Апрель 1976 года.
КАК ВОДИЛ ВЕЗДЕХОДЫ ДО НАЧАЛА ЭРЫ СПУТНИКОВОЙ НАВИГАЦИИ. (Пример 3).
Полевой сезон 1976 года, конец апреля, лагерь стоит на ледовом припае в десяти километрах к востоку от мыса Песчаный, оттепель – около нуля градусов, наст «отдал», белая мгла. В такую неустойчивую погоду обычно не работали, но нужно выполнять месячный план и все пять экипажей выехали на галсы. Мои галсы были самыми дальними в 10 километрах к S от лагеря. Приехав по магистрали к начальному галсу, попытался отбить угол, чтобы начать «тянуть створ». Прямо на глазах видимость со 100 метров упала до 50 и ближайший галсовый кол стал невидим. Забрался в вездеход и сказал экипажу, что немного подождём – посмотрим, как будут развиваться события. События развивались стремительно! Через 10 минут послышался сильный нарастающий гул, а через 20 минут вокруг нас бушевал ураган! Казалось, что наш вездеход «ГАЗ-47», перевернёт порывами этого ветра. Так как видимость была «нулевая», принял решение возвращаться в лагерь по счислению, которое вёл на листе в журнале глубин. Вездеход шёл на первой передаче, часто пробуксовывал и садился в торосах. Расстояние десять километров, до предполагаемого места лагеря «ползли» часов восемь, дойдя до него решил искать лагерь, двигаясь на N параллельными галсами направления W – O, с расстоянием между ними 50 метров! Так ползали несколько часов, пока не сочли, что бензина остаётся мало – нужно его экономить! Остановились кормой на ветер, заглушили двигатель, заправили паяльную лампу, все три человека забрались в кабину и отгородились от кузова брезентовой шторкой! В течение ночи несколько раз вылезали в кузов, который превратился в снежную пещеру, чтобы «отлить» и заправить паяльную лампу. Снова «вползали» в кабину, зажигали лампу и пытались дремать. В 8 часов утра, очередной раз заправили лампу, максимально «утеплили» водителя, который должен был начать разогревать вездеход. Двери кабины настолько примёрзли, что открыть их руками было невозможно! Водитель открыл свою дверь ударом обеих ног, чуть не выбив стекло. Высунувшись из кабины, он сообщил, что мы стоим в 20 метрах от саней с топливом. Заглушили лампу, вылезли из вездехода и по набитому следу пошли к балкам – до них было метров 70-80. Пока дошли, наши ватники превратились в ледяные панцири, оказалось, что за сутки температура упала до минус 36°С. Как потом выяснилось, ни одна из пяти промерных машин не смогла найти лагерь, и все ночевали в вездеходах. В лагере никто не ложился спать, всю ночь пускали световые ракеты, колотили в рынду, но мы ничего не слышали и не видели. Урок оказался полезным – после этого случая все вездеходы укомплектовывались небольшим продовольственным НЗ, дежурной тёплой одеждой, радиостанцией «Недра», а позднее «Карат-М».
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев