Изначально Санкт-Петербургское адмиралтейство строилось как верфь по чертежам, подписанным лично Петром I. Верфь заложена 5 (16) ноября 1704 года. Подготовительные работы были закончены в рекордно короткий срок: в начале 1705 года на верфи были возведены основные постройки и на эллингах заложены первые корабли. Так как в условиях Северной войны необходимо было защищать верфь, в 1706 году адмиралтейство представляло собой крепость: постройки были ограждены земляным валом с пятью земляными же бастионами, по периметру были прорыты рвы, заполненные водой и сделана насыпь гласиса (пологая земляная насыпь перед наружным рвом крепости).
10 мая (29 апреля) 1706 года, после завершения строительства прама с 18 пушками (крупное плоскодонное артиллерийское парусно-гребное судно, применявшееся в качестве плавучей батареи), состоялся первый спуск корабля на воду. К 1715 году в этом подразделении Адмиралтейского приказа работало около десяти тысяч человек. В то время адмиралтейство представляло собой одноэтажное мазанковое строение, расположенное в виде сильно растянутой буквы «П», раскрытой в сторону Невы. В здании размещались склады, мастерские, кузницы, а также службы адмиралтейского ведомства. Двор был занят эллингами для строительства парусных кораблей, по его периметру был внутренний канал (засыпан в 1817 году). Канал Адмиралтейства носил как оборонительную, так и транспортную функции: соединяясь с Адмиралтейским каналом, он был интегрирован в сеть городских каналов, по нему доставлялись строевой лес из Новой Голландии и другие стройматериалы. В 1711 году была произведена первая перестройка Адмиралтейства. В 1719 году была реализована идея вертикальной доминанты: над воротами был установлен металлический шпиль с корабликом, водружённый голландским мастером Харманом ван Болосом.
В 1732—1738 годах архитектор И. К. Коробов построил каменное здание Адмиралтейства. Зодчему удалось, сохранив прежний план, придать сооружению монументальность, отвечавшую его градообразующей функции. В центре, над воротами, была построена стройная центральная башня с позолоченным шпилем, иногда называемым «Адмиралтейская игла». Через сто лет было решено начать работы по реконструкции. Подготовить проект и претворить его в жизнь поручили А.Д. Захарову. Получив задание капитально перестроить коробовское Адмиралтейство, Захаров с большим подъемом и энергией взялся за дело. Проект, составленный им, был утвержден императором, и 25 мая 1806 года на Адмиралтейском дворе вновь начались строительные работы. Задача, вставшая перед Захаровым, была чрезвычайно сложна. Ему предстояло не только переделать фасады, но и произвести перепланировку сотни помещений. Дело в том, что сама верфь нуждалась в коренной реконструкции. А кроме того, требовались новые помещения для только что учрежденного Министерства морских сил, в состав которого вошли и Адмиралтейств-коллегия, и вновь созданный Адмиралтейский департамент.
охранив конфигурацию плана уже существовавшего здания, Захаров создал новое, грандиозное сооружение, придав ему величественный архитектурный облик и подчеркнув его центральное положение в городе (главные магистрали сходятся к нему тремя лучами). Предшественникам зодчего не приходилось создавать таких протяженных фасадов, какие имеет Адмиралтейство (главный фасад - 407 м, а каждый из боковых - около 172 м). В центре здания - монументальная ступенчатая башня со шпилем - знаменитая Адмиралтейская игла (высотой 72,5 м), ставшая символом города. Для создания скульптурного убранства были привлечены лучшие русские ваятели того времени (Ф.Ф. Щедрин, И.И. Теребенев, С.С. Пименов, В.И. Демут-Малиновский и др.). Строительство Адмиралтейства явилось вершиной творческого гения Захарова, шедевром русского зодчества. С 2012 года здесь находится Главное командование ВМФ России.
Нет комментариев