Звуковой сигнал гудкового типа, издаваемый специальным механическим устройством паровых котлов в заводских и фабричных котельных, стал привычным явлением для многих промышленных городов.
Сейчас, наверное, нельзя ответить на вопрос, кем и когда впервые гудок был использован в качестве сигнала, возвещавшего о начале и окончании трудового дня. Эта традиция быстро и основательно вошла в жизнь тружеников промышленных предприятий.
На строительство металлургического завода в Юзовку приходили люди никогда особо не следившие за временем. Когда единственным, кроме высоты солнца над горизонтом, способом поделить день на отрезки времени служили колокольные звоны с ближайшей церквушки, и слышащие их обыватели лениво крестили лбы, не задумываясь над тем, что завтра будет иным, чем сегодня, — городская жизнь, в сущности, стояла на месте.
Часы в то время были далеко не у каждого, тем более их не было у рядовых рабочих. Постоянно случались опоздания, нестыковка между цехами, много было неразберихи. Проблемой дисциплины озаботился сам основатель завода.
В 1873 году на заводе начали усиленно готовиться к изготовлению рельсов. В это время для блюминга Джон Юз на одном из аукционов приобрел поршневые машины с затонувшего корабля «Орел». Одновременно с машинами он приобрел и корабельный гудок. Его установили на парокотельной блюминга. Датой рождения заводского гудка можно считать 1873 год. Контроль за работой гудка входил в обязанности механика блюминга.
В 1900 году приехал в Юзовку Ермолаев Георгий Дмитриевич. Он родом из Курской губернии. Сын купца 2 гильдии. Получил хорошее образование. На завод он был принят механиком в блюминг. Георгий Дмитриевич поселился с семьей в Авдотьино в 7 верстах от Юзовки.
За безотказное функционирование гудка была установлена серьезная ответственность. Несвоевременное включение гудка могло повлечь за собой увольнение. Поэтому опоздание гудка казалось немыслимым.
Дочка Георгия Дмитриевича, Ольга Георгиевна вспоминала:
- Каждое утро отец в шесть часов доставал карманные часы, дожидался гудка, а потом садился в телегу и ехал на завод.
Обязанность включения гудка по выверенным часам возлагалась на старшего кочегара, который не имел права ослаблять своего внимания ни к пламени котлов, ни к часовым стрелкам. И это, вероятно, было не так просто.
Гудок, с помощью специального парового устройства, подавался несколько раз в сутки. Утром — в 5 и 6 часов, вечером — в 17 и 18. Завод работал в две смены, каждая по двенадцать часов. Продолжительность гудка была приблизительно 5 минут. Сейчас время звучания гудка сократили до 30 секунд.
Первый гудок, раздававшийся над поселком ранним утром, извещал о начале дня. Этот гудок называли «побудкой». С ним все участники утренней смены на заводе начинали подготовку к трудовому дню. В каждой семье хозяйка, накормив мужа завтраком, снабжала его узелком с едой на обед и отправляла на работу.
Второй гудок раздавался в ту минуту, когда начинался рабочий день. Одновременно с ним включались станки в производственных цехах, приводились в движение транспортерные линии конвейеров. Каждый работник должен был находиться на своем рабочем месте и приступал к исполнению полученного задания.
Третий гудок раздавался на исходе дня, он извещал о скором окончании рабочей смены.
После четвертого гудка трудовая деятельность продолжалась только там, где было непрерывное производство, а на остальных производственных объектах отключались станки, останавливались машины и механизмы. Рабочие начинали наводить порядок на своем рабочем месте и отправлялись по домам до следующего утра. Однако чаще четвертый гудок говорил об окончании дневной смены и о начале ночной. Тогда на рабочих местах один рабочий сменял другого, и производственный процесс продолжался.
Не только рабочие завода согласовывали с гудками распорядок своего дня, но и все жители поселка, в том числе и старики, и дети привыкали жить в режиме заводского гудка. По третьему гудку в жилых домах наступала ситуация ожидания скорого возвращения «тружеников-кормильцев» домой после окончания рабочей смены. Хозяйки спешили приготовить ужин, старики ждали услышать новости дня, а детвора спешила навстречу отцам и старшим братьям.
Жизнь завода и поселка постепенно вошла в организованное трудовое русло. Весь отсчет времени, весь бытовой уклад, привычки, нравы — словом, вся жизнь стала идти по гудку.
В советское время гудок стал звучать в 6 утра, 06-30, 7-00, в 14-00, в 14-30 и 15-00. Затем в 19-00 на пересменку для железнодорожников. Они всегда работали по 12 часов. Вечером: в 22-00, 22-30, 23-00. В 6 часов утра, в 2 часа дня и 10 часов вечера гудок гудел 1 раз. В 6-30, 14-30 и 22-30 — 2 раза. И в 07-00, 15-00 и 23-00 — 3 раза.
Перед войной гудок стал играть несколько другую роль в жизни рабочих.
По всей стране ужесточалась производственная дисциплина. В конце декабря 1938 года было принято решение о введении трудовых книжек.
#СтраницыИстории
Нет комментариев