Учим ребенка различать цвета или развиваем способность осознанно выделять тот или иной цвет, группировать предметы по цвету, называть нужный цвет или оттенок.
Цвет наряду с размером и формой предметов является некими эталонами, на основе которых базируются знания о тех или иных предметах и явлениях. Чем раньше эти эталоны сформируются, тем больше полезной информации сможет понять и усвоить ребенок, что скажется на развитии в целом. Также умение различать цвета – это прекрасная тренировка внимания и наблюдательности.
Малыш сможет запомнить названия цветов и оттенков только тогда, когда у него сформируется речь. Если с младенчества с ребенком активно занимались, то в возрасте трех лет он уже будет уметь называть основные цвета и отделять одни оттенки от других. Однако даже такие детки могут ошибаться. Стоит учитывать, что каждый человек развивается в своем темпе – некоторым цвета даются с трудом.
Беспокоиться же мамами папам стоит, если малышу уже больше пяти лет, а он абсолютно не различает цвета. Но проверить, есть ли у ребенка дальтонизм, можно только начиная с семи лет. Стоит отметить, что если у родителей ребенка нет нарушений цветоощущения, то, как правило, и у малыша их быть не должно.
Как научить ребенка различать цвета
Ребенок до года. Совсем маленьких детей можно учить различать цвета в игровой форме. Просто акцентируйте внимание на том, какой цвет имеет одежда, игрушки, столовые приборы и т.д. Но не нужно ожидать, что кроха сможет сразу все усвоить.
До двух лет. Начиная с двухлетнего возраста малыш вполне может раскладывать и сортировать предметы по цветам. Для занятий используйте развивающие игрушки – разноцветные кубики и пирамидки. Чтобы дошкольнику было легче ориентироваться в цветах, вы можете поместить по одному кубику в разные коробки и сказать: «А теперь положи сюда такие же кубики, как этот».
Три года и старше. Дети постарше активно познают мир, а значит, им нужен постоянный контакт с различными цветами. Чтобы знания об оттенках совершенствовались и были успешно закреплены, дошкольнику нужно перекладывать разноцветные предметы, лепить из пластилина, рисовать и «оживлять» черно-белые раскраски для девочек и мальчиков.
Общие правила обучения цветам ребенка
1. Дайте понять малышу, что существует много разных цветов. После того, как ребенок освоит основные из них, можно приступить к разделению на холодные и теплые оттенки.
2. Чтобы ребенок мог наглядно изучать цвета, желательно привязывать каждый из них к какому-то предмету. Если вы рассматриваете картинки в книге, то поясняйте – это зленные листочки на дереве, а это – желтое солнышко. Так малыш сможет сравнивать предметы разных цветов.
3. Точно так же можно комментировать во время того, как кроха рисует. Например: «Глазки у девочки теперь будут синего цвета, а волосы – черного».
4. Когда ребенок станет взрослее, вы можете вместе экспериментировать с красками – смешивать один цвет с другим и смотреть, что получилось.
5. Не забывайте называть предмет и его окраску в разных вариациях словосочетаний. Не просто «красный шарик», а «шарик красного цвета» или «это шарик, он красный».
6. Важно, чтобы малыш сначала выучил один цвет, только после этого можно переходить ко второму. Желательно соблюдать такой порядок: красный, желтый, зеленый, синий и т.д.
7. Учитывайте возраст малыша, особенности его характера: некоторые дети запоминают информацию медленно, для этого им нужно находиться в тихой и спокойной обстановке. Другие наоборот, схватывают все на лету, но только если материал подается в удобной для них игровой форме.
8. Играйте с малышом в простые игры для лучшего запоминания цветов. Например, просите найти в доме предметы одного цвета.
9. Еще один прием – говорить ребенку какого цвета на вас одежда: «А у меня юбка синего цвета. А у тебя?» или «А у меня белые туфли. А у тебя» и т.п.10. Увлекательная игра на изучение цветов – с помощью машин, которые вам встречаются по пути.
Научить ребенка различать цвета довольно просто, если вы будете постоянно вовлекать дошкольника в процесс обучения в игровой форме. Не стоит торопить малыша – учитывайте его возраст и темп восприятия нового материала.
