20 апреля 1934 года, состоялось первое присвоение звания Герой Советского Союза семерым лётчикам (М. В. Водопьянов, И. В. Доронин, Н. П. Каманин, С. А. Леваневский, А. В. Ляпидевский, В. С. Молоков, М. Т. Слепнев), спасшим экипаж парохода «Челюскин»!
Одним из главных мероприятий вновь образованного «Главного управления Северного морского пути» стала подготовка и проведение второго (после «Сибирякова» в 1932 году) рейса транспортного парохода вдоль побережья Северного Ледовитого океана за одну навигацию. Возглавить эту экспедицию поручили начальнику ГУСМП – О.Ю.Шмидту, заместителями назначили: И.Л.Баевского и И.А.Копусова. В качестве транспортного средства выбрали новый пароход «Челюскин», строящийся в Копенгагене.
Капитаном парохода О.Ю.Шмидт пригласил старого знакомого – В.И.Воронина, с которым выполнил уже три сложных арктических рейса. Несмотря на сопротивление опытного моряка, которому пароход категорически не нравился, начальник экспедиции сумел убедить его и тот согласился. Вообще в команду постарались набрать побольше «сибиряковцев», имеющих необходимый опыт.
С одной стороны, перед «Челюскиным» поставили задачу максимально быстро пройти маршрут. А с другой – загрузили материалами и строителями для острова Врангеля, что требовало для выгрузки не менее недели. В состав экипажа включили группу ученых, которым требовалось проводить 8-часовые стоянки через каждые 15 миль.
Всего планировалось около 100-а таких остановок (!) общей продолжительность свыше 30 дней.
Выйдя из Ленинграда 16 июля 1933 года, пароход без особых происшествий обогнул Скандинавию и прибыл в Мурманск, где дополнительно погрузили свежие овощи и самолет – амфибию «Ш-2» с легендарным пилотом М.С.Бабушкиным и механиком Е.П.Валавиным.
Из воспоминаний О.Ю.Шмидта в 1960 году:
«Крепкий металл корпуса сдал не сразу. Было видно, как льдина вдавливается в борт, а над ней листы обшивки пучатся, выгибаясь наружу. Лед продолжал медленное, но неотразимое наступление. Вспученные железные листы обшивки корпуса разорвались по шву! С треском летели заклепки… В одно мгновение левый борт парохода был разорван у носового трюма. Этот пролом, несомненно, выводил пароход из строя. Его жизнь измерялась часами».
«Челюскин» затонул в точке с координатами 68 гр. с.ш. и 173 гр. з.д. При этом погиб завхоз Могилевич, придавленный бочками. За два часа, пока длилась агония судна, удалось выгрузить палатки, двухмесячный запас продовольствия и горючее. На месте гибели всплыла значительная часть строительных материалов, которая была размещена на палубе и была предназначена для о.Врангеля.
Жизнь в палаточном лагере продолжалась два месяца. Уже на второй день была обеспечена радиосвязь с открытыми за последний год мощными станциями в Уэлене, на мысе Северном и в Ванкареме. После окончания первой очереди (барак, кухня, сигнальная вышка) людей передвинули на сооружение аэродрома. Весь состав был разбит на три бригады, во главе которых находились лучшие организаторы, проявившие себя во время рейса: механик Колесниченко, гидробиолог Ширшов и боцман Загорский.
Не прекращались и научные наблюдения. Особое значение имело ежедневное определение координат, так как лагерь продолжал дрейфовать и спасатели должны были знать его точное местонахождение.
Для спасения экипажа и пассажиров парохода «Челюскин» была организована «Правительственная комиссия», сформировавшая четыре авиационных отряда. Один из них должен был выйти из Владивостока на Чукотку на борту парохода, второй – своим ходом лететь в Ванкарем из Хабаровска, а третий – действовать со стороны Аляски. Но первоочередная надежда была связана с двумя самолетами «АНТ-4» под командой А.В.Ляпидевского, которые базировались в бухте «Провидения» на Чукотке. Их прислали туда осенью 1933 года для эвакуации пассажиров с пароходов: «Свердловск» и «Лейтенант Шмидт», которые попали летом того же года в ледовый плен у Колюченской губы еще до прихода «Челюскина», но потом были вынесены дрейфом в Берингово море и ушли своим ходом во Владивосток. Эти самолеты «переключили» на спасение «челюскинцев», но они не были приспособлены к зимним полетам в Арктике и постоянно ломались. К тому же, летные экипажи впервые попали в эти края и не имели опыта эксплуатации техники в суровых условиях.
В начале 1934 года Ляпидевский совершил 28 поисковых полетов. Но в условиях короткого светового дня и отсутствия радиосвязи он не мог обнаружить ледовый лагерь, координаты которого (из-за дрейфа) постоянно менялись. Наконец, 5 марта ему посчастливилось наткнуться на группу палаток и сесть на ледовом аэродроме. Выгрузив аккумуляторы для рации и масло для самолета «Ш-2», Анатолий Васильевич принял на борт всех женщин и детей - всего 12 человек, которых и доставил в Уэлен.
К сожалению, это оказался единственный удачный полет Ляпидевского. Девять дней после этого мела пурга, а когда вновь вылетели из Уэлена 14 марта, отказал один мотор и «АНТ-4» пошел на вынужденную посадку во льдах у острова Колючин. Пришлось завозить сюда на собаках новый двигатель и подмоторную раму, и далее, силами экипажа осуществлять полевой ремонт. Поломку удалось устранить только через месяц, к концу спасательной экспедиции. Машину ввели в строй и перелетели в Уэлен.
Теперь вся надежда была на отряды с «материка». Наиболее длинный путь предстояло преодолеть «хабаровскому» звену. В него вошли двое пилотов с якутской линии – Галышев и Доронин на «В-33», а также, «москвич» Водопьянов на «Р-5». Этот маршрут протяжением 5.000 км до них преодолел только Леваневский, но он летел летом. Из Хабаровска стартовали 17 марта. У пилотов не было ни хороших карт, ни радио, ни надежных навигационных приборов. По всей трассе отсутствовали аэродромы и заправочные базы. Поэтому решено было держаться вместе, чтобы иметь возможность для взаимопомощи. В полете, продолжавшемся месяц (!), хлебнули всего: и снегопады, и бураны, и морозы, и сильная облачность. Из-за разной скорости самолеты часто теряли друг-друга, затем снова объединялись в узловых точках.
При посадке на культбазе Каменская – И.Доронин снес шасси, общими усилиями летчики отремонтировали самолет, но начавшаяся пурга задержала их на 5 суток. Только 4 апреля всем звеном перелетели в Анадырь, откуда до Ванкарема оставалось 1.200 км. Здесь также пришлось «пропурговать» неделю, а при взлете отказала бензиновая помпа у Галышева. Его самолет остался в Анадыре, а Водопьянов с Дорониным напрямик через Анадырский хребет перелетели в Ванкарем. Оказалось, что здесь с 7 апреля находился отряд Каманина, успевший выполнить уже 2 рейса в «ледовый лагерь Шмидта» и вывезти нескольких «челюсикнцев».
До этого отряду Каманина тоже пришлось «хлебнуть лиха»… Он формировался во Владивостоке, куда перелетело из Уссурийска звено военных летчиков на пяти «Р-5», а также из двух «красноярцев» - Молокова и Фариха, прибывших на поезде без самолетов. Командира военного звена Каманина «телеграммой из Москвы» обязали взять под свою опеку гражданских летчиков и «обеспечить их самолетами», что тому (естественно) не понравилось… Начались стычки и разборки, продолжавшиеся всю экспедицию… В результате – опытный полярный летчик Ф.Фарих был отстранен…, а В.Молоков счел за нужное не связываться с молодым и самоуверенным командиром. В итоге – до Ванкарема добралось только два самолета из пяти: самолет Молокова и самолет Каманина… Практически одновременно с ними туда прилетел и «американец» Слепнев. Этот отряд, пожалуй, был самым экзотическим. «Правительственная комиссия» согласилась на предложение послать в США летчиков – Леваневского и Слепнева вместе с заместителем начальника ГУСМП Г.А.Ушаковым, закупить там два подходящих самолета и действовать со стороны Аляски. Во время перелета на Чукотку С.Леваневский разбил свой самолет и дальнейший путь продолжал с Ушаковым на собаках. А Слепнев долетел до Ванкарема и (вместе с Каманиным и Молоковым) 7 апреля вылетел в «ледовый лагерь». Но скоростная американская машина не вписалась в размеры подготовленной площадки и повредила шасси. С помощью «челюскинских умельцев» за несколько дней самолет починили, но больше на лед он не летал…
12 апреля самолеты объединенного отряда Каманина-Водопьянова совершили 9 рейсов из Ванкарема на льдину. В лагере Шмидта к вечеру осталось всего 6 человек. Их и упряжку собак вывезли 13 апреля.
Таким образом, из 12 самолетов, посланных на помощь «челюскинцам» до цели добралось только 6. А ведь ими управляли хорошие пилоты. Чаще всего не они были виновны в авариях и поломках, подводила техника, далекая от совершенства. Впрочем, иногда не хватало и умения, особенно в пургу и туманы.
Из воспоминаний М.В.Водопьянова 1974 года: «Не успел я сесть в Ванкареме, как сразу же решил лететь в лагерь Шмидта. Накануне Доронин уже побывал там и вывез двоих. «ПС-3» опять подвел его: в конце взлета отломалась стойка шасси. Стойку «челюскинцы» починили, но не очень крепко… Чтобы не перегружать машину, Доронин взял только двух пассажиров. Опять сломалась проклятая стойка. Одна лыжа повисла в воздухе… Доронин сумел посадить самолет на одну лыжу (!). Перед стартом я разгрузил машину от всего лишнего, даже бортмеханика не взял с собой, чтобы захватить побольше «челюскинцев». Обошел со всех сторон свой «М-10-94». – Ну, дружище, до сих пор ты меня не подводил. Не подкачай и в этом, решающем полете!».
Всего самолетами «летчиков-спасателей» было выполнено в «лагерь Шмидта» 25 рейсов и вывезено 102 человека:
Ляпидевский – 1 рейс – 12 чел.;
Слепнев – 1 рейс – 6 чел.;
Доронин – 1 рейс – 2 чел.;
Водопьянов – 3 рейса – 10 чел.;
Каманин – 9 рейсов – 33 чел.;
Молоков – 1
Из Ванкарема часть спасенных «челюскинцев» ушла пешком и на собачьих упряжках в Уэлен, остальных перевезли туда самолетами. Здесь участников экспедиции настигла радостная весть. Постановлением ЦИК СССР от 16 апреля 1934 года было учреждено звание «Героя Советского Союза». Первыми кавалерами этой высшей награды стали летчики: Ляпидевский, Леваневский, Молоков, Каманин, Слепнев, Водопьянов и Доронин. Бортмеханики были награждены орденами Ленина, а участники «дрейфа Челюскина» - орденами Красной Звезды.
С Чукотки челюскинцы и летчики на пароходах «Смоленск» и «Сталинград» направились во Владивосток, а оттуда поездом в Москву, где их ждала невиданная до той поры торжественная встреча.
Так завершилась героическая эпопея, еще раз доказавшая всему миру, что смелость и самоотверженность людей, объединенных великой идеей, преодолевают любые препятствия!
самолетами. Здесь участников экспедиции настигла радостная весть. Постановлением ЦИК СССР от 16 апреля 1934 года было учреждено звание «Героя Советского Союза». Первыми кавалерами этой высшей награды стали летчики: Ляпидевский, Леваневский, Молоков, Каманин, Слепнев, Водопьянов и Доронин. Бортмеханики были награждены орденами Ленина, а участники «дрейфа Челюскина» - орденами Красной Звезды.
С Чукотки челюскинцы и летчики на пароходах «Смоленск» и «Сталинград» направились во Владивосток, а оттуда поездом в Москву, где их ждала невиданная до той поры торжественная встреча.
По публикациям ВК Диксон сегодня и Советская Арктика и Антарктика
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1