Редкость для актёров такого калибра.
Сергей Юрский родился в Ленинграде в семье, тесно связанной с творчеством. Его мать была музыкантом, а отец работал театральным режиссёром, руководил московским цирком, создавал номера и порой сам выходил на арену. Настоящая фамилия семьи — Жихарев, но после революции отец, происходивший из дворянского рода, изменил её и стал Юрием Юрским.
Детские годы будущего актёра прошли за кулисами Московского цирка на Цветном бульваре. На тот момент Сергей мечтал идти по стопам отца и посвятить свою жизнь цирковому искусству, но затем его юные грёзы уступили место другим увлечениям. После возвращения семьи в Ленинград он окончил школу и поступил на юридический факультет Ленинградского университета. Во время учёбы уже на первом курсе Сергей увлёкся студенческим театром, что стало переломным моментом в его жизни: юноша осознал, что настоящее призвание — театр. Спустя два года он оставил юридическое образование и поступил в театральный институт.
Талант Сергея был очевиден с самого начала, его заметили преподаватели, отмечая зрелость его актёрского мастерства не по годам. Уже на втором курсе он начал привлекать внимание ведущих театров. В итоге Юрский выбрал Большой драматический театр, широко известный по всему СССР, где вскоре дебютировал и в кинематографе. Первые роли были эпизодическими, но уже вскоре режиссёры начали доверять ему главные образы.
Первая крупная роль Юрского — дикарь Чудак в комедии Эльдара Рязанова «Человек ниоткуда». Однако дебют оказался двойственным: из-за обвинений в «безыдейности и малохудожественности» фильм запретили на долгие годы. Настоящим актёрским стартом для него стала роль Викниксора в знаменитой «Республике ШКИД». Сергей поддерживал режиссёра Геннадия Полоку практически до последнего — даже несмотря на сомнения сценаристов и художественного совета. Критики считали Юрского слишком молодым для роли наставника трудных подростков, но Полока был непреклонен, утверждая, что никто, кроме Юрского, не сможет передать нужный азарт и мастерство. В итоге их совместная работа оказалась успешной: фильм стал одной из наиболее известных лент в карьере актёра.
После съёмок "Республики ШКИД" Михаил Швейцер пригласил Сергея Юрского на роль Остапа Бендера в комедии "Золотой телёнок". Несмотря на желание режиссёра, Госкино настаивало на проведении проб. Среди претендентов на роль великого комбинатора значились такие известные актёры, как Владимир Басов, Александр Пороховщиков и Николай Губенко. Пробы также предлагали Арчилу Гомиашвили, который в тот момент не смог принять участие, но спустя три года сыграл Бендера в "Двенадцати стульях" Леонида Гайдая. Несмотря на конкуренцию и требования худсовета, Швейцер был уверен в своём выборе и искренне радовался, когда кандидатура Юрского была утверждена.
В 1979 году актёр сыграл одну из знаковых ролей в культовом сериале "Место встречи изменить нельзя", воплотив на экране образ подозреваемого Груздева. Прототипом его персонажа стал хирург Евгений Миркин, обвинённый в убийстве жены и оправданный в последний момент. Изначально режиссёр видел Юрского в роли афериста Ручечника, но актёр настоял на том, чтобы играть драматического Груздева. Этот выбор совпал с непростым периодом в его жизни. У Юрского разладились отношения с руководством родного БДТ, он намеревался покинуть театр и переживал из-за происходящего.
В театральной среде Сергей Юрский встретил молодую актрису Наталью Тенякову. На тот момент оба были связаны браками: она — с Львом Додиным, он — с Зинаидой Шарко. Их решимость не обманывать супругов привела к непростой ситуации, но в итоге в 1970 году они поженились и оставались вместе до самой смерти актёра. Пару называли "самой интеллигентной Ленинграда", но в этом городе они прожили недолго — уже в 1978 году семья переехала в Москву. После переезда оба стали актёрами театра Моссовета.
С сменой города начался новый этап в кинематографической карьере Юрского. Он воплотил импровизатора в "Маленьких трагедиях", мэтра Роше в детективе "Ищите женщину" и прославленного дядю Митю в комедии "Любовь и голуби". В фильме Владимира Меньшова он и Наталья Тенякова сыграли супружескую пару более старшего возраста. На самом деле их персонажи намного моложе: "дядя Митя" — 49 лет, а "баба Шура" — 40.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 7
А так не смешите коней