Художественное СТЕКЛО СОВЕТСКОЙ и ПОСТСОВЕТСКОЙ ЭПОХ. Ч.1.
Скульптор-художник МУХИНА Вера Игнатьевна (1887-1953) и её работы.
В становлении советской школы стекла стояли два уникальных художника - Вера Игнатьевна Мухина и Борис Александрович Смирнов.
Скульптор и архитектор нашли в этом многогранном материале всё - форму, пластику, архитектуру, цвет, графику, монументальность и утилитарность.
Художники подняли планку промышленных изделий до уникальных музейных экспонатов. Их смелые творческие эксперименты в моллировании и скульптуре до сих пор считаются вершинами художественного стекла и являются предметом изучения для студентов.
В этом материале Мария Березина, преподаватель курса витражей в Москве, Русская Академия Ремёсел, расскажет про обоих художников и их подход в работе со стеклом.
ВЕРА ИГНАТЬЕВНА МУХИНА.
Мало кто знает, что для советского стеклопроизводства большую роль сыграла В.И. Мухина. Многие её знают как первую женщину-скульптора в Стране Советов, как создательницу «Рабочего и колхозницы», но редко кто изучал историю производства стекла в послереволюционной России и огромный вклад Мухиной в эту область.
В.И. Мухина увлеклась стеклом еще в далеком 1914 году, в тот год она путешествовала по Италии и увидела стекло Мурано. Видимо, с той поездки появилась мечта работать с этим материалом.
В 30-е годы Валентина Игнатьевна проектировала эффектный сервиз из хрусталя для важных правительственных мероприятий. Создавала она этот сервиз на «Красном гиганте», бывшем Бахметьевском заводе, где работали русские мастера, перенявшие опыт своих предков - Вершинины, Вертузаевы, Калагины. Художница готовилась к работе очень скрупулёзно. Взгляд скульптора сказывался во всем. Она создавала эскизы, по которым изготовлялись формы для выдувания, рисовала сами предметы в разных ракурсах и с разных сторон.
Познакомившись с технологией ближе, она увидела метод свободного выдувания, он открыл ей богатство рукотворности и неповторимости каждого изделия.
Михаил Сергеевич Вертузаев, один из лучших стеклодувов, так же взялся за работу над сервизом. В сервиз входили графины, рюмки, бокалы для вина, вазы для цветов. На дворе была новая жизнь и новая эпоха, поэтому все вещи делались Мухиной не по-старинке. Мухина отвергла все традиционные методы декорирования. Она применила широкую огранку большими плоскостями и глубокие вырезы. К материалу Мухина подошла как скульптор - декор теперь участвовал в создании формы предмета. Все изделия напоминали скорее драгоценные кристаллы, чем утилитарные вещи. Высочайшее качество исполнения, материалы и формы - стали новым словом в советском стеклоделии.
Технология стекла совершенствовалась, появились новые механизмы и машины для производства, молодые мастера перенимали опыт у старых, но вот с художественной частью в производстве был полный крах. В штат завода не нанимали художников, давно забытая эпоха модерна была основным стилевым направлением производства. После революции все, что было связано с царской Россией, а особенно с эпохой модерн, считалось дурновкусием, пережитками прошлого. Новое послереволюционное время, которое переживала страна, разительно отличалось от бывшего серебряного века. Искусству модерн был повешен ярлык «декаданство и упадничество» людям казалось, что пришла новая пора героизма и самопожертвования. И этого требовали многочисленные комитеты и новые общества художников.
Несоответствие жизни и стиля противоречило современности.
Необходимость изменить старый уклад в производстве и вдохнуть новую жизнь в старый завод заставило в январе 1940 г. Веру Мухину, Николая Качалова и писателя Алексея Толстого написать в Совнарком письмо с предложением создать на основе зеркальной фабрики в Ленинграде экспериментальную мастерскую. Она должна была стать союзом талантливых художников, мастеров и ученых. На базе мастерской предполагалось проектировать и производить изделия из стекла для серийного производства.
В апреле 1940 постановление было подписано. Мухина приглашала в новую мастерскую лучших стеклодувов и художников, привлекала научных сотрудников из Ленинградского технического института. Из Союза Художников пришли Алексей Успенский и Николай Тырса. Качалов стал научным руководителем мастерской, Мухина - художественным. Уже к концу 1940 года команда единомышленников сделала триста уникальных образцов для серийного производства из льдистого и молочного стекла с венецианской нитью, из бесцветного стекла с гравировкой. За кратчайший срок были созданы прекрасные вещи, которые являются предметами изучения современных студентов.
Во время ВОВ производство остановили. В блокаду умерли Успенский и Тырса.
Когда война закончилась, жизнь потихоньку стала налаживаться.
Зеркальную фабрику переформировали в завод художественного стекла и сортовой посуды - ЛЗХС, в основе фабрики лежала творческая лаборатория, восстановленная силами Мухиной и Качалова.
В художественной мастерской экспериментировали и работали с тем же энтузиазмом. Работа велась не только для серийного производства, но и проектировались и выполнялись сложнейшие изделия и архитектурные детали из стекла.
Вели научно-техническую работу, подготавливали специалистов.
Так на ЛЗХС появилось сульфизно-цинковое стекло. Оно могло быть в разной степени глухим, дымчатым, прозрачным. В нем могли сочетаться любые переходы цвета от зелёного - к ярко-желтому, от голубого - к розовому.
На всемирной выставке в Венеции его назвали «русским чудом».
Но как все, выходящее за пределы стандарта в СССР, оно не прижилось на ЛЗХС. Его низкая стоимость мешала выработке плана. Роль и значение этого «русского чуда» в полной мере оценили и применили гораздо позже в 60-80е годы. Оно стало очень модным.
Ещё одна разработка ЛЗХС был способ моллирования.
За время, проведенное на заводе, Вера Игнатьевна познакомилась со многими мастерами, учениками, инженерами - Н.Н. Качаловым, Ф.С.Энтелисом и др. В Ленинграде Мухина познакомилась с работами кафедры Ленинградского технологического института. В.В. Варгин управлял разработкой нового способа создания цветных стекол - особой варки. Палитра цветных, глушеных и прозрачных стекол поражала разнообразием. Ученые благодаря научным экспериментам заменили вредные соединения олова, мышьяка, сурьмы на фтористые соединения.
Здесь так же была изобретена технология «селенового рубина», так необходимого в производстве всех предупреждающих красных ламп в жизни города и на магистралях.
Немного времени понадобилось, чтобы наладить работу по выпуску небольших тиражей. Метод Мухиной восприняли положительно: художник создавал первый эскиз на бумаге, а затем взаимодействовал с мастером, стоял с ним у печи, смотрел на природу стекла, как оно себя ведет, и проводил несколько пробных выдуваний, доводя вещь до конченого результата. Для дальнейших повторений с уже готового изделия снимали форму. Художник, работая в тандеме с мастером, зачастую изменял свой замысел, импровизировал, учился стеклодувным приемам. А мастер становился полноправным соавтором каждой вещи. Он стремился почувствовать в оригинале замысел художника.
Цех, созданный с целью эспериментирования, к концу 1940 года начал создавать новое.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 3