Сегодня, 8 декабря, отмечается Международный день художника, который был учреждён в 2007 году Международной Ассоциацией «Искусство народов мира».
Это праздник, наверное, – не только профессионалов и любителей живописи. Искусство, творчество сохраняет в человеке возможность радоваться миру и любить его. Поэтому сегодняшний день – для всех любителей прекрасного!
А еще – еще один повод вспомнить художников-творцов истории. Их глазами мы видим мир Древней Греции, представляем жизнь Средневековой Европы, осознаем, насколько прекрасен наш мир сегодняшний.
В честь праздника мы решили окунуться в мир российской живописи и выяснить, каких великих русских художников мы чуть не потеряли… И кем, например, могли стать Венецианов, Врубель и Кандинский…
Первые профессии известных художников
Не все российские художники занимались живописью с детства. Многие из них успели освоить другие профессии. Василий Кандинский окончил юридический факультет и писал диссертацию по политэкономии, Алексей Венецианов был землемером, а Павел Федотов 10 лет служил в полку. Читайте, кем работали эти и другие художники до того, как решили заняться творчеством.
Михаил Врубель: «разносторонний дилетант» и юрист
Решил стать художником в 24 года
Михаил Врубель. Тамара и Демон. Иллюстрация к поэме Михаила Лермонтова «Демон» (фрагмент). 1890-1891. Государственная Третьяковская галерея, Москва
В детстве Михаил Врубель увлекался естествознанием, историей, иностранными языками. В петербургской Пятой городской гимназии он был одним из лучших учеников. Врубель занимался музыкой, часто посещал театры, а еще ходил на занятия по живописи в школу при Обществе поощрения художников.
Искусствовед Наталья Дмитриева писала: «Мальчик как мальчик, даровитый, но скорее обещающий разностороннего дилетанта, чем одержимого художника, каким потом стал. Он «почитывает и порисовывает», «набрасывает фантазии карандашом», играя своими способностями».
Михаил Врубель. Автопортрет (фрагмент). 1905. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Вместе с семьей в 1870 году Врубель переехал в Одессу и поступил в Ришельевскую гимназию. В старших классах его любимыми предметами были древние языки и история. Врубель так хорошо выучил латынь, что даже подрабатывал – давал уроки отстающим. А еще он переводил на русский сочинения древнеримских классиков.
В 1874 году Михаил Врубель с отличием окончил гимназию и поступил на юридический факультет Петербургского университета. В эти годы он увлекся философией – изучал сочинения Иммануила Канта. В университете Врубель подрабатывал частными уроками, иногда давал их даже собственным одногруппникам. Например, сыну сахарозаводчиков Папмелей.
Михаил Врубель. Свидание Анны Карениной с сыном. Иллюстрация к роману Льва Толстого «Анна Каренина» (фрагмент). 1878. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Художник Александр Иванов вспоминал: «У Папмелей Врубель жил как родной: зимою ездил с ними в оперу, летом переселялся со всеми на дачу в Петергоф».
В гостях у этой семьи он и познакомился со студентами Академии художеств, начал посещать вечерние занятия для любителей и вскоре создал несколько иллюстраций к произведениям русской классики. Самая известная из них – «Свидание Анны Карениной с сыном».
В 1879 году Михаил Врубель окончил Петербургский университет с золотой медалью. Он решил не устраиваться на работу по специальности, а начать профессионально заниматься живописью. Врубель отбыл воинскую повинность и в 24 года поступил в Академию художеств.
Павел Федотов: «рисующий офицер»
Оставил службу и занялся живописью в 29 лет
Павел Федотов. Автопортрет и другие наброски (фрагмент). 1846-1847. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Павел Федотов родился в семье отставного офицера. В детстве он не занимался рисованием с педагогами. Отец определил Федотова в Первый Московский кадетский корпус, где тот получал отличные отметки. Его имя даже написали на почетной мраморной доске в актовом зале заведения. В свободное время он рисовал карикатуры на учителей, самого себя и своих одногруппников.
Павел Федотов. Встреча в лагере лейб-гвардии Финляндского полка великого князя Михаила Павловича 8 июля 1837 года (фрагмент). 1828. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Кадетский корпус Федотов окончил с отличием в 1832 году. После этого 10 лет он прослужил прапорщиком в лейб-гвардии Финляндском полку. В свободное время Павел Федотов посещал вечерние занятия для любителей живописи в Академии художеств. Он писал сцены из полковой жизни, портреты сослуживцев, а также великого князя Михаила Павловича, который часто посещал полк. За картину «Встреча великого князя» Федотов даже получил от него бриллиантовый перстень.
Павел Федотов. Вдовушка (фрагмент). 1852. Государственная Третьяковская галерея, Москва
А вскоре он показал Михаилу Павловичу другую свою работу – «Освящение знамен в Зимнем дворце, обновленном после пожара». Князю картина понравилась. Он познакомил художника с Николаем I, который повелел «предоставить рисующему офицеру добровольное право оставить службу и посвятить себя живописи с содержанием по 100 руб. ассигнациями в месяц».
