о лотофагах возникла не на пустом месте. Древние египтяне считали белый нильский лотос, раскрывавший свой бутон только по ночам, символом сна и сладостного забвения, а китайцы и японцы до сих пор употребляют в пищу засаха-ренные лотосовые корешки, полагая, что такой божественный продукт способен продлить молодость и сохранить красоту.
В религии Древнего Египта наиболее важную роль играл не белый, а голубой нильский лотос, расцветавший на рассвете и закрывавший бутон на закате солнца. В отличие от «ночного» белого лотоса, его голубой (а точнее, васильково-синий) собрат символизировал пробуждение и воскрешение, поэтому древние египтяне украшали гирляндами из голубого лотоса гробницы и саркофаги.
В Индии особая разновидность лотоса с розово-красными цветами, покрывающая долины священного Ганга, служит эмблемой божественного совершенства и духовного развития человека.
В буддизме розовый индийский лотос является эмблемой самого Будды. В преданиях, посвященных его жизни, сообщается о том, что в момент рождения царевича Гаутамы небо разверзлось и раз-разилось чудесным дождем из лотосов. С тех пор все важные события в его жизни отмечались выпадением лотосового дождя. Лотос ассоциируется и с ключом к блаженному состоянию нирваны, кото¬рого Будда достиг первым из смертных.
В тантрической традиции йогов лотос символизирует чакры — энергетические центры человека. Энергетические потоки, проходя через все чакры человеческого тела, вырываются вверх через самую главную из них, расположенную в районе темени. Эта венечная чакра именуется в йоге сахасрарой, т.е. тысячелепестковым лотосом.
В тантрическом буддизме, где стебель лотоса олицетворяет мужское начало, а чашечка цветка — женское начало, священное растение символизирует гар-монию и духовное единство.
В китайском буддизме лотос — один из Восьми добрых знаков, воплощение искренности, стойкости, решительности, семейной гармонии и процветания.
В восточной иконографии распространено изображение богов, восседающих на пламенеющем лотосе со скрещенными ногами. Это аллегория свободной души, не обремененной тленным телом, поскольку лотос, пустивший корни в темном иле на дне реки, вырывается в чистую свободную сферу воздуха и гордо возвышается над водой, словно утратив всякую связь с бренными корнями.
В иконографии наиболее значительным представляется изображение двух великих индуистских богов — Вишну и Брахмы. Утомленный Вишну лежит в кольце священной кобры, а из его живота прорастает стебель лотоса. В центре цветка расположился четырехголовый Брахма с четырьмя руками, что символизирует четыре стихии и четыре стороны света. В его руках находятся круг и огонь — эмблемы вечности и власти.
По волнам Великого океана в цветке лотоса плавает супруга Вишну, красавица Лакшми, богиня счастья, здоровья и богатства.
На лотосовом троне восседает и египетская божественная чета — Осирис с Исидой, а китайская бессмертная дева Хэ Синьгу ласкает божественный цветок в своих руках.
В истории античных народов различные виды лотоса (древовидный, лотос-трилистник, египетские и индийские водяные лилии) нашли самое широкое применение. В Древнем Египте божественный цветок, ставший символом царской власти фараонов, чеканился на монетах, наносился в качестве орнамента на священные сосуды, а изображенный в виде иероглифа — обозначал понятие «счастье». Пальметта, орнаментальный мотив из лотоса, заимствованный у египтян греками, послужил основой для создания капители в ионическом ордере.
Лотос повсюду использовался и в быту: из его цветов плели венки, гирляндами украшали жилища и гробницы, а семена, листья и коренья употребляли в пищу. Применялся лотос и в медицине при лечении сердечно-сосудистых и нервных заболеваний, в качестве антисептического, тонизирующего и мочегонного средства.
Свой царственный след лотос оставил и в эмблематике государств древнего Востока. Голубой нильский лотос является одной из эмблем Египта, а священный розовый лотос с берегов Ганга — эмблемой знаменитой индийской провинции Бенгалия.
В современной геральдике лотос, как эмблема процветания, украшает герб не-большого азиатского государства Бангладеш.
Вообще с лотосом связано великое множество мифов и легенд. Он был символом многих явлений. Вообще, на востоке это, пожалуй, самое известное и священное растение. Но подавляющее большинство этих поверий объединяет основное понятие, обозначенное лотосом: первозданная чистота, свет и т.п. Это объясняется следующим образом: корневища лотоса погружены в ил, в грязь; но цветы и листья его чисты и незапятнаны. Цветы высоко подняты над водой, над землёй, надо всем негативным. Они следуют за солнцем и сохраняют вечную чистоту. Существует немало мифов, рассказывающих о рождении богов, связанном с лотосом. В Египте бог солнца Ра рождается из лотоса, поднявшегося из глубин первичных вод.
Современную религию езидов часто называют именем «шарфади», это совсем не так.
Шарфадин является перво-носителем религии Езидов на земле, исходя из молитв, сам Шарфадин появился в образе цветка (лотоса), еще до появления человека. Шарфадин был сотворен для того чтобы передать религию Тауси Малака ( Иман) народу Адаби. По моему мнению религию езидов так и надо называть - религия езидов.
Я считаю, что все древние религии, основанные на древних солнечных богах считают цветок лотоса священным и основой всех древних религий.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев