ДОМАШНИЙ ИКОНОСТАС...
"...В старину иконы назывались Образами (ударение на предпоследний слог)...
В каждом доме был "Красный уголок" (иконостас), то есть то место, которое красило дом.
К нему относились очень трепетно, с почтением, уважением и кротостью...
Над образами теплилась лампадка, которая не только освещала комнату, но и наполняла ее
особым духом благочестия и смирения.
Перед образами непозволительно было выражаться, злиться, лукавить.
В воспитательных целях Батя наказывал сыну вставать перед образами и каяться в проступках...
У каждого человека перед ликом Божьим был страх, робость и честность...
Страх гнева Божьего не есть страх раба перед господином, но есть страх сына,
согрешающего перед лицем Отца своего...
Это страх опозориться, не оправдать надежд, упасть в его глазах, страх разочаровать его.
Страх перед лицем Божьем - это страх от осознания своей немощи и глупости,
от своего безрассудства и бессилия.
Этому научали с детства, сызмальства прививая благочестие"...
РАСПОЛОЖЕНИЕ КРАСНОГО УГЛА...
В русской избе... обычно ориентированной по сторонам света, Красный Угол устраивался в дальнем углу избы,
с восточной стороны, в пространстве между боковой и фасадной стенами, по диагонали от печи.
Это всегда была самая освещённая часть дома: обе стены, образующие угол, имели окна.
Иконы помещались в «красный» или «передний» угол комнаты с таким расчётом, чтобы икона была первым,
на что обращал внимание человек, входящий в комнату. Народная пословица «Без Бога — не до порога»
связана именно с этим: входя или выходя из комнаты или дома, христианин прежде всего оказывал почести
Царю Небесному, а уж потом — хозяину дома.
СИМВОЛИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ КРАСНОГО УГЛА
Как жилое помещение православного христианина считается символом православного храма,
так и красный угол рассматривается как аналог алтаря. Некоторые учёные связывали символичность
с двоеверием, считая, что красный угол, как символ христианства, является противоположностью печи,
как олицетворению языческой Руси. В другой интерпретации, речь идет, напротив, о логичном продолжении
языческих традиций в православной России.
Печь, священный очаг, ставилась в «нечистой» северной (т.н. «полуночной»)части дома
для защиты от злых сил — чтобы те не могли пройти в дом мимо «матушки-печки» (сравните с костром
у входа в пещеру или хижину у первобытных людей).
Согласно традиционному этикету, человек, пришедший в избу, мог пройти туда только по особому приглашению хозяев.
Обязательными для домашнего иконостаса являются иконы Спасителя и Богородицы.
Состав остальных икон выбирает верующий. Обычно в красном углу размещают патрональные
(так называемые «именные») иконы членов семьи. Особо почитаем на Руси был Никола Угодник
(Святитель Николай, архиепископ Мир Ликийских, чудотворец), его икона находилась практически
в каждом домашнем иконостасе. Из русских святых чаще всего встречаются изображения преподобных
Сергия Радонежского и Серафима Саровского; из икон мучеников наиболее распространены иконы
Георгия Победоносца и целителя Пантелеимона.
ВЗАИМНОЕ РАСПОЛОЖЕНИЕ ИКОН...
Иконы в домашнем иконостасе располагаются подобно церковному иконостасу:
слева (относительно зрителя) от иконы Христа располагается икона Богородицы,
справа — обычно икона святителя Николая (заменявшего в русских домашних иконостасах роль
Иоанна Предтечи в классической деисусной композиции).
Над иконами Христа и Божией Матери возможно размещение изображений Троицы или Распятия.
Обычно стараются придерживаться иерархии и не размещать икон святых,
больших по размеру иконы Спаса или Богородицы.
Также рекомендуется не размещать над образами Спаса и Богородицы икон святых.
Дай Вам Бог...
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев