(Рассказывает настоятель храма во имя святой великомученицы Екатерины г. Новоузенска, протоиерей Александр Милованов)
Престол – самое священное место в православном храме.
Он находится в центре алтаря, напротив Царских врат, и символизирует Престол Божий.
Также престол напоминает нам о Самом Христе, Тело Которого в виде Святых даров пребывает на престоле после освящения хлеба и вина в Таинстве Евхаристии и таким образом святой Престол знаменует собою Гроб Господа Иисуса Христа, в котором покоилось Его Тело до момента Воскресения, а также и Самого Господа, лежащего во Гробе.
Внешне Престол представляет собой квадратный стол на 4-х ножках. Высота его по традиции составляет 1 метр. Четыре стороны престола соответствуют четырем странам света, четырем временам года, четырем периодам суток (утро, день, вечер, ночь), четырем степеням области земного бытия (неживая природа, растительный мир, животный мир, человеческий род).
Престол знаменует собою также Христа Вседержителя.
В этом случае четырехугольная форма престола означает Четвероевангелие, содержащее всю полноту учения Спасителя, и то, что все четыре страны света, все люди, призываются к общению с Богом в Святых Таинах, ибо Евангелие проповедуется, по слову Спасителя, «по всей вселенной, во свидетельство всем народам» (Мф. 24, 14).
Четыре стороны престола знаменуют также свойства личности Иисуса Христа: он был Великого Совета Ангел, Жертва за грехи человеческого рода, Царь мира, Совершенный Человек.
На Престоле находится несколько священных предметов: антиминс, Евангелие, лампада, два напрестольных креста, дарохранительница.
За Престолом располагается семисвечник.
Под столешницей престола находится ковчег для частицы святых мученических мощей. Эту частицу в обязательном порядке помещают в престол при его великом освящении, которое совершает епископ.
Данная традиция коренится в глубокой древности: первые христиане совершали Литургию над мощами пострадавших за веру собратьев.
Также она напоминает о свидетельстве Апокалипсиса, где упоминается, что под Жертвенником Божиим в Царствии Небесном пребывают души убиенных за Христа.
Символом этого Жертвенника Божия в первую очередь является престол как главное место христианского священнодействия.
В глубокой древности престол именовался трапезой - в знак того, что на нем пресуществляются Святые Дары, Небесная снедь, дарованная Богом верным.
Древность знала каменные церковные престолы. В частности, их обустраивали в катакомбных (подземных) первохристианских храмах.
Касаться престола имеют право только священнослужители (архиереи, священники и диаконы).
Даже церковнослужителям – алтарникам (пономарям, чтецам, иподиаконам), то есть людям, прислуживающим в алтаре, но не прошедшим Таинства посвящения в сан, прикосновение к престолу запрещено.
Освящение престола, совершаемое при Великом освящении храма - сложное, торжественное и глубоко символическое действо.
Архиерей кропит его святой водой, поливает горячим воскомастихом - этот состав символизирует благовонный состав, которым помазали тело Спасителя при погребении.
Освящаемый престол также омывают водой, а затем - розовой водой, смешанной с красным вином. Наконец, престол помазывают святым миром.
Затем престол торжественно, с чтением соответствующих молитв и окроплением святой водой покрывают облачением, которое полностью скрывает его.
Престол нашего храма во имя святой великомученицы Екатерины г. Новоузенска был освящен 4 декабря 2016 года в сослужении Епископского собора Архиереев Саратовской митрополии.
Пространство от царских врат алтаря до престола, знаменующее собою входы и выходы Самого Господа Бога, епископам, священникам и диаконам позволено пересекать лишь по мере богослужебной необходимости.
Престол всегда обходят с восточной стороны, мимо Горнего места.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 3