بسم الله الرحمن الرحيم
Выбор друзей в Исламе занимает немаловажное место, на что обращают внимание Коран, Сунна и высказывания праведных предшественников. Так, Коран и Сунна повелевают избирать себе праведных друзей и спутников и запрещают иметь в качестве близкого окружения неверных или же нечестивых мусульман. Запрет дружбы с подобными людьми объясняется тем, что человек по своей сущности склонен брать пример и уподобляться тем, с кем он дружит.
➖ Например, общение с теми, кто приобретает религиозное знание, подталкивает человека на изучение религии и приобретение знаний.
➖ Общение с аскетами учит быть неприхотливым к мирским благам.
➖ Общение с приверженцами нововведений ввергает человека в ересь.
➖ А общение с теми, кто жаждет мирских благ, пробуждает в душе стремление к мирскому богатству.
По этой причине шариат строго повелевает выбирать себе таких друзей и собеседников, общение с которыми принесёт пользу как в мире этом, так и в мире ином, и велит изо всех сил остерегаться плохих товарищей.
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Человек исповедует ту же религию что и его близкий друг. Так пусть же посмотрит каждый из вас, кто является вашим близким другом!» (Абу Дауд 4833, ат-Тирмизи 2378. Имам ан-Науауи, хафиз Ибн Хаджар, имам Ибн Муфлих, хафиз ас-Суюты и шейх аль-Альбани подтвердили достоверность хадиса).
Ибн Абу ‘Имран рассказывал: “Однажды я пришёл к Абу Зарру и нашёл его в мечети в одиночестве. Я спросил его: “Почему ты один?” На что он ответил: «Одиночество лучше, чем плохая компания, однако хорошая компания лучше, чем одиночество!» (Абу аш-Шейх, ад-Дайлями, Ибн ‘Асакир. Хафиз Ибн Хаджар назвал иснад хорошим. См. “Файдуль-Къадир” 7/349).
Как прекрасны слова этого мудрого сподвижника!
Абу Суляйман ад-Дарани говорил: “Води дружбу только с двумя: человеком, благодаря которому ты можешь получить пользу в своих мирских делах, и человеком, благодаря которому ты получишь пользу в том, что относится к миру вечному, а иметь дело с другими есть великая глупость!” (См. “аль-Мау’изатуль-муттакъин” 128).
Имам Ибн Джама’а, делая наставление требующим знания, сказал: “Он должен общаться только с теми, кто может обучить его чему-нибудь и у кого он может поучиться сам. Если же он подружится с тем, с кем он попусту теряет своё время, кто ничему его не учит, у кого он ничему не научится, и кто не поддерживает его в том, что он делает, то пусть любезно прервёт с ним отношения с первых же дней знакомства. И это следует сделать сразу же, пока их дружба ещё не окрепла, ибо от того, что уже укрепилось, избавиться тяжело. Факъихи говорили: «Легче предотвратить, нежели прекратить»”. (См. «Тазкирату-ссами’» 84).
От Абу Хурайры сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Человек исповедует ту же религию, что и его близкий друг. Так пусть же посмотрит каждый из вас, кто является вашим близким другом!» (Абу Дауд 4833, ат-Тирмизи 2378. Имам ан-Науауи, хафиз Ибн Хаджар, имам Ибн Муфлих, хафиз ас-Суюты и шейх аль-Альбани подтвердили достоверность хадиса).
Хафиз Ибн ‘Абдуль-Барр писал: “Смысл этого хадиса, а Аллаху об этом ведомо лучше, в том, что человек привыкает к тому, что он видит от своего друга. К религии тоже можно привыкнуть, и поэтому мусульманину велено дружить только с теми, от кого он видит хорошее, так как к хорошему тоже можно привыкнуть”. (См. “Бахджатуль-джалисин” 2/751).
Имам аль-Хаттаби сказал: “Слова «Человек исповедует ту же религию, что и его близкий друг» означают, что дружить можно только с тем, чьей религией и праведностью ты доволен. Твой друг непременно станет склонять тебя к своей религии, на свой путь, и поэтому не обольщайся своей набожностью, не подвергай себя опасности и не бери себе в друзья тех, чьей религией и чьим путем ты не доволен. Суфьян ибн ‘Уяйна сообщил, что относительно этого хадиса говорили: “Посмотрите на Фараона и на Хамана [Хаман - визирь фараона, к которым Аллах послал пророка Мусу (мир ему) с увещеванием. См. “Тафсир аль-Къуртуби” 6/432.], который был рядом с ним! Посмотрите на аль-Хаджаджа и на Йазида ибн Абу Муслима, который был еще хуже! И посмотрите на Сулеймана ибн ‘Абдуль-Малика и на его соратника Раджу ибн Хайю, который всегда поправлял его”. Говорят, что любовь названа словом «хиллят», оттого что любовь и симпатия проникают в сердце и укореняются в нем, и это - высшая форма братских чувств. Люди, как правило, являются чужими друг другу, и если они знакомятся и начинают дружить, то становятся близкими. Если между ними обнаруживается сходство, то они становятся любящими друзьями. Если же эта любовь крепнет, то между ними возникает то, что можно назвать словом «хиллят»”. (См. “аль-‘Узля” 56).
Имам Абу Хатим рассказывал: “Я слышал, как Ахмад ибн Синан говорил: “Я предпочту, чтобы моим соседом был любитель музыки, чем приверженец нововведений. Ведь любителю музыки можно это запретить или сломать музыкальный инструмент, тогда как приверженец нововведений портит соседей и окружающих его людей!” (Ибн Батта в “аль-Ибана” 2/469).
Аль-Фудайль ибн ‘Ийяд сказал: “Остерегайся сидеть с теми, кто может испортить твое сердце!” (аль-Лялякаи, 262).
Однажды Мухаммаду ибн Сирину сообщили о том, что некий приверженец нововведений хочет придти к нему и поговорить с ним, на это Ибн Сирин сказал: “Скажите ему: “Нет!” Пусть не приходит ко мне! Поистине, сердца сынов Адама слабые, и я боюсь, что услышу от него какое-либо слово, и после этого мое сердце не вернется к тому, на чем было!” (Ибн Уаддах 60, Ибн Батта 399).
Имам Ибн Батта сказал: “Сунной является отстранение от каждого, кто исповедует нововведение, а также отстранение от того, кто покровительствует, помогает и защищает такого, даже если делающий это внешне проявляет приверженность к Сунне!” (См. “аль-Ибана” 1/282).
Имам аль-Барбахари говорил: “Если для тебя станет явным что-либо из нововведений какого-либо человека, то остерегайся его, ибо поистине, сокрыто от тебя из его нововведений больше, чем ты заметил!” (См. “Шарху-Ссунна” 97).
Сказал имам аль-Барбахари (да помилует его Аллах): "Остерегайся, остерегайся людей твоего времени. И смотри с кем ты общаешься и кого слушаешь и с кем дружишь! Люди как будто все впали в вероотступничество, кроме тех, кого защитил Аллах." (См. "Шарх ас-Сунна", 117).
Имам Ибн аль-Джаузи говорил: “Общение с простыми людьми - это искушение для веры человека, если только он не будет оберегать себя в своих беседах с ними. Ему следует говорить самому, предоставляя им только слушать”. (См. “Сайд аль-хатыр” 419).
Это очень важные и великие хадисы, ибо в них содержится указание на необходимость проявления осторожности в выборе друзей.
Так пусть же каждый мусульманин задумается над этим и устрашится, чтобы не питать любовь к приверженцам нововведений или же нечестивцам, открыто совершающим грехи!
Каждый мусульманин должен знать, что дружба с приверженцами нововведений относится к самым опасным причинам уменьшения и ослабления веры и может привести даже к полному ее разрушению, что зависит от вида нововведения, в котором погрязли его друзья и степени близости с ними.
То же самое относится и к дружбе с нечестивцами и грешниками, так как дружба с такими людьми приводит к тому, что совершение греха начинает казаться душе чем-то незначительным, и удаляет из сердца отвращение к грехам!
Вследствии большого распространения великих грехов, они перестали восприниматься великими грехами, а воспринимаются как малые прегрешения. Совершающие же их, кажутся людьми с незначительными недостатками, а некоторых из них кто-то может искренне считать порядочными и хорошими людьми. Давайте вспомним, к примеру, про наше отношение к женской одежде, не соответствующей нормам шариата, отношение к употреблению пива, к повсеместно звучащей музыке, к кредитам и ссудам под выгодный процент. А теперь ответим сами себе, считаем ли мы их великими грехами, а совершающих их - нечестивцами? Воистину, человек привыкает к тому, что его окружает, и если бы на наших глазах изо дня в день совершались убийства, то через некоторое время мы бы привыкли и к этому тоже, начав относиться к убийце так же, как, скажем, относимся к мусульманину, покуривающему сигареты. Именно поэтому плохое окружение так страшно и губительно для мусульманина, не говоря уже о том, насколько более губительным являются дружба и теплые доверительные отношения с такими людьми.
