Март 1979 года.
Илья Яковлевич Кобленц
ПОИСК ГЕОДЕЗИЧЕСКОГО РАБОЧЕГО В ПУРГУ промерными вездеходами на ледовом припае ГЫДАНСКОГО ЗАЛИВА.
В конце марта 1979 года гидрографический отряд № 2 Диксонской гидробазы, базировался на ледовом припае, посредине Гыданского залива в 25 км к югу от м. Восточный. Утром погода была рабочая, и все машины ушли на свои участки. К 11 часам погода резко ухудшилась, началась сильная пурга, и экипажи БГМ к обеду возвратились в лагерь, не пришёл только геодезический ГТТ. Я дал команду стармеху включить дизель генератор и поставить технику на подогрев. К 15 часам в лагерь пешком пришли «промёрзшие» гидрограф и геодезический рабочий, которые с утра занимались разбивкой магистрали. В общей сложности они прошли более 25 км. После разговора с гидрографом стало ясно, что сложилась чрезвычайная ситуация. Я на двух вездеходах выехал на поиски ГТТ. Буквально через несколько километров, идя по магистрали встретили, идущих пешком, «промёрзших» геодезиста и механика ГТТ. На мой вопрос, где рабочий Сергей? Геодезист рассказал следующее: утром он выставил на разбивку магистрали пару – гидрограф и рабочий, а сам на ГТТ пошёл на следующую магистраль в 5–6 км. Не доезжая до места, ГТТ провалился в наледь и «потерял» гусеницу, понимая, что ремонт займёт много времени, а погода резко портится, он дал Сергею команду «рвануть пешком за ушедшей группой и привести их к вездеходу». Сергей «рванул». Пурга усиливалась. Геодезист и механик, вдвоём ничего не смогли сделать с вездеходом, а Сергей и два человека за которыми он был послан, не пришли. Геодезист принял решение идти в лагерь по магистрали, на которой делали «пикетаж» его ребята, встретить их и вместе прийти в лагерь. Но во время пути они никого не встретили. Мне стало ясно, что Сергею грозит смертельная опасность. Забрав, геодезиста и механика вернулись в лагерь. Объявил «Тревогу». Все пять экипажей БГМ с радиостанциями «Карат», прямо от лагеря построил, через определённый интервал, чтобы видели друг друга «сквозь пургу», и пошли «фронтом» прочёсывать залив. Наступала ночь, в лагере включили всю иллюминацию, через небольшие промежутки времени дежурный посылал световую ракету и звонил в «рынду», постоянно на связи находился радист. Я взял с собой геодезический планшет, чтобы вести прокладку нашего движения. Через какое-то время подошли к аварийному ГТТ, проверили его он был пуст. Проанализировал, куда мог двигаться Сергей под напором ледяного ветра северного направления, в замёрзшем состоянии и принял решение «спускаться параллельными галсами» под ветер к полуострову Явай, прочёсывая большие площади, осматривая торосы, за которыми можно было укрыться от ветра. С рассветом, видимость резко ухудшилась, всё было безрезультатно. Принял решение вернуться к ГТТ и начать прочёсывать залив по направлению N—S. Подойдя к ГТТ без всякой надежды, решил проверить его, открыл заднюю дверь, и увидел в углу под кучей матрасов огонёк тлеющей сигареты. Это был Сергей, который нашёл вездеход и забрался в него буквально за полчаса до нашего подхода. У меня была бутылка коньяка – «НЗ», я дал ему выпить. Он выпил и мгновенно заснул. Мы сняли с него ватный костюм, убедились, что ноги и руки не обморожены, уложили в спальник, загрузили в тёплый вездеход и поехали в лагерь. Когда на следующий день Сергей проснулся, я попытался выяснить, где он ходил сутки, и как умудрился выйти на ГТТ? Вразумительного ответа не получил, но факт остаётся фактом – он ночью в пургу нашёл ГТТ, тем самым сохранил свою жизнь, а геодезисту и мне возможность продолжать работать на своих инженерных должностях.
В ДАННОЙ СИТУАЦИИ ГЕОДЕЗИСТ НАРУШИЛ ОДНО ИЗ ОСНОВНЫХ ПРАВИЛ ТБ – ЗАПРЕЩАЮЩЕЕ ОДИНОЧНЫЕ ПЕШИЕ ПЕРЕДВИЖЕНИЯ ВНЕ ЛАГЕРЯ, А ТЕМ БОЛЕЕ ВО ВРЕМЯ ПУРГИ!
P.S. Геодезические рабочие – это были самые тренированные «ходоки», за сезон, каждый из них проходил 250 – 300 километров по снежной целине, торосам в мороз и ветер, одетый в ватный костюм – «хохотун» и валенки!
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 2