искусства.
Сейчас красное свадебное платье могут
позволить себе только смелые, современные и
очень уверенные в себе невесты.
В древние времена свадьба у славян проходила с
соблюдением множества традиций.
В некоторых регионах существовала традиция,
по которой невеста собственноручно должна
была и сшить, и вышить себе наряд. Так что
девочка с самого детства могла работать над
своим будущих подвенечным платьем. Благодаря
этому все гости на свадьбе могли видеть, какая
девушка мастерица. Со временем эта традиция
изжила себя, и сарафан вышивали всей семьей.
Под сарафан надевали рубаху, рукава которой
расшивали редко. Форма рукавов могла быть
разной — узкие, пышные, длинные (иногда до
двух метров) с прорезями для рук. Такая
необычная форма появилась неспроста:
считалось плохой приметой, когда жених и
невеста касались рук друг друга во время
свадьбы. Поверх сарафана невеста могла надеть
душегрею. Под наряд надевали несколько
нижних юбок — они придавали пышность,
которую так ценили в женщине.
Девушки из боярских и княжеских родов
надевали поверх сарафана длинный плащ из
парчи с золотым шитьем. Наряды богатых
невест часто расшивали жемчугом и оторачивали
мехом. Некоторые свадебные наряды весили до
15 килограмм.
Поэтому часто свадебный наряд передавали по
наследству, и подгоняли его на невесту перед
свадьбой. Иногда такие платья были целыми
произведениями искусства: сшитые из красного
шелка или парчи, вышитые золотом и бисером,
украшенные лентами — хоть сейчас выставляй в
музей.
Обычно нарядов у невесты было несколько. Один
полагалось надеть на девичник, другой —
до замужества, третий — после.
Перед самой свадьбой во время девичника
будущая жена должна была быть облачена в
«девичий» сарафан. Обычно он был
голубого, розового, жёлтого или зелёного цвета и
имел простой крой. Иногда платье, которое
девушка надевала до венчания, делали черным.
Оно символизировало смерть невесты для старой
семьи и старой жизни. После венца
новоиспеченную жену переодевали в яркий
сарафан, обозначающий радость, с которой
девушка вступает в новую жизнь.
Венчальный сарафан обычно шили из очень
дорогих тканей, расшивали его каменьями,
золотыми нитями и жемчугом, а также украшали
мехом. Такой сарафан изготавливали из тканей
всех оттенков красного:
вишневого, малинового, бордового, багряного.
Украсив себя драгоценностями, подаренными
женихом, невеста отправлялась в красном наряде
под венец.
В день, следующий за свадебным
праздником, невесты у славян представали уже в
образе замужней женщины. По традиции эти
наряды были золотого, коричневого или красного
цвета.
Вышивка на сарафане служила оберегом, так что
узоры тщательно подбирались.
Головной убор невесты
произошел от простого венка из цветов, которым
в древности украшали голову новобрачной.
Своеобразной интерпретацией
были широкие ленты, которые повязывали на
голову или украшенные цветами обручи.
Чуть позже стали появляться кокошники,
вышитые бисером и лентами, причем этот убор
предназначался уже исключительно для
замужней женщины. Волосы невеста могла
распустить, а после замужества заплетала в
косы. Специальные украшения в виде лент с
бисером и бахромой для кос назывались
«косниками». Иногда под головной убор невеста
надевала вышитое покрывало, которое позже
превратилось в привычную для нас фату. Часто к
обручу или повязке крепились сзади длинные
цветные ленты, которые развевались на ветру.
Такую повязку называли «волюшка», и после
свадьбы невеста отдавала ее младшим сестрам
или подружкам невесты, как символ девичьей
жизни.
Рано утром перед свадьбой жених передавал в
дом невесты «женихову шкатулку». В ней лежали
кольца, фата, венчальные свечи. Обувь для
невесты также готовил жених. Это тоже было
символично: девушка уходила из родительского
дома к жениху, чтобы дальше идти с ним вместе
по жизни. На ножки башмачки надевал
«свадебный отрок» — часто младший брат
невесты. А одевала девушку мать или
специальные помошницы на свадьбах—
«снарядихи».
