Братья Майгур: Иван (крайний слева) и Александр (крайний справа) вместе с Андреем Шибе на фермерском подворье.
Братья Майгур: Иван (крайний слева) и Александр (крайний справа) вместе с Андреем Шибе на фермерском подворье.
Заходя в мясные ряды магазинов с говядиной или свининой, мы редко задаёмся вопросом, кто вырастил для нас эту продукцию, насколько она экологична для потребителя и экономически выгодна производителю.
С сельским хозяйством Александр и Иван Майгур знакомы с детства. У родителей, как у настоящих сельских жителей, было своё домашнее хозяйство: куры, утки, свиньи. Даже бычков держали. За хозяйством помогали смотреть юные братья. Это вам не нынешняя молодёжь, рвущаяся только в лоно Интернета, а настоящие сельские парни.
Братья Майгур
– Всё моё детство и юность прошли на природе, – рассказывает Александр. – А как иначе? Сельская местность: помогали родителям растить и убирать за скотом. Возились с техникой: мотоциклы, мопеды – всё ремонтировали своими руками: запомнили наизусть каждый винтик и деталь. Постоянно учились, даже потом, когда занялись сельским хозяйством профессионально. Как и в любом деле, здесь много тонкостей и нюансов, которые необходимо постичь.
Правда, сразу расставить приоритеты не получилось. Закончил Южный Федеральный университет по специальности эколога, мог остаться реализовывать себя в городе, но потянуло домой, в родные края. Вернулся в Шкуринскую и нашёл себя в фермерстве. Видимо, это заложено у нас с братом в крови, – смеётся молодой человек.
Брат Иван по специальности агроном. Тот сразу знал, что сельский труд – дело его жизни. В 2015 году братья стали хозяйствовать на земле, приобретённой у пайщиков станицы Шкуринской, потом взяли наделы в долгосрочную аренду. Поначалу занимались землёй: выращивали зерновые культуры, кукурузу. Но быстро поняли – надо менять профиль.
– Понимаете, дело в том, что урожай сельхозпродукции, как ни старайся, в конечном счёте зависит от погоды, – рассказывал Иван Майгур. – Вот и нынче очень подпортила картину засуха. Многие крупные предприятия понесли колоссальные убытки, а что говорить про небольшие фермы...
Так пришла мысль попытать удачу в животноводстве. В 2020 году Светлана Майгур (мама Ивана и Александра) решила оформить семейное КФХ. Подоспела программа «Агростартап». Братья составили бизнес-план, подали документы в Минсельхоз, прошли конкурс – представленный проект одобрили, пришёл грант в 5 млн рублей.
– Помощь хорошая, – поделился Александр. – Но чтобы держаться на плаву и не слететь с гранта, не потерять деньги, нужно чётко соответствовать требованиям, представленным этой программой.
На средства господдержки братья закупили новую технику: кормозаготовитель, трактор МТЗ-82, пресс-подборщик, сеялку, катки, протравитель, сортировочную машину, косилку и борт-загрузчик. С этим незаменимым арсеналом растят пятый год бычков на мясо.
Есть база
В том же 2020 году фермеры приобрели собственную производственную базу: братья выкупили заброшенное здание молокоприёмного пункта, приспособленного затем под сбор металлолома. Сейчас на этом месте растёт мясное стадо.
Начинали с 50 бычков, сейчас у семейства Майгур их 70. Закупают сразу подращённых телят – по 3-4 месяца (в таком возрасте вес одного животного достигает порядка 100 килограммов) – и откармливают примерно до 500 кг.
Далее быков сдают предпринимателям в Белореченск. Продали одних – приобрели других. Такой вот круговорот бычков в природе. Уже сейчас на сдачу готовы 30 голов: через пару недель за ними приедет покупатель. А 40 малышей, начавших набирать вес, сдавать планируют осенью. Ежегодно так и получается: одна часть выращенных телят покидает фермерское хозяйство весной, а другая – осенью.
Майгур экспериментировали с разными породами. Одними из первых стали герефордские. Потом – лимузинские, симментальские. Лучший результат дали симменталы: они скороспелые (быстрее и лучше набирают вес), растут как на дрожжах. Сейчас на ферме обитают бычки голштино-фризской породы.
Каждый подопечный фермеров стоит на учёте в ветуправлении района. За здоровьем поголовья следят чётко, чуть что – лечат. У каждого телёнка свой номер, порой даже имя.
