Актуальное обсуждение
Уйти, чтобы вернуться
Еще вчера они, стоявшие со сложенными на груди руками в очереди на Причастие, вызывали умиление церковных бабушек — а сегодня на предложение сходить на службу отвечают, что у них другие планы. «Почему практически выросшие в храме дети уходят из Церкви? Что мы сделали не так?» — задаются вопросами взрослые. К разговору на эту непростую, болезненную тему мы пригласили самих ребят, родителей, священников и психологов.
Утомленные
«С раннего детства каждое воскресенье и по большим праздникам родители водили меня в храм,— вспоминает Иван, 18 лет.— Хочу, не хочу — не спрашивали. Надо. В церкви мне было скучно. Я уставал. Не находил в этом смысла. Каждое воскресенье одно и то же. В конце концов надоело, и я сказал, что больше не пойду».
«Одна из самых распространенных ошибок в церковном воспитании детей — это религиозная перегрузка ребенка,— говорит настоятель храма во имя великомученика и целителя Пантелеимона с. Усть-Курдюм Саратовского района, духовник Саратовской православной духовной семинарии протоиерей Владимир Пархоменко. — Преподобный Антоний Великий, наставляя учеников в монашеском подвиге, приводил в пример лук. Чтобы выстрелить из лука стрелой, нужно натянуть тетиву. Если натянуть слабо, стрела не выстрелит, если перетянуть, тетива лопнет. То есть нужна некая мера, которая позволит достичь необходимого результата. Собственно, в церковном воспитании должно быть то же самое».
Отец Владимир разъясняет, что родители должны сообразовывать свое религиозное влияние на детей с их возрастом и особенностями характера. Под перегрузкой подразумеваются слишком строгие посты, слишком большое молитвенное правило, слишком интенсивное участие в богослужениях, когда дети ко всему этому не готовы.
«Например, ребенка с детства приучают к молитве, — продолжает священник. — Вроде бы это правильно. Но когда малыша начинают нагружать правилом, которое и не каждый взрослый осилит, ничего, кроме отвращения, это у него не вызовет. Дети склонны к молитве, только они молятся лишь несколько минут и своими словами. И задача родителей — научить детей обращаться к Богу сердцем — именно это и есть молитва, — а не механически читать детские молитвословы».
Такая же мера должна быть и в вопросе участия детей в богослужениях. Некоторые родители думают, что только в храме их чада могут встретиться с Богом. Это заблуждение. Детское религиозное восприятие отличается от взрослого. Неслучайно сказал Господь: если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное (Мф. 18, 3). Дети воспринимают Живого Бога непосредственно. И ближе всего они к Нему, когда их окружает атмосфера мира и любви. Поэтому когда родители заставляют ребенка выстаивать всю службу, не принимая во внимание жалобы на усталость, они закладывают основу нелюбви к богослужению, но никак к Богу ребенка не приближают.
«Детям трудно несколько часов неподвижно стоять на одном месте. Кроме того, они пока не понимают, что происходит в храме, — продолжает отец Владимир. — Но ребенок вполне может постичь красоту богослужения за те несколько минут, пока он ожидает Причастия. Поэтому родителям не стоит прикладывать титанические усилия для того, чтобы удержать ребенка на службе. Если он проявляет нетерпение, нужно уходить. Ребенку в храме должно быть хорошо, тогда он будет его любить».
Ирина Малюченко, психолог, координатор православного кризисного центра «С верой в жизнь!» Балашовской епархии, добавляет: «Если насильно заставлять детей ходить в храм, ничего хорошего из этого не получится. Дети возненавидят Церковь и все, что с ней связано. Ребенок так устроен: то, что ему навязывают силой, вызывает протест».
Сейчас возле многих храмов обустраивают детские площадки. Это порой вызывает удивление прихожан: церковь — место молитвы, а не игр, но такие ориентированные на детей пространства — не заигрывание с детьми, а ответ на их потребности.
«В советское время детей в храмах вообще не было. А когда они, слава Богу, в Церкви появились, стало понятно, что вместе с ними молиться практически невозможно, потому что они, следуя своей природе, все время бегают, прыгают, разговаривают, — поясняет отец Владимир Пархоменко. — И здравый смысл подсказывает, что нужно делать либо детские площадки на улице, либо игровые комнаты в храмах, чтобы родители могли участвовать в богослужении, а детям было чем заняться. В храм же их стоит приводить лишь на самые важные моменты службы. У Церкви в целом адекватное представление о том, в какой форме нужно воцерковлять подрастающее поколение. Потому что если бы дети в храме стояли смирно под строгим надзором взрослых, которые их постоянно шпыняют, заставляют молиться, думаю, мы очень быстро произвели бы новое поколение воинствующих безбожников».
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев