В статье 9 Конституции Российской Федерации закреплен принцип, в соответствии с которым земля и природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни народа. В 2001 году Государственной думой Российской Федерации был принят Земельный кодекс Российской Федерации, разработка которого началась еще в начале 90-х годов.
Согласно принятому в период правления В.В. Путина Земельному кодексу Российской Федерации, в частности исходя из содержания статей 34 — 36 Земельного Кодекса Российской Федерации, он выявил, что иностранные граждане и юридические лица имеют совершенно одинаковые возможности с гражданами России на получение земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности. В соответствии с п. 5 ст. 35 Земельного Кодекса Российской Федерации, они имеют преимущественное право покупки
или аренды земельного участка, на котором находятся принадлежащие им на праве собственности здания, строения, сооружения, и что только Президент Российской Федерации может установить перечень видов зданий, строений и сооружений, на которые это правило не распространяется. (См.: Коловангин П.М. Собственность на землю в России: история и современность. СПб., 2003. С. 309).
На основе изучения подп. 1 п. 1 и подп. 2 п. 2 ст. 40 Земельного Кодекса Российской Федерации в связке со статьями 15, 36 Земельного Кодекса Российской Федерации напрашивается совершенно обоснованный вывод, что все иностранные собственники горнодобывающих, газовых, угольных и им подобных предприятий и монополий, имеющие на занятых ими землях любые хозяйственные постройки, получают преимущественное право на скупку этих земель, содержащих любые полезные ископаемые, водные ресурсы, и вправе использовать их по собственному желанию. Прямых ограничений нет.
Земельный кодекс РФ запрещает владеть землями сельхозназначения иностранным гражданам и компаниям, а также российским компаниям, если иностранцам принадлежит в них более 50%. Однако в отечественной практике прижились уже несколько способов обхода этого запрета. Среди наиболее популярных вариантов – использование для покупки земельного участка российских подставных физических или юридических лиц. Еще одна возможность обойти законодательство – продажа участка земли паевому инвестиционному фонду недвижимости. Если в нем хотя бы один пай принадлежит российскому лицу,
то сделка считается законной. Дескать, российские интересы учтены.
Ну и, наконец, самый любопытный способ – создание в России «внучек»
иностранных фирм. Так статья 3 Федерального закона от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" позволяет иностранному юридическому лицу зарегистрировать на территории России юридические лица со 100 % иностранным капиталом. Указанные юридические лица, созданные по российскому праву, вправе учредить еще одно юридическое лицо на территории Российской Федерации. Это юридическое лицо, приобретая на праве собственности земельный участок сельскохозяйственного назначения, уже не столкнется с правовыми барьерами, установленными ст. 3 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения". Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, руководствуясь положениями Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", не найдет оснований для отказа в государственной регистрации.
Именно по этому варианту действует, например, шведская компания Black Earth Farming – первая агрокомпания, которая призналась в скупке сельхозземель в России. Ее интересы в нашей стране представляет российская «внучка» «Агро-инвест», управляющая более чем 300 тыс. гектаров в Центральном Черноземье. Холдинг занимается растениеводством и собирается развивать молочное животноводство, свиноводство и птицеводство. На рынке «засветились» и еще несколько иностранных компаний. Так, председатель совета директоров датской Trigon Agri Уло Адамсон признал, что его фирма контролирует 100 тыс. гектаров сельхозземель в районе Пензы и Самары.
Наконец, по некоторой информации, один из крупнейших владельцев российских земель – казахстанская компания «Иволга-холдинг» во главе с Василием Розиновым. По словам другого землевладельца, Игоря Пинкевича, у «Иволги» в России около 500 тыс. гектаров.
Однако, по мнению экспертов, вышеперечисленные фирмы – лишь надводная часть айсберга. Стоит побывать в Приморье, чтобы убедиться: в этом регионе овощи для оптовой продажи уже
давно выращивают китайцы. Недаром наше Приморье китайцы уже называют Хэй-Хан-Ше, что в переводе, говорят, означает «Северная провинция».
В Свердловской и Иркутской областях местные власти тоже выражают
готовность сдать Китаю в долгосрочную аренду заброшенные сельхозугодья. Рослесхоз предложил китайцам 1 млн. гектаров леса в Тюменской и Томской областях в аренду на 49 лет. А село Плотава в Алтайском крае уже года три как именуется на китайский манер – Вань Юань (после того, как некогда существовавший здесь колхоз стал китайским ООО «Вань Юань Плотава»).
( http://prpk.info/news/rossiju_skupajut_po_tikhomu/2010-08-03-1572 , газета Версия от 17.01.2011, http://agroobzor.ru/article/a-600.html ).
Принятие законов, позволяющих иностранным компаниям любым способом получить собственность на землю в Российской Федерации, является помощью иностранным государствам во враждебной деятельности в ущерб внешней безопасности и обороноспособности Российской Федерации. http://2018-lada-rus.ru/svetlana-peunova-prosit-proverit-de/
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1