– У некоторых бычков есть своя кличка, – смеётся Иван. –
Находятся запоминающиеся «личности». Сразу примечаешь самых бойких и резвых, а ещё – сообразительных. Не все бычки тупо упёртые, как гласит поговорка.
Поначалу фермеры привязывались к отдельным особям, а те – к своим хозяевам. За год откорма человек и животное привыкают друг к другу и уже трудно сдать бычка под нож. Глаза у них уж больно человечьи, а умные какие! Коллеги из Белореченска посоветовали не привязываться, не давать имён, не «очеловечивать» животных – иначе лучше заняться другим бизнесом.
Майгур работают через автоматизированную информационную систему «Меркурий», с помощью которой государство следит за здоровьем животных.
Сами братья уже немножко ветеринары. Как заметили ребята, время требует знаний, незнайки быстро прогорают. Вот почему фермеры – и ветеринары, и зоотехники, и кормозаготовщики, и электрики, и слесари, и бухгалтеры, и экономисты. Всё приходится осваивать на ходу. Взять хоть кормовую базу.
На своей земле
Корма у фермеров: растут на своей земле. Всё натуральное – без премиксов и добавок. Есть кормоцех, где выращенное приготавливают. Для бычков сделали непрерывные кормушки по 4 тонны. Этот способ подсказали знакомые фермеры Ростовской области. Засыпаешь один раз – и на одну-две недели кормления хватает. Единственная проблема такой кормушки – приучить маленьких телят не переедать. Нужно дать понять малышам: еда в достатке есть всегда.
Кормление телят отличается от кормления взрослых особей. Они живут отдельно от старших –
у них свой загон. Когда телята совсем маленькие, им запускают желудочки с помощью отрубей. Когда вошли в цикл, начинают постепенно добавлять в рацион ячмень, кукурузу, пшеницу. Обязательно 1% мела и соли, чтобы кости были крепкими. Раз в месяц – витаминная процедура: берут разные микровиты и добавляются в корма. В 4-месячном возрасте рацион бычков меняется. В питании появляется макуха, горох. Бывает, что бычки перестают набирать в весе, например, в сильную жару или холод, когда их кусает муха или овод.
ЭКСПЕРИМЕНТ
Братья ставили эксперимент, выращивая телят меньшего возраста, 3-недельных. Выпаивали в течение месяца несколько раз в день. Для телят построили специальные домики. До 4-5 месяцев тщательно следили за желудочками подопечных. Получилось, но это крайне тяжёлая работа.
Бычки в загоне живут на несменяемой подстилке. Постоянно подкидывается солома, чтобы животным было тепло и комфортно. Спустя время смесь начинает перегнивать и выделять тепло, в холодные времена животные здесь греются. Вычищается подстилка один раз в год.
Чтобы получить ежегодную субсидию на ведение дела, братья Майгур собирают пакет документов и подают их в сельхозуправление. Сейчас ждут очередную, её размер – 10 рублей на 1 кг выращенной продукции. Однако в современных реалиях она с трудом покрывает расходы на налоги, ветеринарное обслуживание животных. Если бы она была хотя бы 15 рублей, фермеры могли выходить в ноль. А так, тяжко приходится современным животноводам.
Основную проблему в животноводстве братья видят в покупке телят. Обращаются на ферму, чтобы купить молодняк, а там всё раскупили перекупы. И здесь они тоже есть. Как-то шкурянам приходилось закупать телят на Алтае, в Воронежской области. Сейчас у них живут телята из Ейского района.
На ферме братьям Майгур помогают растить бычков два сотрудника. Они чистят базы, измельчают корм, помогают при лечебных процедурах бычков. Когда начинается пора сенозаготовки, очень много всего необходимо сделать: скосить травы, сгрести, высушить, спрессовать. Без сотрудников никуда!
Фермеры очень довольны Андреем Шибе, он на ферме 3-й год. Помогает во всём: на кормозаготовке, чистке, перевозке. Андрей Андреевич примерный семьянин. Его жена – повар в шкуринской школе-интернате, сын учится в шестом классе.
Сами Александр и Иван тоже люди семейные. У Ивана двое детей: дочь учится в 7-м классе, а сын – во 2-м. Супруга – акушер-гинеколог в Кущёвской ЦРБ. У Александра жена – госслужащая.
Собинформ Вперед.
Фото автора.
Нет комментариев