А страх старения и смерти стараются заглушить алкоголем, наркотиками, роком и т.д.
В молодости большинство людей чувствуют себя полными сил, но надо помнить,
Что в старости эта возможность исчезнет, так как невозможен в старости биологический комфорт.
.......
Для цветущей юности - старость как бы не существует, и многие беспечно мыслят:
«Это меня не коснется, будем веселиться, пока мы молоды».
Назидая таковых беспечных, святой Климент Александрийский пишет:
«Можно ли без жалости смотреть на дитя, имеющее восемь лет от роду, а выглядящее слабым и малым, как бы на втором году ? Если оно в ближайшее время не укрепится в силах, то про такого скажут- урод».
Дальше он пишет: «Не то ли случается и с теми, кто в старости остается таким же беспечным, малодушным и нераскаянным, каким был в пылкой молодости?
Какое это жалкое зрелище перед очами Господа и ангелов Его!
.......
Да, старость- это время подведения итогов жизни, осмысления прожитого. Она, естественно, напоминает о смерти, и если не было к ней подготовки через дела веры, любви и покаяния,
То «смерть грешнику люта»
Такой человек прячется, бежит от мысли, что смерть неизбежна, панически боится смерти.
Исаак Сирин пишет: «Страх смерти печалит мужа, осужденного совестью, а кто имеет в себе доброе свидетельство, столько же желает смерти, как и жизни».
.......
Не стоит бояться смерти, - все равно будет. Ведь и библейские долгожители окончили свою жизнь.
Господь отводит человеку предел жизни: 70, «аще ли же в силах» — 80 лет, «и множае их труд и болезнь»
.......
Безусловно, надо готовиться к неизбежному уходу, - словно мы готовимся к зиме,
Запасая топливо и теплую одежду, или готовимся к поездке в дальние страны, узнавая обычаи, язык, климат в этих местах.
Надо не бояться холодной зимы или новых мест, - а быть готовым к ним.
И нужно быть готовым в любой момент нашей жизни дать отчет о ней Богу.
...
Св. Иоанн Дамаскин говорит о жизненном пути человека: «Иду меж страхом и надеждой». Страх — быть наказанным Богом за грехи своей жизни, и надежда на то, что Бог помилует раскаявшегося грешника.
«Смерть страшна, но страшна только для тех, кто о ней не думает и не готовится к ней доброй жизнью», — говорит св. Нил Синайский.
...
Святые наставляют:
«Будем помнить о смерти, потому что если забываем ее, то она нас не забывает», и поэтому надо жить так, как будто мы можем в любой день умереть,
Посему св. Василий Великий говорит:
«Когда встанем от сна, то вполне сомнительно, достигнем ли мы вечера ?
И опять, когда желаем успокоить тело сном, столько же ненадежно, увидим ли мы свет на пути наступившего дня ?»
...
А блаженный Августин говорит:
«Это милосердие Божие, что человек не знает, когда умрет- сокрыт день последний».
Как мы будем жалеть при смерти о каждом часе, который мы могли бы употребить с пользой для спасения души, но пропустили и потеряли ! Так будем же внимательны ко всякому дню.
Посему св. Антоний Великий наставляет:
«Посмотрите, как мучительно задыхается рыба, вынутая из воды на сушу.
Так бывает- замирает в тяжких муках и наша душа, когда, проживши только для этого мира,
Она увидит необходимость оставить его».
...
Смерть- это рождение человека для будущей жизни, и поэтому, готовясь к вечной жизни, праведник желает не жить долго, а блаженно умереть.
...
Да, трудна жизнь праведника, но как блаженна и сладка ему смерть, и поэтому он любит смерть как друга, ведущего к Богу.
Св. Исаак Сирин говорит: «Праведник никогда не бывает так близок к своему счастью, как при смерти, и душа его говорит при этом: „Никогда я не думала, что так приятно умирать. Не бойся смерти, -учит святой Исаак,- потому что Бог все уготовил, чтобы тебе стать выше смерти. Живи, имей в виду смерть, чтобы, и умирая, тебе узреть жизнь».
...
Всегда ожидать, но не бояться смерти — это истинная мудрость.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев