Судьба сельских населенных пунктов, находившихся в районе бывшей Стерлитамакской нефтеразведки, часть территории которой сегодня и занимает Салават, стала хрестоматийным примером влияния промышленности на сельские районы республики. На месте нынешнего города некогда располагались 17 деревень. В их числе были Ишимбаево, Аллагуват, Карлыкуль, Кудакай, Ирек, Кызыл Аул, Артель Куч, Новопетровский (Кожак). Как и Юрматы, Кызыл-батыр, появившиеся в период освоения месторождения Новостройки, и другие поселения, они в большинстве своем исчезли во время строительства и расширения нефтехимического комбината. Лишь в подшивках газет вековой давности можно обнаружить сейчас упоминания о некоторых из них. Например, вот что писали о хуторе Не рыдай, который впоследствии был назван поселком Нефтяной, а в дальнейшем переименован в Новостройку, в 1932 году, когда здесь развернулось интенсивное жилищное и промышленное строительство: «Собраны и построены десятки новых жилых домов, выстроены большие рабочие...ЕщёСудьба сельских населенных пунктов, находившихся в районе бывшей Стерлитамакской нефтеразведки, часть территории которой сегодня и занимает Салават, стала хрестоматийным примером влияния промышленности на сельские районы республики. На месте нынешнего города некогда располагались 17 деревень. В их числе были Ишимбаево, Аллагуват, Карлыкуль, Кудакай, Ирек, Кызыл Аул, Артель Куч, Новопетровский (Кожак). Как и Юрматы, Кызыл-батыр, появившиеся в период освоения месторождения Новостройки, и другие поселения, они в большинстве своем исчезли во время строительства и расширения нефтехимического комбината. Лишь в подшивках газет вековой давности можно обнаружить сейчас упоминания о некоторых из них. Например, вот что писали о хуторе Не рыдай, который впоследствии был назван поселком Нефтяной, а в дальнейшем переименован в Новостройку, в 1932 году, когда здесь развернулось интенсивное жилищное и промышленное строительство: «Собраны и построены десятки новых жилых домов, выстроены большие рабочие бараки, построена и пущена новая электростанция, готова новая механическая мастерская… Хутор «Не рыдай» превращается в большой рабочий поселок». Поселок Новостройка, первоначально рассчитанный на 25 тысяч рабочих, и стал основой Салавата. Некоторые населенные пункты просуществовали до своего исчезновения двести с лишним лет. Так, Аллагуват официально упоминается в хрониках с 1730 года. Не менее славную историю имел и Большой Аллагуват, в котором некогда находилась центральная усадьба колхоза-миллионера им. К. Маркса. Овощами, которые выращивали здесь сельчане, полностью обеспечивали рабочих Ишимбая, Салавата и Стерлитамака. Из многих концов республики и Советского Союза приезжали сюда овощеводы перенимать опыт. А само хозяйство курировал лично Председатель Совета Министров РСФСР М.А. Яснов. По мере развития нефтехимического производства населенный пункт попал в санитарную зону, а население подлежало выселению в город. В итоге снялись с места и поменяли жительство 1200 семей.
В начале современной улицы Губкина располагалась деревня Кудакай. Согласно документам 5-й ревизии 1795 года в Кудакаево проживало 54 жителя в десяти дворах. В 1842 году аул входил в 16-ю юрту 7-ого башкирского кантона башкиро-мишарского войска. По данным 9-й ревизии, в деревне проживало 82 человека в 13 дворах. 239 вотчинников и 43 дома было здесь в 1920 году. В деревне стояла деревянная мечеть. Она находилась на том месте, где построена нынешняя салаватская мечеть. Об истории Кудакаево ее уроженец В.К. Азнагулов написал книгу «Мгновение длиною в два века». У озера Ташлыкуль стояла деревня Юрматы. История ее создания такова. В 1924 году из деревни Нижнебуранчы выделилась часть людей, которые и основали новый населенный пункт у реки Агидель, назвав его в честь древнего рода башкир —Юрматы. Вместе с основателем деревни Мухаматяном Кутлугильдиным, который в 1914-1916 годы продал почти все свое имущество, коров, несколько лошадей, и совершил пешее паломничество в Мекку, переселились 42 сем...ЕщёВ начале современной улицы Губкина располагалась деревня Кудакай. Согласно документам 5-й ревизии 1795 года в Кудакаево проживало 54 жителя в десяти дворах. В 1842 году аул входил в 16-ю юрту 7-ого башкирского кантона башкиро-мишарского войска. По данным 9-й ревизии, в деревне проживало 82 человека в 13 дворах. 239 вотчинников и 43 дома было здесь в 1920 году. В деревне стояла деревянная мечеть. Она находилась на том месте, где построена нынешняя салаватская мечеть. Об истории Кудакаево ее уроженец В.К. Азнагулов написал книгу «Мгновение длиною в два века». У озера Ташлыкуль стояла деревня Юрматы. История ее создания такова. В 1924 году из деревни Нижнебуранчы выделилась часть людей, которые и основали новый населенный пункт у реки Агидель, назвав его в честь древнего рода башкир —Юрматы. Вместе с основателем деревни Мухаматяном Кутлугильдиным, который в 1914-1916 годы продал почти все свое имущество, коров, несколько лошадей, и совершил пешее паломничество в Мекку, переселились 42 семьи, состоявшие друг с другом в родстве. В 42 дворах жили 350 человек. К ним примкнули и русские из деревни Хлыстовки.
В 1928-1929 годы к озеру Корбанлыкуль из деревни Аллагуват переехали 11 семей. Переселенцы сначала хотели назвать деревню Искрой или Прогрессом, но в конечном итоге дали ей название Кызыл Аул — «Красная деревня». Оно было призвано символизировать успехи коллективизации. Жители деревни даже организовали небольшую артель. Живой же частью истории Салавата является входящий в его состав поселок Мусино. Он возник в XIX веке на левом берегу реки Белой. На месте поселка была деревня, которая относилась к коренным поселениям бельско-нугушевских тамьянцев. По 5-й ревизии в деревне было 42 двора и 331 житель. Сегодня в посёлке находится подворье Покрово-Еннатского мужского монастыря — своего рода символ возрождения духовности и возврата к истокам родной культуры славянской части населения.
По переписи населения в 1965 году было: Большой Аллагуват- 780 дворов- 3483чел., Карлыкуль- 124дв.-490 чел., Малый Аллагуват- 222дв.- 1139 чел., Новопетровский/ Кожак / -52дв.-187 чел., Кызыл Аул- 13 дв.-61 чел., Куч- 10дв. -51 чел. Деревни начали сносить в 1966 году.(Возвращение к истокам. Авт. Аблеев М. А. и др.)
Все это пространство земли распределено между несколькими деревнями, принадлежащими заводу, которых считается пять, а именно: Александрова, отстоящая от завод...
Корреспонденты Медиакорсети отправились в село Асиялан Ишимбайского района республики, чтобы узнать, как и чем живет сегодня село, в котором более 30 лет был трудовой лагерь НКВД.
ЦРИ РКК проводит розыск по просьбе граждан, проживающих в России, только за границей и по просьбе, граждан, проживающих за границей, - в России. ЦРИ РКК по розыску за рубежом сотрудничает только с национальными обществами Красного Крест...
Комментарии 6
Как появился город Салават.
http://www.vatandash.ru/index.php?article=2207подшивках газет вековой давности можно обнаружить сейчас упоминания о некоторых из них.
Например, вот что писали о хуторе Не рыдай, который впоследствии был назван поселком Нефтяной, а в дальнейшем переименован в Новостройку, в 1932 году, когда здесь развернулось интенсивное жилищное и промышленное строительство: «Собраны и построены десятки новых жилых домов, выстроены большие рабочие...ЕщёСудьба сельских населенных пунктов, находившихся в районе бывшей Стерлитамакской нефтеразведки, часть территории которой сегодня и занимает Салават, стала хрестоматийным примером влияния промышленности на сельские районы республики. На месте нынешнего города некогда располагались 17 деревень. В их числе были Ишимбаево, Аллагуват, Карлыкуль, Кудакай, Ирек, Кызыл Аул, Артель Куч, Новопетровский (Кожак). Как и Юрматы, Кызыл-батыр, появившиеся в период освоения месторождения Новостройки, и другие поселения, они в большинстве своем исчезли во время строительства и расширения нефтехимического комбината. Лишь в
подшивках газет вековой давности можно обнаружить сейчас упоминания о некоторых из них.
Например, вот что писали о хуторе Не рыдай, который впоследствии был назван поселком Нефтяной, а в дальнейшем переименован в Новостройку, в 1932 году, когда здесь развернулось интенсивное жилищное и промышленное строительство: «Собраны и построены десятки новых жилых домов, выстроены большие рабочие бараки, построена и пущена новая электростанция, готова новая механическая мастерская… Хутор «Не рыдай» превращается в большой рабочий поселок». Поселок Новостройка, первоначально рассчитанный на 25 тысяч рабочих, и стал основой Салавата. Некоторые населенные пункты просуществовали до своего исчезновения двести
с лишним лет. Так, Аллагуват официально упоминается в хрониках с 1730 года. Не менее славную историю имел и Большой Аллагуват, в котором некогда находилась центральная усадьба колхоза-миллионера им. К. Маркса. Овощами, которые выращивали здесь сельчане, полностью обеспечивали рабочих Ишимбая, Салавата и
Стерлитамака. Из многих концов республики и Советского Союза приезжали сюда овощеводы перенимать опыт. А само хозяйство курировал лично Председатель Совета
Министров РСФСР М.А. Яснов. По мере развития нефтехимического производства населенный пункт попал в санитарную зону, а население подлежало выселению в
город. В итоге снялись с места и поменяли жительство 1200 семей.
В 1842 году аул входил в 16-ю юрту 7-ого башкирского кантона башкиро-мишарского войска. По данным 9-й ревизии, в деревне проживало 82 человека в 13 дворах. 239
вотчинников и 43 дома было здесь в 1920 году. В деревне стояла деревянная мечеть. Она находилась на том месте, где построена нынешняя салаватская мечеть. Об истории Кудакаево ее уроженец В.К. Азнагулов написал книгу «Мгновение длиною в два века». У озера Ташлыкуль стояла деревня Юрматы. История ее создания такова. В 1924
году из деревни Нижнебуранчы выделилась часть людей, которые и основали новый населенный пункт у реки Агидель, назвав его в честь древнего рода башкир —Юрматы. Вместе с основателем деревни Мухаматяном Кутлугильдиным, который в 1914-1916 годы продал почти все свое имущество, коров, несколько лошадей, и совершил пешее паломничество в Мекку, переселились 42 сем...ЕщёВ начале современной улицы Губкина располагалась деревня Кудакай. Согласно документам 5-й ревизии 1795 года в Кудакаево проживало 54 жителя в десяти дворах.
В 1842 году аул входил в 16-ю юрту 7-ого башкирского кантона башкиро-мишарского войска. По данным 9-й ревизии, в деревне проживало 82 человека в 13 дворах. 239
вотчинников и 43 дома было здесь в 1920 году. В деревне стояла деревянная мечеть. Она находилась на том месте, где построена нынешняя салаватская мечеть. Об истории Кудакаево ее уроженец В.К. Азнагулов написал книгу «Мгновение длиною в два века». У озера Ташлыкуль стояла деревня Юрматы. История ее создания такова. В 1924
году из деревни Нижнебуранчы выделилась часть людей, которые и основали новый населенный пункт у реки Агидель, назвав его в честь древнего рода башкир —Юрматы. Вместе с основателем деревни Мухаматяном Кутлугильдиным, который в 1914-1916 годы продал почти все свое имущество, коров, несколько лошадей, и совершил пешее паломничество в Мекку, переселились 42 семьи, состоявшие друг с другом в родстве. В 42 дворах жили 350 человек. К ним примкнули и русские из деревни Хлыстовки.
конечном итоге дали ей название Кызыл Аул — «Красная деревня». Оно было призвано символизировать успехи коллективизации. Жители деревни даже организовали небольшую артель. Живой же частью истории Салавата является входящий в его состав поселок Мусино. Он возник в XIX веке на левом берегу реки Белой. На месте поселка была деревня, которая относилась к коренным поселениям бельско-нугушевских тамьянцев. По 5-й ревизии в деревне было 42 двора и 331 житель. Сегодня в посёлке находится подворье Покрово-Еннатского мужского монастыря — своего рода символ возрождения духовности и возврата к истокам родной культуры славянской части населения.