В 1844 году, в 29 лет, Павел Федотов подал прошение об отставке. Он решил стать профессиональным художником и зарабатывать творчеством. Федотов брал уроки у профессора Академии художеств Александра Заурвейда. Карл Брюллов подсказывал ему сюжеты для новых картин. А уже в 1848 году Федотов стал академиком живописи.
Василий Кандинский: ученый и юрист
Бросил юриспруденцию и решил стать художником в 30 лет
Габриель Мюнтер. Портрет Василия Кандинского (фрагмент). 1906. Музей в Мурнау, Мурнау-ам-Штаффельзее, Германия
Василий Кандинский получил хорошее образование: посещал классическую гимназию, брал уроки игры на фортепиано и виолончели, учился рисованию. Однако становиться художником в детстве он не планировал.
В 1885 году Кандинский поступил на юридический факультет Московского университета. Он учился на кафедре политической экономии и статистики, углубленно изучал право и экономику.
Василий Кандинский. Лодки Рапалло (фрагмент). 1905. Частное собрание
В университете Кандинский был одним из лучших студентов. В 1892 году научный руководитель будущего художника – экономист и статистик Александр Чупров – рекомендовал оставить его на факультете для «подготовки к профессорскому званию и написанию диссертации». В то же время Кандинский устроился на работу. Он стал директором московской типографии Товарищества И. Н. Кушнерёва, вступил в Московское юридическое общество.
В 1896 году Кандинского пригласили преподавать в Дерптском университете. Однако он отказался. В эти годы юрист часто посещал выставки, увлекся французским импрессионизмом и решил профессионально заняться живописью. Тогда ему было 30 лет.
Кандинский вспоминал: «Вплоть до тридцатого года своей жизни я мечтал стать живописцем, потому что любил живопись больше всего, и бороться с этим стремлением мне было нелегко. <…> В возрасте тридцати лет мне явилась мысль – теперь или никогда».
Василий Кандинский. Композиция V (фрагмент). 1911. Частное собрание
Василий Кандинский уволился с работы, бросил университет. Чупрову он писал: «Во мне нет… важного условия – нет сильной, захватывающей все существо любви к науке. А самое важное – во мне нет веры в нее. <…> И чем дальше идет время, тем все сильнее притягивает меня к себе моя старая и прежде безнадежная любовь к живописи».
С 1897 года Кандинский занимался в студии австро-венгерского живописца Антона Ажбе. Еще через три года – Василию Кандинскому было 34 года – он поступил в Мюнхенскую академию художеств.
Алексей Венецианов: землемер Лесного департамента
Стал академиком живописи в 31 год
Алексей Венецианов. Портрет живописца Кирилла Головачевскогос тремя воспитанниками Академии (фрагмент). 1811. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Алексей Венецианов родился в Москве в купеческой семье. С детства его готовили к работе в торговле. Родственники Венецианова продавали цветы и семена. Рисовать будущий художник учился самостоятельно и с детства писал портреты родственников.
Образование Венецианов получил в одном из московских пансионов. Среди предметов там были основы живописи, где его научили «составлять краски, делать рамки, то есть подрамки, натягивать полотно на подрамку, прокрашивать его и просушивать, рисовать карандашом на полотне и затем отделывать красками».
Алексей Венецианов. Автопортрет (фрагмент). 1811. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Когда Алексей Венецианов окончил пансион, его приняли на службу в Чертежное управление. А вскоре перевели в Петербург, где будущий художник работал помощником землемера в Лесном департаменте. Рисовал в эти годы Венецианов мало. На работе он часто ездил в командировки, и на занятия искусством времени у него не оставалось.
Поэтому он вновь сменил профессию: стал работать в почтовом ведомстве. В свободное время Венецианов ходил в Эрмитаж – копировал известные картины.
Алексей Венецианов. Утро помещицы (фрагмент). 1823. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Он писал: «Часто по целым часам стою в Эрмитаже перед картиною и дохожу, как-то, как это сделано и отчего оно так поразительно хорошо».
В музее Алексей Венецианов познакомился с несколькими художниками. У одного из них – портретиста Владимира Боровиковского – начал брать уроки.
В то же время Венецианов не оставлял службу. В 1809 году он вернулся на работу в Лесной департамент. А через два года «служащий при Лесном департаменте землемером» Алексей Венецианов показал в Академии художеств свой автопортрет. За него художнику присвоили звание назначенного в академики. А уже через несколько месяцев за портрет живописца Кирилла Головачевского Венецианова назначили академиком.
Николай Мещерин: промышленник, директор Даниловской мануфактуры
Впервые показал свои картины на выставке в 35 лет
Николай Мещерин. Девушка в красной юбке (фрагмент). 1903. Музей русского импрессионизма, Москва
Николай Мещерин родился в богатой московской купеческой семье. Его родственникам принадлежало одно из крупнейших текстильных предприятий России – Даниловская мануфактура.
Будущий художник был старшим сыном Василия Мещерина, который основал производство. Поэтому с детства его готовили к руководству мануфактурой. Отец отдал Мещерина в Московскую практическую академию коммерческих наук, где он занимался экономикой, правом, математикой. Закончить учебу он не успел. В 1880 году Василий Мещерин умер. Возглавить предприятие пришлось сыну.
Николай Мещерин. Автопортрет в зеркале (фрагмент). 1886-1887. Государственная Третьяковская галерея, Москва
В 1880-х Мещерин увлекся живописью – стал посещать выставки, покупать картины, общаться с художниками. А еще он занимался фотографией, делал картины из засушенных трав и цветов.
Вскоре Мещерин передал управление мануфактурой младшему брату Михаилу и уехал в свое подмосковное имение Дугино. Там он начал учиться рисованию. Сначала с Мещериным занимался его однокурсник по Академии коммерческих наук Василий Переплетчиков, который прошел курс вольнослушателя в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Затем он стал посещать уроки Алексея Корина, а вскоре познакомился с Исааком Левитаном и Игорем Грабарем. Они часто приезжали в Дугино и давали начинающему художнику советы.
Николай Мещерин. Осень. Капустный огород. (фрагмент). 1905. Музей русского импрессионизма, Москва
В 1890-х Николай Мещерин решил стать профессиональным художником. В своем имении он даже оборудовал две мастерские – одну для себя, а вторую для гостей. В Дугине часто останавливались Исаак Левитан, Аполлинарий Васнецов, Сергей Малютин.
Мещерин писал пейзажи, изображал природу средней полосы России. Свои картины он впервые показал на выставке Московского товарищества художников в 1899 году. Тогда ему было 35 лет.
Материал подготовлен с использованием данных сайта calend.ru и гуманитарного просветительского портала «Культура.РФ»
Приглашаем к участию в международном фотоконкурсе «РУССКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ»
Проект объединяет профессионалов и любителей фотоискусства. В 2023 году на конкурс поступило свыше 19 тысяч работ от 3,5 тысяч фотографов из 52 стран мира. В рамках Международного фотоконкурса «Русская цивилизация» будут вручены награды в 7 номинациях: «Семейные ценности», «Уникальная природа», «Лица и поколения», «Традиции большой страны», «Архитектура и скульптура», «Духовные скрепы», «Мир. Созидание. Жизнь.», а также Гран-При за лучшую фотографию, Приз зрительских симпатий и приз в специальной номинации «Многодетная семья России». Свои работы на конкурс могут направлять как профессиональные фотографы, так и любите
Ансамбль «Мануш» (руководитель – Ксения Беспалова) ДК им. Артема весной принял участие в заключительном 5-ом отборочном туре XXIII регионального военно-патриотического фестиваля-конкурса «Виктория», который проходил в с. Бурлаки Прокопьевского муниципального округа. И вот долгожданные дипломы победителей наконец нашли своих обладателей! Ансамбль «Мануш» по итогам фестиваля стал Лауреатом II степени в номинации «Вокал». Мы поздравляем участников коллектива с достойным результатом и желаем дальнейшего творческого развития, расширения вокальных горизонтов и новых побед! И, конечно же, новых замечательных песен в репертуаре, в том числе и патриотических, ведь эта тема актуальна
«Культура речи»: ох, уж эти «километровые» предложения…
Сегодня в «совете дня» по русскому языку предлагаем вам вспомнить правила, связанные с длинными предложениями, к которых «срослись» сразу несколько самостоятельных частей….
Запятая между независимыми предложениями, объединёнными в одно сложное
Нередко в письменной речи приходится использовать сложносочиненными предложения. Главным образом, они отличаются от сложноподчиненных тем, что все их части вполне самодостаточны, и их легко можно оформить в виде отдельных предложений. Зачастую такие конструкции используются для того, чтобы показать связь между происходящими действиями.
Например: Дождь прошел, и на небе появилась радуга. Это
Сегодня по народному календарю – Оленин день. На Руси в этот день начинали сеять лен и совершали специальные обряды на его хороший урожай. В этот день девушки должны были ходить простоволосыми, чтобы волосы были красивыми и длинными. Вспомнив о старинной традиции не плести косы, мы решили сегодня выяснить, как в старину относились к женской внешности, и что в себя включали «стандарты»: как выглядели «белые лебедушки», «демонические женщины» и спортсменки-комсомолки…
Каноны женской красоты: от Древней Руси до советских времен
Жители языческой Древней Руси восхищались девами-воительницами, во время христианизации эталоном стала скромная хранительница домашнего оча
Нет комментариев