С костюмом жениха дело обстояло несколько
проще. Во время сватанья девушка передавала
суженому шелковый или ситцевый вышитый
платок, который тот должен был носить до
свадьбы на шее и в кармане. Сам наряд состоял
их синих в мелкую полоску штанов, часто
суконных, и красной рубахи, вышитой по рукавам
и подолу. Вышить рубашку для жениха было
задачей невесты. Затем жених подпоясывался
тканым поясом и иногда надевал кафтан или
шубу.
Современным невестам кажется, что белый цвет
свадебного платья — это одна из
нерушимых свадебных традиций, уходящая
корнями глубоко в прошлое. На самом деле
обычай выходить замуж в белом платье по
историческим меркам не такой уж древний. Ему
меньше 200 лет(в Европе эта традиция началась
после 1840 года). Прецеденты, конечно,
встречались и раньше, но это были единичные
случаи, а не традиция.
Белые платья невест в России стали появляться
при венчании лишь при Петре I, а прижились
только к началу XX века.
В Европе белый цвет тоже далеко не всегда
считался торжественным, и даже более того, он
вовсе не ассоциировался ни с чем позитивным. В
Европе замуж выходили в красном, розовом,
зелёном, встречались и другие цвета. Белый же
долгое время являлся цветом траура и скорби.
Недаром европейские королевы носили белое во
время траура, за что их называли Белыми
Дамами. Само собой, надеть белое одеяние на
такое радостное событие, как свадьба.
решались немногие.
Впервые белое платье на свадебную церемонию
надела герцогиня Бретани и королева Франции
Анна Бретонская, в 1499 году вышедшая замуж
за Людовика XII. Это был первый вестник
зарождающейся традиции, которую ещё ни одно
столетие поддерживали лишь самые смелые
невесты.
В белом же на свадьбе была королева
Шотландии Мария Стюарт, вышедшая в 1559
году замуж за дофина Франции Франциска. Она
предпочла выйти замуж в платье своего
любимого цвета, несмотря на то, что в то время
во Франции белый считался цветом траура по
умершим королевам.
Белый наряд на свадьбе предпочла и вторая
супруга Наполеона Бонапарта эрцгерцогиня
Мария - Луиза Австрийская , вышедшая замуж
за императора в 1810 году.
На новой императрице было платье от
знаменитого Леруа, чьи наряды в своё время
грациозно носила Жозефина. Платье было
серебряным, расшитым жемчугом. Разумеется,
оно соответствовало тогдашней моде – с очень
завышенной талией. Поверх была надета
императорская мантия из пунцового бархата,
расшитая золотом.
В XIX веке носить белую одежду могли себе
позволить только люди с большим достатком,
ведь на светлом грязь заметна лучше всего,
стирка в те времена была занятием
обременительным. Поэтому белое на свадьбу
надевали богатые невесты, чтобы подчеркнуть
свой статус и происхождение.
Прорыв в мир моды белого свадебного платья
произошёл в 1840 году благодаря свадьбе XIX
века английской королевы Виктории с Альбертом
Саксен-Кобург-Готским. У нее было белое
викторианское свадебное платье. Роскошное
платье Виктории было украшено белоснежными
цветками апельсина, за ним тянулся шлейф
длиной 5,5 метров. Подружки невесты были в
платьях пастельных тонов. Фото с церемонии
были опубликованы в прессе, после чего невесты
по всей Англии стали подражать своей королеве.
А в советские времена, в эпоху тотальной
экономии, и вовсе считалось нерациональным
тратить огромные отрезы ткани и дорогие
украшения на платье, которое девушка наденет
всего один раз в жизни.
Сегодня же некоторые девушки решают
отступить от этой надоевшей традиции носить
белое платье на свадьбу и надеть платье не
белого, а яркого красного цвета, так горячо
любимого их далекими предками.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев