.
Патриаршество Никона составило целую эпоху в истории Русской Церкви. Подобно Патриарху Филарету, он имел титул «Великого Государя», который получил в первые годы своего Патриаршества ввиду особого расположения к нему царя. Он принимал участие в решении едва ли не всех общегосударственных дел.
Влияние Патриарха Никона на гражданские дела было весьма велико, он являлся по существу первым советником царя. Это влияние имело для Церкви много благоприятных аспектов. В частности, при активном содействии Патриарха Никона в 1654 году состоялось историческое воссоединение Украины с Россией. Земли Киевской Руси, некогда отторгнутые польско-литовскими магнатами, вошли в состав Московского государства. Это привело в скором времени к возвращению — исконно православных епархий Юго-Западной Руси в лоно Матери — Русской Церкви. Вскоре с Россией воссоединилась и Белоруссия. К титулу Патриарха Московского «Великий Государь» присоединилось наименование «Патриарх всея Великия и Малыя и Белыя России».
С самого начала своего Патриаршества светлейший Никон установил строгую чинность в богослужении. Единогласие и «наречное» пение при нем стали практической нормой. Он сам служил неспешно, благоговейно, стремясь к тому, чтобы церковные службы были как можно более нравоучительными. Патриарх Никон был талантливым проповедником, говорившим свои поучения и проповеди так, что люди забывали обо всем и в храме стояла полная тишина. В те времена в Русской Церкви ему не было равных в слове. Но особенно ревностно проявил себя Патриарх Никон как церковный реформатор. Помимо упорядочения богослужения, он заменил при крестном знамении двуперстие троеперстием, провел исправление богослужебных книг по греческим образцам, в чем заключается его бессмертная, великая заслуга перед Русской Церковью. Однако церковные реформы Патриарха Никона породили старообрядческий раскол, последствия которого омрачали жизнь Русской Церкви в продолжение нескольких столетий, хотя сам Патриарх ни в коем случае не был его причиной.
Патриарх Никон много заботился о церковном благолепии. В вещественных образах Церковь должна являть людям не вещественную красоту горнего мира Царства Небесного, таково было его глубокое убеждение. Строгий постник и подвижник в личной жизни, носивший в быту самые простые одежды, а под ними — железные вериги, Патриарх Никон употреблял за богослужением такие богатые облачения, каких не имел никто из русских Патриархов.
Первосвятитель всячески поощрял церковное строительство, сам он был одним из лучших зодчих своего времени. При Патриархе Никоне были сооружены богатейшие монастыри Православной Руси: Воскресенский под Москвой, именуемый «Новым Иерусалимом», Иверский Святоозерский на Валдае и Крестный Кийостровский в Онежской губе.
Но главным основанием земной Церкви Патриарх Никон считал высоту личной жизни духовенства и монашества. Очень щедро поощряя достойных и сурово наказывая распущенных и нерадивых, он добился весьма значительного повышения нравственного уровня священнослужителей и монахов и в связи с этим — повышения их авторитета и значения в обществе. «Церковь — не стены каменные, но каноны и пастыри духовные», — говорил Патриарх Никон. Иными словами, по его мнению, пока нерушимо стоит каноническая ограда Церкви и пастыри ее бодрствуют на страже «словесных овец» стада Христова, враждебные силы не могут проникнуть в нее.
На время Никон достиг своей цели: он пользовался в церкви неограниченными полномочиями. Царь предоставил на полное его усмотрение назначение епископов и архимандритов; воля патриарха была фактически последней инстанцией во всех церковных делах. Царь не решался даже ходатайствовать перед ним об отмене того или другого решения: "я боюсь патриарха Никона - говорил он; может случиться, что он отдаст мне свой посох и скажет: возьми его и правь сам монахами и священниками; я не мешаю тебе в управлении воеводами и воинами, зачем же ты идешь мне наперекор в управлении монахами и попами?"
Всю жизнь Патриарх Никон не переставал тянуться к знаниям и чему-то учиться. Он собрал богатейшую библиотеку, где были книги Священного Писания, богослужебная литература, святоотеческие сочинения, книги по истории, философии на греческом и на латыни, в том числе сочинения Аристотеля, Плутарха, Геродота, Страбона, Демосфена. Патриарх Никон занимался греческим, изучал медицину, писал иконы, освоил мастерство изготовления изразцов... При нем создавались школы как начального, так и высшего уровня.
Патриарх Никон являл собой при мер милосердия к бедным, несправедливо притесняемым, и нелицеприятия в обличении пороков сильных мира сего, чем нажил немало врагов в числе боярства. Под влиянием Патриарха Никона в России упорядочивалась система попечения о нищих, убогих, нуждающихся людях, велась активная борьба против несправедливости и коррупции в судебных органах. По настоянию Патриарха царь принимал действенные меры к пресечению пьянства и нравственной распущенности.