Однако следует также отметить, что запрет на дружбу с нечестивыми и грешными мусульманами не говорит о том, что они перестают быть нашими братьями, и что к ним нельзя относиться как к мусульманам, приветствуя их или же оказывая им помощь и поддержку в том, в чем нет греха! По мере своих сил следует исправлять себя и окружающих нас мусульман, следуя в этом примеру пророка (мир ему и благословение Аллаха) и праведных предшественников.
Имам аль-Хаттаби сказал: “Говоря об уединении, которое мы избираем для себя, мы не хотим сказать, что следует отдалиться от общества людей и отвергнуть их права, связанные с поклонением, распространением приветствий, ответом на приветствия других и тому подобных прав, которые они имеют на нас, уклоняясь от них под благовидным предлогом делами Сунны и одобряемыми обычаями. Под уединением мы понимаем только необходимость отказаться от ненужных дружеских отношений и отвергнуть излишнюю дружбу и все бесполезные связи, в которых для тебя нет нужды”. (См. “аль-‘Узля” 3/449).
🔻 Следует отметить, что друзей в первую очередь следует выбирать именно по религиозности, обращая внимание на правильность вероубеждения и манхадж человека. Ведь сколько примеров того, как мусульмане обольстившись благим нравом того или иного человека, сбивались с правильного пути! Яхъя ибн Ма’ин рассказывал: “Однажды, я услышал некоторые слова от ‘Абдур-Раззакъа, которые говорят шииты, и спросил его: “Все твои учителя, от которых ты передавал хадисы, были достойными доверия и из числа ахлю-Сунна: Ма’мар, Малик, Ибн Джурайдж, ас-Саури, аль-Ауза’и, так от кого ты перенял этот мазхаб?!” Он ответил: “Однажды к нам приехал Джа’фар ибн Сулейман, и я увидел его достойным и благонравным, и перенял это от него”. (См. “ат-Тахзиб” 611).
🔻 Поэтому главным критерием в выборе друзей должна быть религиозность и правильность убеждений человека, а не благой нрав или усердное поклонение! Имам Абу Шама сказал: “Чаще всего люди попадают в нововведения (бид’а) по причине того, что они начинают считать какого-то человека обладающим знанием и богобоязненным, тогда как тот не является таковым. И такие люди начинают взирать на его слова и дела и следовать за ним в этом, и тем самым они приводят в расстройство свои дела!” (См. “аль-Ма’рифа уа-ттарих” 1/670).
__________________________________
Тот, кто задумается над приведенными аятами, хадисами и высказываниями саляфов, обязательно поймет, насколько важным является вопрос выбора друзей и какую опасность для религии и нравственности человека представляют друзья из числа нечестивцев и приверженцев нововведений! Человек может быть праведным и целомудренным, но стоит ему завязать дружбу с плохими людьми, как он становится таким же нечестивцем и ослушником, как и они. Таково установление Аллаха относительно Его творений.
Следует уяснить, что в дружбе с глупым человеком нет блага, и даже если она продлится долго, то все равно закончится ссорой. Также нет блага в дружбе с безнравственным человеком, который подчиняется воздействию гнева, страсти, жадности или жестокости. Нет блага и в дружбе с грешным нечестивцем, упорствующим в своем нечестии, ибо это приведет к пренебрежительности в отношении грехов. И к тому же никто не может быть в безопасности от зла человека, не боящегося Аллаха, ибо на его дружбу нельзя полагаться, поскольку она может изменяться в зависимости от его выгоды в той, или иной ситуации.
Каждый мусульманин должен стремиться обладать такими качествами, которые внушали бы желание дружить с ним.
Хотелось бы завершить данную статью словами великого имама Суфьяна ас-Саури, который сказал: “Ничто так не влияет на порочность или праведность человека, как его друг!” (См. “аль-Ибана” 2/476).
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев