К тому времени благодаря промышленной революции в мире появились новые возможности. Распространение машин, новых технологий и инструментов позволяло механизировать труд и повысить его производительность. Ответом России стала первичная индустриализация, которой способствовал запретительный тариф 1822 года, отражавший государственную идеологию протекционизма[13]. В Финляндии в изобилии появляются торговые и мануфактурные компании, отстраиваются города, она начинает покрываться сетью дорог, и давняя мечта финского купечества о соединении каналом озёрной системы Саймы и Финского залива становится реальностью.
В 1826 году на заседании городских судов Саволакса и Карелии решено было отправить в Санкт-Петербург депутацию крестьян к только что вступившему на престол императору Николаю I, чтобы тот нашёл возможность соединить озёрный край с приморскими городами. Император принял депутатов и, выслушав, повелел произвести необходимые изыскания[15]. Лучшее решение предложил барон Карл Розенкампф, который ещё в 1824—1825 годах занимался проработкой водного пути от Ладожского озера по реке Вуоксе, Сайменскому озеру и, им намеченному, Сайменскому каналу с выходом в Финский залив у Выборга. На этот проект его подвигло обращение Александра I к инженерии страны: осенью 1824 года в Санкт-Петербурге произошло сильнейшее разрушительное наводнение, и император ждал с нетерпением вариантов решения проблемы спасения Северной столицы от водной стихии «на все времена»[16]. В 1825 году Розенкампф, среди прочих, подал «Записку по делу о спуске озера Сайма», в которой произвёл предварительные технико-экономические расчёты сооружения искусственного водного пути. Эта признанная весьма оригинальной работа и легла в основу предложенного им в 1827 году проекта. Однако средств (около 3 млн рублей) тогда в казне не нашлось, поэтому к прокладке канала не приступили.
Бассейн оз. Сайма, р. Вуокса, Сайменский канал и современная граница между РФ и Финляндией
В 1834 году губернатор Выборгской губернии Карл Август Рамзай[fi] с подачи местного купечества вновь поднял вопрос о канале. Экономическая ситуация стала более благоприятной, растущая российская столица испытывала постоянную потребность в пиломатериалах, поступавших с территории Саймы. Ход делу дали генерал-губернатор Финляндии князь Александр Меншиков и начальник финансовой коллегии, энергичный сенатор Ларс фон Гартман. В Выборге для составления плана и сметы был учреждён комитет по строительству канала. В мае 1835 года Финляндскому инженерному ведомству было выдано задание на технические изыскания по сооружению Сайменского канала. Возглавлявший его барон Розенкампф вскоре представил свои новые соображения в подробном проекте, который был высочайше утверждён в сентябре 1844 года, и в 1845 году начались строительные работы.
Это была крупнейшая стройка того времени. Активно использовали помощь иностранцев, главным образом шведских специалистов, поскольку в России не было опыта строительства каналов в скальном и холмистом ландшафте. В Швеции уже эксплуатировались Тролльхетте- и Гёта-каналы, которые послужили образцом. Шведский инженер-полковник Нильс Эриксон[en] внёс некоторые улучшения в первоначальный план и внедрил самую современную в то время английскую технологию строительства каналов. Впервые в Финляндии был использован порох в горных работах. Длина канала тогда составила 59,3 км; из них 36,1 км были прорыты, а остальные приходились на реки и озера. Было сооружено 15 шлюзов — 7 однокамерных, 3 двухкамерных и 5 трёхкамерных[18]. Шлюзы обозначались по номерам камер (всего — 28, нумерация велась со стороны Саймы), а также по названиям ближайших населённых пунктов или озёр Канал проходил по территории двух уездов Выборгской губернии: Лаппвесиского и Страндаского.
Организация строительства отличалась экономичностью и простотой. Работы велись тремя дистанциями[К 4], штат инженерно-технического персонала всей стройки состоял из 20 человек. На каждой дистанции работы вела одна артель землекопов численностью 100—150 человек[19]. Используемые здесь методы организации работ, защиты окружающей среды, обучения рабочих, социальной защиты стали новшеством и распространились по всей стране.
Канал ещё до начала эксплуатации стал важной достопримечательностью и туристским объектом Восточной Финляндии. Первая туристическая карта Сайменского канала была выпущена уже в 1852 году.
В 1855 году Николай I скоропостижно скончался, не застав завершения строительства. На российский престол взошёл его сын, Александр II.
26 августа (7 сентября) 1856 года, на 4 года раньше запланированного срока, состоялось торжественное открытие канала. Оно было приурочено ко дню коронации нового императора. Во время праздничного фейерверка в Выборгском замке вспыхнул пожар, нанёсший значительный урон ансамблю
В строительство канала были вложены значительные по тем временам деньги — более 12 млн серебряных марок, но эта сумма была меньше запланированной[8, и расходы окупились значительно быстрее, чем ожидалось, — за 25 лет
#Россия
Комментарии 2