♥Игра «Бабочки на цветке»
Вырезаем из картона 4 больших цветка: красного, желтого, синего, зеленого цветов. И четыре бабочки того же цвета. Показываем ребёнку и говорим: «Вот синяя бабочка полетела и села на синий цветок, а жёлтая летела-летела и прилетела на жёлтый цветок и т.д.». Потом пусть ребенок сам сажает бабочек на цветки соответствующего цвета.
Усложняем задание: «Посади синюю бабочку на красный цветок и т.д.».
♥Игра «Маленький строитель»
Из цветного картона вырежьте 4 квадрата и 4 треугольника основных цветов. Сложите домики, при этом цвет деталей не должен совпадать и скажите: «Ой, строители перепутали крыши у домиков. Нужно сложить их правильно, по цвету». Меняйте вместе с ребёнком крыши на «правильные» и называйте цвет.
♥Игра «Цветная уборка»
Возьмите корзину для белья или большой таз и вместе с ребёнком пройдитесь по дому, собирая в неё предметы, игрушки одного цвета. Сообщайте ребёнку о ваших находках: «Вот смотри красный кубик он нам подходит, клади его в корзину. А вот папина красная футболка и т.д.»
♥Игра «Строим башню»
Используем конструктор с крупными деталями? выбираем из него детали двух контрастных цветов. Предлагаем ребёнку построить из них башни. Беря каждую деталь? называем её цвет: «Это красная, а это какая?»
♥Игра «Принеси одежду»
Собираясь на прогулку, сложите одежду малыша в кучку на пол. Попросите малыша, чтобы он принёс вам синие штаны. Если он принёс другую одежду, скажите: «Спасибо ты принёс красную футболку, одевай её и принеси синие штаны». Продолжайте, пока полностью не оденется, прося приносить по одному предмету за раз, называя вещь и её цвет.
Можно усложнить игру, разложив одежду в разные места комнаты и попросить: «Принеси красную рубашку, она лежит на диване и т. д.».
♥Игра «Все цвета радуют»
Прогуляйтесь с ребёнком по квартире или по улице, указывая ему на предметы одного цвета. Можно с ребёнком посоревноваться, кто найдёт больше предметов, например жёлтого цвета.
♥Игра «Светофор»
Вырежьте из картона три крупных круга красного, жёлтого и зелёного цветов. Предложите ребёнку поиграть в подвижную игру: «Когда горит красный свет, мы стоим на месте. Когда горит жёлтый – прыгаем на месте (на одной ножке). Загорится зелёный – бегаем».
Поочерёдно показываем цвета и выполняем соответствующие действия вместе с ребёнком. Можно усложнить игру — давать команду только голосом или только показывая определённый цвет. Можно предложить ребёнку поменяться ролями. Будет очень весело, если в игре будут участвовать несколько человек.
♥Игра «Сортируем игрушки»
Рассыпаем на полу игрушки разных цветов: кубики, детали от крупных конструкторов и т. д. Берём поднос и вместе с ребёнком собираем на него игрушки определённого цвета. Можно устроить соревнование и взять поднос для себя и для ребёнка и кто больше соберёт деталей синего цвета, пока звонит будильник (поёт песенка и т. д.).
Сортируем детали по коробочкам соответствующего цвета (берём 4 основных цвета).
♥Игра «Что бывает зелёным?»
Вспомните вместе с ребёнком, что бывает зелёным (красным, синим, жёлтым) – огурец, трава, листья, яблоко и т. д.
Эта игра способствует развитию воображения, но может вызвать затруднения у речевиков даже старшего дошкольного возраста.
♥Игра «Чудо — радуга»
Берём большой лист бумаги (лучше ватман) и рисуем на нем цветные дуги шириной несколько сантиметров, в зависимости от размера листа. Располагаем цвета соответственно спектру радуги. И на каждую дугу приклеиваем вместе с ребёнком предметы соответствующего цвета: комочки цветной бумаги, маленькие игрушки, бусины, цветные пёрышки, пробки от пластиковых бутылок, кусочки ткани, красивые камушки. Всю радугу сразу делать не обязательно, можно выкладывать цвета постепенно.
И у вас получится креативный коллаж, от которого ваш малыш будет в восторге!
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев