Пространственные представления и пространственное воображение ребенка являются предпосылками для формирования его пространственного мышления и обеспечиваются различными психическими процессами, такими как восприятие (первоосновой которого являются ощущения), внимание, память, воображение при обязательном участии речи. Ведущую роль при этом играют логические приемы мышления: сравнение, анализ, синтез, классификация, обобщение, абстрагирование.
Чтобы ребенок успешно учился в школе, он должен свободно ориентироваться в пространстве и владеть основными пространственными понятиями. Пространственные представления необходимы для обучения ребенка счету, письму, рисованию, чтению и другим дисциплинам, которые основаны на установлении соотношений между предметами и явлениями, их последовательности, а значит, их пространственных взаимосвязей.
При изучении математики пространственные представления нам нужны для:
📌понимания разрядного строения числа (15 и 51 различаются только «местом» входящих в их состав цифр);
📌понимания отношений сравнения (больше-меньше, ближе-дальше, раньше-позже);
📌правильного, незеркального, написания пространственно сходных цифр (6 и 9);
📌вектора направления счетных операций (сложение-вычитание);
📌представления о геометрических фигурах и их положении в пространстве;
📌понимания условий задачи: часто при понимании общего смысла задачи ребенок становится в тупик перед грамматической формулировкой отдельных входящих в ее состав условий (например, ша столько-то больше» или «во столько-то больше»). В данном случае ребенок может знать все правила и алгоритмы решения, но не понимать условий задач на нахождение веса, скорости, расстояний, части от целого и т, д.;
📌операций с отрицательными числами, условием которых является направление производимой операции;
📌работы с многозначными числами, где значение каждой цифры определяется ее местом (разрядом).
В успешности изучения чтения и письма уровень сформированности пространственных представлений также занимает очень важное место:
📌графически-пространственный образ буквы, который является основой овладения навыками письма и чтения (например, правильное написание и узнавание прописных букв б и д, которые отличаются только положением крючочка, — вверх или вниз; «ш» и «и» (сколько крючочков — два или три); правильное, незеркальное написание (буквы э, з, с));
📌для полноценного овладения письмом ребенку необходимо взаимно трансформировать пространственную последовательность графических знаков и временную последовательность звуковых комплексов (правильное воспроизведение последовательности написания или прочтения букв в слове);
📌пространственная конструкция фразы при восприятии читаемого текста «Я позавтракал после того, как прочел газету. Что я сделал раньше?» и т. д.📌
У детей с несформированностью пространственных представлений обычно беспорядок в тетрадях: они «выходят» за поля, могут написать слитно два разных слова, особенно часто существительное с предлогом (например, «наполу» или «надстолом»), не соблюдают правил переноса.
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ...
#подготовка_к_школе #развитие_ребенка
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев