Интеллектуальное развитие Речь,как наиболее заметное достижение малыша, считается родителями главнымпоказателем его интеллектуального развития. Однако пространственное, ассоциативноемышление, память, умение действовать по аналогии являются не менее важнымисоставляющими интеллекта. Мы же не считаем болтливых людей самыми умными!Возрастные нормы интеллектуального развития сильно размыты. Например, вбольшинстве книг по педагогике, психологии и нейропсихологии можно встретить следующее требование: «в 1 годребёнок должен уметь собирать пирамидку». А что делать, если малыш никогда невидел эту самую пирамидку, потому что родители играли с ним в другие игры?Получается, что оценивается не способность ребёнка мыслить, а отдельные навыки.Поэтому более показательным является не тестирование, а наблюдение заповедением малыша в процессе совместной игры со взрослым. На что родителидолжны обратить внимание? - на стремление ребёнка подр
...Ещё
Интеллектуальное развитие Речь,как наиболее заметное достижение малыша, считается родителями главнымпоказателем его интеллектуального развития. Однако пространственное, ассоциативноемышление, память, умение действовать по аналогии являются не менее важнымисоставляющими интеллекта. Мы же не считаем болтливых людей самыми умными!Возрастные нормы интеллектуального развития сильно размыты. Например, вбольшинстве книг по педагогике, психологии и нейропсихологии можно встретить следующее требование: «в 1 годребёнок должен уметь собирать пирамидку». А что делать, если малыш никогда невидел эту самую пирамидку, потому что родители играли с ним в другие игры?Получается, что оценивается не способность ребёнка мыслить, а отдельные навыки.Поэтому более показательным является не тестирование, а наблюдение заповедением малыша в процессе совместной игры со взрослым. На что родителидолжны обратить внимание? - на стремление ребёнка подражать действиям взрослых; - на способность запоминать ту или иную игру. То есть малыш демонстрирует, чтоузнал её, пытаясь самостоятельно воспроизвести характерные для неё действия,пусть и не всегда успешно; - на интерес, который ребёнок проявляет к каким-либо занятиям. Многие родителии педагоги предъявляют завышенные требования к внимательности малыша, в товремя как даже для старшего дошкольника период, в течение которого оннепрерывно удерживает внимание, составляет всего 20-25 минут. Что касается нормативов развитияречи, то среди детей слишком уж часто встречаются те, кто является исключениемиз правил. Так, считается, что: - к 1 году ребёнок должен говорить около 10 слов; - к 2 годам речь должна состоять из предложений; - к 3 годам в речи появляются сложные обороты, благодаря использованию союзов«потому что», «если» и др.; - в 4 года ребёнок должен уметь повторять труднопроизносимые слова и составлятькороткие рассказы по картинке; - к 5 годам практически сформировано звукопроизношение, ребёнок пересказываетуслышанную историю и отвечает на вопросы по её содержанию; - к 6 годам речь ребёнка должна носить характер рассуждений. В то же время, речь можетразвиваться двумя путями. В одном случае, ребёнок выделяет и повторяет толькоударные слоги. Например, пересказ известной «Репки» будет выглядеть так: «Тя,потя, а вы не мо!» В другом случае, ребёнок хорошо схватывает слоговуюструктуру слова, но плохо копирует звуки. Так, «котетка» будет означать и«конфетку», и «котлетку». Поскольку подобные слова имеют больше сходства совзрослой речью, дети, пошедшие по этому пути, считаются «говорящими», а тем,кто относится к первой группе, часто приписывают задержку речевого развития.Если ваш малыш говорит отдельными слогами, не расстраивайтесь! Уже к 2,5 годамречь детей из обеих групп не имеет каких-либо кардинальных различий. Если же кэтому возрасту, ребёнок останется верен выбранному способу произношения слов,следует проконсультироваться у специалиста.
Эмоциональное развитие Зачем мама таскает малыша в слинге по музеям? К чему тащить двухлетку наэкскурсию в другой город? Маленькие дети ничего не понимают и быстро забываютподобные подвиги родителей! Подобные реплики в свой адрес активные мамы и папыслышат постоянно. Ответить на них можно одним предложением: да, малыш можетчего-то не понимать, но он всё чувствует! Чем младше ребёнок, тем болеезначительную роль в его воспитании играют эмоции. Ведь интерес, потребности имотивация – самые мощные двигатели как для моторного, так и дляинтеллектуального развития.
Вот основные возрастные нормативыэмоционального развития: - улыбка появляется к концу 1 месяца; - к 5-6 месяцам возникает ярко выраженная реакция на появление матери в полезрения; - в 10-14 месяцев ребёнок начинает обнимать и целовать близких; - к 2 годам развивается стойкая привязанность к некоторым игрушкам: малышкормит их, прижимает к себе, ложится с ними с
...Ещё
Эмоциональное развитие Зачем мама таскает малыша в слинге по музеям? К чему тащить двухлетку наэкскурсию в другой город? Маленькие дети ничего не понимают и быстро забываютподобные подвиги родителей! Подобные реплики в свой адрес активные мамы и папыслышат постоянно. Ответить на них можно одним предложением: да, малыш можетчего-то не понимать, но он всё чувствует! Чем младше ребёнок, тем болеезначительную роль в его воспитании играют эмоции. Ведь интерес, потребности имотивация – самые мощные двигатели как для моторного, так и дляинтеллектуального развития.
Вот основные возрастные нормативыэмоционального развития: - улыбка появляется к концу 1 месяца; - к 5-6 месяцам возникает ярко выраженная реакция на появление матери в полезрения; - в 10-14 месяцев ребёнок начинает обнимать и целовать близких; - к 2 годам развивается стойкая привязанность к некоторым игрушкам: малышкормит их, прижимает к себе, ложится с ними спать; - к 5 годам формируется чувство стыда.
Не забывайте, что вы можететребовать от ребёнка только то, что сами заложили в него. Если вы всегдаговорили, что ничего страшного, когда ему больно, он не будет сочувствоватьдругим. Что должно насторожить, показатель отставания в эмоциональном развитии:
- после 6 месяцев не проявляетнеудовольствия, видя уход матери и оставаясь с малознакомыми людьми; - после 3 лет проявляет жестокость по отношению к игрушкам, животным, другимдетям; - большую часть времени апатичен и вял; - значительную часть времени возбуждён и проявляет негативные эмоции. Это справедливо только при том условии,что вы достаточно общаетесь с ребёнком, тискаете, целуете, носите наруках, и не относится к тем случаям, когда он постояннонаходится с няней или бабушкой. Не бойтесь «приучить к рукам» или «выраститьмаменькиного сыночка», дозируя свою ласку.
Моторное развитие В отличие от других сфер развития, освоение разных типов движений подчиненострогой логике. Ребёнок не может сесть раньше, чем начнёт переворачиваться, илипойти до того, как научится ползать. Именно поэтому задержка в овладении темили иным двигательным навыком чаще всего заставляет волноваться какспециалистов, наблюдающих за малышом, так и его родителей.
Напомним основные этапы моторногоразвития в раннем возрасте.
- в 2-3 месяца ребёнокпереворачивается с живота на спину; - к 4-5 месяцам переворачивается со спины на живот; - в 6-8 месяцев садится; - в 7-8 месяцев начинает ползать и встаёт; - с 9 месяцев до 1 года и 3 месяцев начинает ходить.
Успешность освоения двигательныхнавыков зависит не только от тонуса мышц. Огромное значение имеет мотивацияребёнка. Зачем переворачиваться на живот, если вокруг нет ничего интересногоили, наоборот, всё интересное прекрасно видно, ког
...Ещё
Моторное развитие В отличие от других сфер развития, освоение разных типов движений подчиненострогой логике. Ребёнок не может сесть раньше, чем начнёт переворачиваться, илипойти до того, как научится ползать. Именно поэтому задержка в овладении темили иным двигательным навыком чаще всего заставляет волноваться какспециалистов, наблюдающих за малышом, так и его родителей.
Напомним основные этапы моторногоразвития в раннем возрасте.
- в 2-3 месяца ребёнокпереворачивается с живота на спину; - к 4-5 месяцам переворачивается со спины на живот; - в 6-8 месяцев садится; - в 7-8 месяцев начинает ползать и встаёт; - с 9 месяцев до 1 года и 3 месяцев начинает ходить.
Успешность освоения двигательныхнавыков зависит не только от тонуса мышц. Огромное значение имеет мотивацияребёнка. Зачем переворачиваться на живот, если вокруг нет ничего интересногоили, наоборот, всё интересное прекрасно видно, когда лежишь на спине?
Истории о «детях-Маугли», которыхродители отдали на воспитание кошкам или собакам, доказывают тот факт, что длягармоничного развития ребёнка необходим пример и участие взрослых. Поэтомумассаж, назначаемый врачами «отстающим» детям, не является панацеей. Если мамапревратит зарядку или подвижные игры в ежедневный весёлый ритуал, эффект незаставит себя долго ждать. - стимулируйте внимание ребёнка погремушками или музыкальными игрушками, топоказывая их малышу, то убирая из поля его зрения; - играйте в «ку-ку», чтобы малышу приходилось поворачивать голову, тянуть ручкии совершать другие движения; - показывайте на личном примере, как нужно ползать, прыгать, ходить и т.д. Конечно,мама, ползающая на четвереньках вокруг сидящего малыша, представляет собойдовольно забавную картину. Тем не менее, желание присоединиться к ней, можетподтолкнуть ребёнка к новому этапу развития. После года формированиемоторных навыков идёт медленнее и носит менее глобальный характер. Так,нейропсихологи заметили, что «ведущая» рука у большинства детейопределяется к 3 годам, и в этом же возрасте ребёнок осваивает прыжки на двухногах. С 4 лет доступно обучение езде на двухколёсном велосипеде. А к 5 годам уребёнка появляется способность к рисованию мелких деталей, в результате чегорисунки становятся более подробными и интересными.
Основные возрастныенормативы психического развития ребенка
Многие мамы воспринимают рядовойвизит в поликлинику, как экзамен. А как ещё относиться к общению с врачом,который то и дело указывает на ошибки родителей? «Вы в этом месяце не добрали 200 граммов! Что ж этовы, мамочка, ребёнка голодом морите?!» Или: «В семь месяцев малыш уже долженсидеть!» С одной стороны, врачей можно понять – при осмотре ребёнка они должныруководствоваться какими-то нормативами. С другой стороны, опытный специалистзнает, что ребёнок ничего никому не должен, и очень многое в его развитииопределяется индивидуальными особенностями. Как определить, в каких случаяхстоит начать беспокоиться?
Комментарии 4
Интеллектуальное развитие
...ЕщёРечь,как наиболее заметное достижение малыша, считается родителями главнымпоказателем его интеллектуального развития. Однако пространственное, ассоциативноемышление, память, умение действовать по аналогии являются не менее важнымисоставляющими интеллекта. Мы же не считаем болтливых людей самыми умными!Возрастные нормы интеллектуального развития сильно размыты. Например, вбольшинстве книг по педагогике, психологии и нейропсихологии можно встретить следующее требование: «в 1 годребёнок должен уметь собирать пирамидку». А что делать, если малыш никогда невидел эту самую пирамидку, потому что родители играли с ним в другие игры?Получается, что оценивается не способность ребёнка мыслить, а отдельные навыки.Поэтому более показательным является не тестирование, а наблюдение заповедением малыша в процессе совместной игры со взрослым. На что родителидолжны обратить внимание?
- на стремление ребёнка подр
Интеллектуальное развитие
Речь,как наиболее заметное достижение малыша, считается родителями главнымпоказателем его интеллектуального развития. Однако пространственное, ассоциативноемышление, память, умение действовать по аналогии являются не менее важнымисоставляющими интеллекта. Мы же не считаем болтливых людей самыми умными!Возрастные нормы интеллектуального развития сильно размыты. Например, вбольшинстве книг по педагогике, психологии и нейропсихологии можно встретить следующее требование: «в 1 годребёнок должен уметь собирать пирамидку». А что делать, если малыш никогда невидел эту самую пирамидку, потому что родители играли с ним в другие игры?Получается, что оценивается не способность ребёнка мыслить, а отдельные навыки.Поэтому более показательным является не тестирование, а наблюдение заповедением малыша в процессе совместной игры со взрослым. На что родителидолжны обратить внимание?
- на стремление ребёнка подражать действиям взрослых;
- на способность запоминать ту или иную игру. То есть малыш демонстрирует, чтоузнал её, пытаясь самостоятельно воспроизвести характерные для неё действия,пусть и не всегда успешно;
- на интерес, который ребёнок проявляет к каким-либо занятиям. Многие родителии педагоги предъявляют завышенные требования к внимательности малыша, в товремя как даже для старшего дошкольника период, в течение которого оннепрерывно удерживает внимание, составляет всего 20-25 минут.
Что касается нормативов развитияречи, то среди детей слишком уж часто встречаются те, кто является исключениемиз правил. Так, считается, что:
- к 1 году ребёнок должен говорить около 10 слов;
- к 2 годам речь должна состоять из предложений;
- к 3 годам в речи появляются сложные обороты, благодаря использованию союзов«потому что», «если» и др.;
- в 4 года ребёнок должен уметь повторять труднопроизносимые слова и составлятькороткие рассказы по картинке;
- к 5 годам практически сформировано звукопроизношение, ребёнок пересказываетуслышанную историю и отвечает на вопросы по её содержанию;
- к 6 годам речь ребёнка должна носить характер рассуждений.
В то же время, речь можетразвиваться двумя путями. В одном случае, ребёнок выделяет и повторяет толькоударные слоги. Например, пересказ известной «Репки» будет выглядеть так: «Тя,потя, а вы не мо!» В другом случае, ребёнок хорошо схватывает слоговуюструктуру слова, но плохо копирует звуки. Так, «котетка» будет означать и«конфетку», и «котлетку». Поскольку подобные слова имеют больше сходства совзрослой речью, дети, пошедшие по этому пути, считаются «говорящими», а тем,кто относится к первой группе, часто приписывают задержку речевого развития.Если ваш малыш говорит отдельными слогами, не расстраивайтесь! Уже к 2,5 годамречь детей из обеих групп не имеет каких-либо кардинальных различий. Если же кэтому возрасту, ребёнок останется верен выбранному способу произношения слов,следует проконсультироваться у специалиста.
Эмоциональное развитие
Зачем мама таскает малыша в слинге по музеям? К чему тащить двухлетку наэкскурсию в другой город? Маленькие дети ничего не понимают и быстро забываютподобные подвиги родителей! Подобные реплики в свой адрес активные мамы и папыслышат постоянно. Ответить на них можно одним предложением: да, малыш можетчего-то не понимать, но он всё чувствует! Чем младше ребёнок, тем болеезначительную роль в его воспитании играют эмоции. Ведь интерес, потребности имотивация – самые мощные двигатели как для моторного, так и дляинтеллектуального развития.
Вот основные возрастные нормативыэмоционального развития:
...Ещё- улыбка появляется к концу 1 месяца;
- к 5-6 месяцам возникает ярко выраженная реакция на появление матери в полезрения;
- в 10-14 месяцев ребёнок начинает обнимать и целовать близких;
- к 2 годам развивается стойкая привязанность к некоторым игрушкам: малышкормит их, прижимает к себе, ложится с ними с
Эмоциональное развитие
Зачем мама таскает малыша в слинге по музеям? К чему тащить двухлетку наэкскурсию в другой город? Маленькие дети ничего не понимают и быстро забываютподобные подвиги родителей! Подобные реплики в свой адрес активные мамы и папыслышат постоянно. Ответить на них можно одним предложением: да, малыш можетчего-то не понимать, но он всё чувствует! Чем младше ребёнок, тем болеезначительную роль в его воспитании играют эмоции. Ведь интерес, потребности имотивация – самые мощные двигатели как для моторного, так и дляинтеллектуального развития.
Вот основные возрастные нормативыэмоционального развития:
- улыбка появляется к концу 1 месяца;
- к 5-6 месяцам возникает ярко выраженная реакция на появление матери в полезрения;
- в 10-14 месяцев ребёнок начинает обнимать и целовать близких;
- к 2 годам развивается стойкая привязанность к некоторым игрушкам: малышкормит их, прижимает к себе, ложится с ними спать;
- к 5 годам формируется чувство стыда.
Не забывайте, что вы можететребовать от ребёнка только то, что сами заложили в него. Если вы всегдаговорили, что ничего страшного, когда ему больно, он не будет сочувствоватьдругим. Что должно насторожить, показатель отставания в эмоциональном развитии:
- после 6 месяцев не проявляетнеудовольствия, видя уход матери и оставаясь с малознакомыми людьми;
- после 3 лет проявляет жестокость по отношению к игрушкам, животным, другимдетям;
- большую часть времени апатичен и вял;
- значительную часть времени возбуждён и проявляет негативные эмоции.
Это справедливо только при том условии,что вы достаточно общаетесь с ребёнком, тискаете, целуете, носите наруках, и не относится к тем случаям, когда он постояннонаходится с няней или бабушкой. Не бойтесь «приучить к рукам» или «выраститьмаменькиного сыночка», дозируя свою ласку.
Моторное развитие
В отличие от других сфер развития, освоение разных типов движений подчиненострогой логике. Ребёнок не может сесть раньше, чем начнёт переворачиваться, илипойти до того, как научится ползать. Именно поэтому задержка в овладении темили иным двигательным навыком чаще всего заставляет волноваться какспециалистов, наблюдающих за малышом, так и его родителей.
Напомним основные этапы моторногоразвития в раннем возрасте.
- в 2-3 месяца ребёнокпереворачивается с живота на спину;
- к 4-5 месяцам переворачивается со спины на живот;
- в 6-8 месяцев садится;
- в 7-8 месяцев начинает ползать и встаёт;
- с 9 месяцев до 1 года и 3 месяцев начинает ходить.
Успешность освоения двигательныхнавыков зависит не только от тонуса мышц. Огромное значение имеет мотивацияребёнка. Зачем переворачиваться на живот, если вокруг нет ничего интересногоили, наоборот, всё интересное прекрасно видно, ког
...ЕщёМоторное развитие
В отличие от других сфер развития, освоение разных типов движений подчиненострогой логике. Ребёнок не может сесть раньше, чем начнёт переворачиваться, илипойти до того, как научится ползать. Именно поэтому задержка в овладении темили иным двигательным навыком чаще всего заставляет волноваться какспециалистов, наблюдающих за малышом, так и его родителей.
Напомним основные этапы моторногоразвития в раннем возрасте.
- в 2-3 месяца ребёнокпереворачивается с живота на спину;
- к 4-5 месяцам переворачивается со спины на живот;
- в 6-8 месяцев садится;
- в 7-8 месяцев начинает ползать и встаёт;
- с 9 месяцев до 1 года и 3 месяцев начинает ходить.
Успешность освоения двигательныхнавыков зависит не только от тонуса мышц. Огромное значение имеет мотивацияребёнка. Зачем переворачиваться на живот, если вокруг нет ничего интересногоили, наоборот, всё интересное прекрасно видно, когда лежишь на спине?
Истории о «детях-Маугли», которыхродители отдали на воспитание кошкам или собакам, доказывают тот факт, что длягармоничного развития ребёнка необходим пример и участие взрослых. Поэтомумассаж, назначаемый врачами «отстающим» детям, не является панацеей. Если мамапревратит зарядку или подвижные игры в ежедневный весёлый ритуал, эффект незаставит себя долго ждать.
- стимулируйте внимание ребёнка погремушками или музыкальными игрушками, топоказывая их малышу, то убирая из поля его зрения;
- играйте в «ку-ку», чтобы малышу приходилось поворачивать голову, тянуть ручкии совершать другие движения;
- показывайте на личном примере, как нужно ползать, прыгать, ходить и т.д. Конечно,мама, ползающая на четвереньках вокруг сидящего малыша, представляет собойдовольно забавную картину. Тем не менее, желание присоединиться к ней, можетподтолкнуть ребёнка к новому этапу развития.
После года формированиемоторных навыков идёт медленнее и носит менее глобальный характер. Так,нейропсихологи заметили, что «ведущая» рука у большинства детейопределяется к 3 годам, и в этом же возрасте ребёнок осваивает прыжки на двухногах. С 4 лет доступно обучение езде на двухколёсном велосипеде. А к 5 годам уребёнка появляется способность к рисованию мелких деталей, в результате чегорисунки становятся более подробными и интересными.
Основные возрастныенормативы психического развития ребенка
Многие мамы воспринимают рядовойвизит в поликлинику, как экзамен. А как ещё относиться к общению с врачом,который то и дело указывает на ошибки родителей? «Вы в этом месяце не добрали 200 граммов! Что ж этовы, мамочка, ребёнка голодом морите?!» Или: «В семь месяцев малыш уже долженсидеть!» С одной стороны, врачей можно понять – при осмотре ребёнка они должныруководствоваться какими-то нормативами. С другой стороны, опытный специалистзнает, что ребёнок ничего никому не должен, и очень многое в его развитииопределяется индивидуальными особенностями. Как определить, в каких случаяхстоит начать беспокоиться?