Патриарх Никон стремился созидать Святую Русь — новый Израиль. Coxpaняя живое, творческое Православие, он желал создать просвещенную православную культуру и учился ей у православного Востока. Но некоторые мероприятия, осуществленные Патриархом Никоном, ущемляли интересы бояр. Они не позволили ему вывести Русь на путь дальнейшего воцерковления, углубить Православие в русской жизни настолько, чтобы оно было воспринято не только как учение веры, но и как путь, истина и жизнь. Они оклеветали Патриарха перед царем.
Патриарх Никон вынужден был оставить Первосвятительскую кафедру и уединиться в Воскресенском Ново-Иерусалимском монастыре, основанном им под Москвой. В 1666 году царь вызвал в Москву Патриарха Александрийского Паисия и Патриарха Антиохийского Макария для участия в Соборном разбирательстве по делу Патриарха Никона. Решением Собора он был лишен Патриаршества и отправлен в заточение: сначала в Ферапонтов, а затем, в 1676 году — в Кирилло-Белозерский монастырь. При этом, однако, проведенные им церковные реформы не только не были отменены, но получили одобрение Собора.
Важным делом, которое проделал патриарх Никон, было исправление церковных книг. В этих книгах, переписывавшихся вручную около 700 лет, накопилось много ошибок, так как качество переписки зависело от грамотности переписчиков, работа которых часто не особенно проверялась.
Исправлять же церковные книги было трудным делом. Они не раз переводились с греческого и поэтому молитвы в них не всегда совпадали. Например, в одних рукописях писалось: "Христос Воскресе из мертвых, смертию смерть поправ", а в других -- "Христос Воскресе из мертвых, смертию на смерть наступи". Чтобы определить, какой текст правильный, нужно было знать, как славянский, так и греческий языки. Кроме этого, в богослужебных русских книгах были узаконены различные обряды и обычаи, которых не было у греков. Всё это приводило к недоразумениям и спорам.
2. Характер п. Никона
Богослужебные книги уже начали исправляться предшественниками Никона, патриархами Гермогеном (1606-1612), Филаретом (1619-1633), Иоасафом (1634-1640) и Иосифом (1642-1652). Но у них не было той решимости, которая требовалась для этого дела, да и у правщиков и печатников не хватало нужных знаний. Хотя решимости у патриарха Никона оказалось достаточно, его крутой характер вызывал отрицательную реакцию, как к нему лично, так и к его начинаниям. От священников, например, он требовал должного знания Священного Писания и церковной службы, христианской жизни. С духовенством, не исполнявшим его требования, он был чрезвычайно строг. За пьянство, патриаршие стрельцы сажали провинившихся духовных лиц в тюрьму, а за повторные нарушения -- ссылали в сибирские монастыри. Следует сказать, что к самому себе патриарх Никон был ещё строже, чем к другим: ревностно соблюдал иноческие обеты, каждый день слушал службы, часто служил сам.
Огромная власть патриарха Никона в государственных делах тоже создавала ему многочисленных врагов. А власть его действительно была велика. Так, воссоединение Украины было прямым последствием просьбы Никона на Земском Соборе 23 октября 1653 г. к царю начать войну с Польшей и принять Богдана Хмельницкого с его войском и землями под свою защиту. Когда эта война началась, патриарх Никон выставил, от себя лично, 10.000 воинов (столько же выставили все монастыри).
Так как все свои преобразования патриарх Никон проводил резко и прямолинейно, то, в большинстве случаев, они только увеличивали количество его врагов. При этом разумность его преобразований не играла большой роли. Возникновение староверчества (людей, отказавшихся признать новые исправленные книги) во многом обязано этому фактору.
3. Исправление книг
В 1654 г. патриарх Никон созвал собор и представил ему предложенные им исправления. Собор их утвердил и постановил, что книги должны исправляться по древним русским и греческим текстам. Никон, однако, обратился ещё и к восточным патриархам с просьбой рассмотреть эти поправки. В 1655 г. царьградский патриарх прислал ответ, утверждающий исправления Никона.
4. Соловецкий бунт
Решительно отказался принять новые книги (ещё в 1657 г.) знаменитый Соловецкий монастырь. 8 июля 1658 г. Соловецкий иноческий Собор, возглавляемый игуменом Илиёй, составил приговор о непринятии новых книг. Не признали там и постановления Соборов 1666-67 гг., равно как и назначенного патриархом Иоасафом II нового архимандрита Иосифа. Всё это в значительной мере было делом рук сосланных туда противников Никона.
С 1668 г. к Соловецкому монастырю посылались войска, но с приказами "потеснить", но не делать "приступа" и "не стрелять по ограде". В монастыре же были собраны огромные запасы продовольствия, было 90 пушек, 900 пудов пороха и множество ядер. Только в декабре 1675 г. была сделана попытка взять монастырь приступом (безуспешно) и 22 января 1676 г. монастырь, наконец, был взят, зачинщики казнены, другие разосланы в остроги. Покаявшихся простили и оставили жить в монастыре.
5. Разгар раскола
Военная победа в Соловецком монастыре не изменила духовной атмосферы севера. Богомольцы, возвращавшиеся от стен осаждённого монастыря, разносили весть о страдающих в благочестии насельниках и нечестии царя. Когда 29 января, через несколько дней после победы, скончался царь Алексей, пошёл слух, что перед смертью царь познал своё преступление и посылал приказ отступить, да было поздно. Побеждённые монахи прославлялись народом как "новые страстотерпцы и преподобномученики".
Вследствие большого влияния Соловецкого монастыря на севере, именно здесь особенно интенсивно стал распространяться раскол. В глуши лесов завелись скиты "поморян". С севера раскол перекинулся в новгородские и псковские земли, в Прибалтику, в костромскую, вязниковскую, брянскую и керженскую области. Некоторые раскольники уходили в Польшу, на Кавказ, в Сибирь. На юге раскол привился среди донских казаков. Раскол стал неотъемлемой частью русской действительности.
Ссылка в Белозерский Ферапонтов монастырь
Жизнь в Ферапонтовом монастыре сложилась для Никона, особенно в первое время, очень тяжело. Помимо материальных лишений, его удручал крепкий надзор, под которым его держали. К нему не допускали никого из посетителей; даже дорога, проходившая вблизи монастыря, была, по распоряжению из Москвы, отведена, в предупреждение соблазна.
С течением времени положение Никона улучшилось. Царь не раз присылал ему значительные подарки, запретил излишние стеснения, предоставил доступ посетителям. Никон приветливо встречает всех приходящих, делится с бедняками своими средствами, оказывает больным медицинскую помощь, и скоро монастырь наполняется толпами богомольцев, привлекаемых именем патриарха.
После смерти Алексея Михайловича наступает в жизни Никона самое тяжелое время. Враждебно относившийся к нему патриарх Иоаким поднимает против него целое дело по разнообразным обвинениям, явившимся результатом ложных доносов. Созванный патриархом Иоакимом Собор в 1676 году постановил: без суда и следствия перевести Никона под строгий надзор в Кирилло-Белозерский монастырь. Все имущество Никона в Ферапонтове описали и отобрали, включая съестные припасы, келейных старцев сослали по разным монастырям.
В Кириллове Никон прожил с июня 1676 года по август 1681 года. Тут к нему приставили двух монахов для надзора, которые никого к патриарху не допускали, не давали писать писем, следили за ним даже в церкви. В Кирилловом монастыре Никона поместили в Больших Больничных палатах рядом с церковью Евфимия Великого. Никон почти совсем упал духом, чувствуя себя заживо погребенным.
Царь Федор Алексеевич, под влиянием тетки своей Татьяны Михайловны и Симеона Полоцкого, решается под конец, несмотря на упорное сопротивление патриарха Иоакима, перевести Никона в Воскресенский монастырь, а вместе с тем ходатайствует перед восточными патриархами о разрешении Никона и о восстановлении его в патриаршем достоинстве.
Разрешительная грамота уже не застала Никона в живых: он скончался на пути, у Ярославля, 17 августа 1681 года, и был погребен в Воскресенском монастыре как патриарх.
Низложенный Патриарх Никон пробыл в ссылке 15 лет.
Перед смертью царь Алексей Михайлович в своем завещании просил у Патриарха Никона прощения. Новый царь Феодор Алексеевич принял решение о возвращении Патриарху Никону его сана и просил его вернуться в основанный им Воскресенский монастырь. На пути в эту обитель Патриарх Никон, изнуренный тяготами, скорбями и бременем перенесенных трудов, 17 (30) августа 1681 года мирно отошел ко Господу, окруженный проявлениями великой любви народа и своих учеников. Патриарх Никон был погребен с подобающими почестями в Воскресенском соборе Ново-Иерусалимского монастыря. У гробницы его стали совершаться многие исцеления и знамения благодатной помощи (особенно — матерям и несправедливо гонимым), что свидетельствовало о том, что душа его сподобилась пребывать в Небесном Иерусалиме. В сентябре 1682 года в Москву были доставлены грамоты всех четырех Восточных Патриархов, разрешавшие Никона от всех прещений и восстанавливавшие его в сане Патриарха всея Руси.
Нет комментариев