«Le Festival de Lanaudière» – самый крупный в Канаде фестиваль классической музыки, который, без сомнения, можно отнести и к самым значительным событиям подобного рода в Северной Америке. Каждый год в нем принимает участие более 60 000 поклонников классики, а также многочисленные артисты с международным реноме. Фестиваль был основан в 1979 году. Главные концерты проходят в зале Амфитеатра «Фернанд Линдсей», который вмещает 2 000 зрителей в крытой части и еще 6 000 на лужайке.
В 1975 году в городе Жольет существовал широкий спектр музыкальных организаций: культурный центр, поддерживающий концертную деятельность города, несколько музыкальных школ, три молодежных оркестра, летний музыкальный лагерь, несколько хоров, также проходил региональный музыкальный конкурс,– другими словами, присутствовала музыкальная атмосфера предвкушения более масштабного начинания. Возможность для организации такого «более масштабного начинания» возникла летом 1977 года, когда отец Фернанд Линдсей (Fernand Lindsay) – служитель церкви Сан-Виатер и директор культурного центра – организовал приезд Симфонического оркестра Монреаля в собор города Жольет. Оркестр дал три концерта. Аудитория встретила оркестр очень тепло. Настало время двигаться дальше. Вспоминая европейские фестивали, которые он посетил несколько лет назад, отец Линдсей пришел к выводу, что появилась возможность для воплощения его мечты в реальность.
Как все начиналось
Наступило лето 1978 года. В городе объявили о начале фестиваля. По случаю 150-летия со дня смерти Франца Шуберта было организовано восемь концертов. Также этим летом на музыкальном небосводе появилась новая звезда – скрипач и молодая девушка из Ланодьер Анджел Дабо, которой только что исполнилось 16 лет. В следующем году Фестиваль получил новый импульс развития. Организация концертов проходила уже за пределами города Жольет. Концерты проходили в соборах региона Ланодьер и в музыкальном лагере вблизи озера Лак Присцолт в Сен-Ком. Всего в регионе Ланодьер прошло 35 концертов. В 1979 году фестиваль получил юридический статус, был сформирован первый совет директоров. Отец Линдсей и администрация фестиваля (особенно Марсель Массе, Рене Чаретт и Пол Дюпон-Хеберт) стали задумываться о международном признании фестиваля Ланодьер на уровне ведущих музыкальных фестивалей мира. Они стремились «создать место, где многочисленная аудитория могла наслаждаться прекрасной музыкой в исполнении величайших музыкантов». В последующие годы в фестивале Ланодьер приняли участие всемирно известные солисты и ансамбли. Все больше ценителей классической музыки стекалось в этот фестивальный уголок Канады.
Международный статус
Со временем фестиваль получил международную известность, завоевав любовь музыкальных критиков и ценителей классической музыки. Как писал отец Линдсей: «Фестиваль действительно стал международным». К этому моменту в Жольете побывали такие звезды оперы, как Мэрилин Хорн и Фредерика фон Штаде, а также артист балета и балетмейстер Рудольф Нуреев!
Фестиваль Ланодьер превратился в крупнейший фестиваль классической музыки в Квебеке, сравнявшись с лучшими фестивалями такого рода в Европе и Соединенных Штатах. В летние периоды фестиваль насыщал провинцию художественной и культурной энергетикой, привлекая участников со всего мира. В 1987 году в СМИ появилось сообщение о том, что в провинцию съехались тысячи любителей классической музыки. Оказалось, что посещаемость на 74 культурных мероприятиях была на 15% выше ожидаемой. Фестиваль достиг еще больших высот в 1988 году: концертная программа длилась в течение двух месяцев, на фестиваль приехали 2000 музыкантов из 15 стран мира, а поток любителей классической музыки постоянно возрастал. «Если вы хотите услышать великую музыку этим летом, – отметил отец Линдсей, – вам нужно приехать в Жольет».
Выдающийся амфитеатр
Фестиваль превратился в настоящий двигатель туристической отрасли и экономического развития всего региона Ланодьер. Однако не хватало одного существенного ингредиента, чтобы фестиваль мог всецело исполнить свою миссию. Не хватало открытого амфитеатра. «Его строительство представляет собой прекрасную возможность для расширения нашей культурной среды и создания передового культурного центра», – заявил председатель совета директоров Рене Чаретт.
Таким образом, в 1989 году для фестиваля настал поворотный момент, когда завершилось строительство Амфитеатра Ланодьер, под крышей которого могли разместиться 2000 слушателей и еще 6000 – на прилегающей к музыкальному залу открытой лужайке. Многие музыканты и музыкальные критики, знакомые с подобными амфитеатрами в Соединенных Штатах, не переставали хвалить создателей Амфитеатра Ланодьер, которым удалось добиться замечательной акустики архитектурного пространства. Архитектор Мишель Галлиен и его коллеги, сценограф Ивон Санш и акустик Лионель Дж. Лорти – все из Квебека – действительно создали чудо. Каждый пришел к выводу, что все получилось просто восхитительно. «Музыка свила себе гнездо в Ланодьер. Впереди нас ждут великие свершения», – сказал отец Линдсей в день торжественного открытия амфитеатра.
История успеха и верности традициям
После назначения в 1990-х годах нового художественного руководителя Луизы Форанд-Самсон и нового генерального управляющего Франсуа Бедара фестиваль получил новый импульс развития, основанного на предыдущих достижениях. Качество концертной программы осталось на высоте, посещаемость культурных мероприятий увеличилась. Фестиваль не переставал оправдывать свою репутацию к великому удовольствию музыкальных критиков и ценителей классической музыки. Фестиваль Ланодьер завоевал себе завидную нишу в пантеоне выдающихся музыкальных мероприятий.
Отец Фернанд Линдсей, служитель церкви Сан-Виатер, доктор философии
Отец Фернанд Линдсей начал изучать музыку с юного возраста. Будучи служителем церкви Сан-Виатер, он основал ряд музыкальных и культурных организаций. Он совмещал свою музыкальную деятельность с преподаванием. Можно сказать, что отец Линдсей стал «искрой», когда-то воспламенившей фестиваль Ланодьер. Однако сегодня он превратился в «пламя», согревающее музыкальное событие международного уровня.
Амфитеатр в Ланодьер – это физическое воплощение его мечты. Отец Линдсей всегда хотел, чтобы «прекрасная музыка» была доступна для широкой аудитории.
Отец Фернанд Линдсей является членом Ордена Канады и был удостоен Национального ордена Квебека. Он также получил почетный приз за развитие туристической отрасли Квебека. Канадское правительство вручило отцу Линдсей премию Лекарбот. В ноябре 2002 года Рамон Джон Гнатышин вручил ему премию генерал-губернатора Канады. В июне 2003 года музыкальный факультет Университета Макгилла присвоил Линдсею почетную степень доктора.
Отец Фернанд Линдсей умер 17 марта 2009 года. Его пример по-прежнему является источником вдохновения для организаторов фестиваля Ланодьер. В июле 2010 года в дань уважения основателю фестиваля Амфитеатр Ланодьер был переименован в Амфитеатр Фернанда Линдсея (Fernand Lindsay Amphitheatre).
Комментарии 4