11 июля – День художника по свету и светооператора!
И мы решили рассказать вам об этой важной для театра профессии и о нашем художнике по свету Павле Дудко. 💁♀
🎭Обычно зрители не обращают внимания на световое решение спектакля. Но он – это такое же выразительное средство, как сценография, костюмы, игра актёров.
Не будь света на сцене, мы бы просто ничего не увидели!
Световые эффекты дополняют актерскую игру, обогащают восприятие спектакля. Благодаря мастерству художника по свету, на сцене можно добиться многого, этому способствует и современная светотехника, и технологии.
🗣Павел: «Необходимо следить за развитием технологий и обновлениями, учиться новому. Я постоянно читаю специализированные журналы и сайты»
📃Работа со светом – это сложная, многоплановая и творческая профессия. Режиссёр и художник спектакля на завершающих репетициях плотно работают со светооператором. Все вместе они создают световую партитуру. Это полная информация по свету спектакля. От схемы, как развешаны прожектора, до каких-то фотографий, словесных описаний, как прибор направлен. Какой ширины, куда светит, что засвечивает, под каким углом. Как меняется свет и в какой момент. Здесь и реплики актёров или музыка. Часто реплика становится сигналом для светового перехода. К генеральной репетиции световая партитура должна быть полностью готова и записана в специальную программу. Менять её нельзя. Только режиссёр периодически просматривает спектакль и может решить что-то изменить.
🗣Павел: «Обычно я соглашаюсь с идеями режиссёра или главного художника. Потом думаю, как это технически выполнить с помощью доступного оборудования. Прикидываю, что могу смастерить, а что нужно приобрести.
Вот для моноспектакля «Хочу в Париж» нужно было сделать автономную подсветку для табуретов и мы решили использовать светодиоды. Ещё, так как это постановка в малом зале, то свет стал, в некотором смысле, частью декорации: мы используем трафареты для прожекторов, чтобы показать определенное место действия».
💡Светооператор должен обладать и техническими знаниями, разбираться в аппаратуре, программном обеспечении и электрике. Сценический свет - это боковой свет, верхний свет, свет для подсвечивания задней части сцены, или горизонта, выносной (на балконах и специальных рампах, расположенных за сценой) и специальный свет (всевозможные светильники, свечи, фонари, расположенные среди декораций). Большая часть оборудования управляется с пульта из специальной будки над залом. Чем-то управляют светооператоры за кулисами непосредственно во время спектакля, а что-то включают сами актёры по ходу действия, например, зажигают настольную лампу или свечу. Все это необходимо установить, настроить и проверить за несколько часов до прихода зрителей.
🗣Павел: «Моя первая специальность – слесарь КИПиА, а вот вторая – режиссёр массовых праздников. Ещё студентом я участвовал в драмкружках, КВН и клубах по интересам. В это время я и заинтересовался искусством. Сейчас работа в театре объединяет мои технические знания и интерес к театру».
Мы рассказали только о малой части работы со светом в театре. Но и этого достаточно, чтобы по-новому взглянуть на спектакли.
А вы замечали особенный свет в театре? Запомнился ли вам какой-то спектакль благодаря оригинальному световому решению?
Расскажите нам об этом в комментариях. ✍🏻

Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 2