Свой народный костюм каждый человек очень любит, гордится им, прославляет в песнях. Сейчас его надевают в торжественных случаях (встреча с иностранными гостями, праздники). Художники-модельеры, художники по костюму изучают и используют элементы народного костюма в украшении современных нарядных туалетов; мастера хранят и передают другим умения по созданию костюма, его элементов – вышивки, плетения поясов, изготовление головных уборов.
С целью сформировать представления о русском народном костюме, дополнить знания о его элементах и деталях. Способствовать проявлению гордости за принадлежности к русской традиционной культуре – для учащихся МБОУ ССОШ № 1, 10-11-х классов методистом по народному творчеству Макарченко Н.В. была подготовлена и проведена 25 ноября 2022 года тематическая программа «История русского народного костюма».
В ходе программы было рассказано о том, что означает слово «одёжа», какой была одежда различных сословий в XV-XVII веках. О «понёвых ансамлях» женщин Руси. Было рассказано о вышивках-оберегах на рубахах, запонах и понёвах. Что означали элементы вышивок у незамужних девушек, у женщин, которые были замужем. Было рассказано о верхней одежде и обуви сословий – дворян, купцов, мещан и крестьян.
Учащиеся узнали, как с течением времени «понёвый ансамбль» сменился русским сарафаном. Была рассказана история сарафана. Что появился он на Руси в XV веке благодаря византийской принцессе Софье Палеолог, которая стала женой князя Ивана III. Изначально сарафан (саккос) был мужской одеждой великих князей, а в XVII веке – царей.
Реформы Петра I вытеснили сарафан из одежды дворянок, но уже при правлении Екатерины II сарафан вновь возвращается. Во времена допетровской эпохи сарафан носили лишь женщины княжеского рода. Екатерина II разрешила носить сарафаны всем сословиям. И сделала это для процветания торговли, так как на сарафан требовалось как минимум 5 м ткани. Сарафаны шили в основном из шёлковой ткани и при такой дороговизне их могли себе позволить только дворянки и купчихи.
При Николае I был издан указ об обязательном ношении при дворе кокошника и сарафана. Пик всеобщей любви дворянства к сарафану пришёлся на период правления Николая II.
Многие подлинные образцы русских сарафанов хранятся сегодня в музеях страны, составляя часть постоянной экспозиции. Можно увидеть подлинники, рассмотреть детали кроя и способы их декоративно-художественного решения, убедиться непреходящей эстетической ценности русского народного костюма в непревзойдённом искусстве народных мастериц, их создавших.
К сожалению, ещё в ХХ веке русский народных костюм – одно из прекрасных явлений материальной культуры безвозвратно ушёл из обихода, сохранившись до наших дней как интересный музейный экспонат.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев