✅ О задержке речевого развития говорят, если 90% детей этого же возраста освоили навык, свойственный для этого возраста, а отдельно взятый ребенок даже не приблизился к его освоению.
Например, ребенок в год не реагирует на обращенную речь и не издает никакие звуки. В этом случае тоже правомочен диагноз "задержка речевого развития", дело не только в "говорить". Однако самостоятельно делать выводы не следует, лучше довериться квалифицированному специалисту. Обратиться к врачу нужно, если:
1️⃣ малыш до 6 месяцев не реагирует на звуки или обращения к нему родителей;
2️⃣ ребенок возрастом 6-9 месяцев не издает никаких звуков;
3️⃣ годовалый малыш не произносит слов «мама», «папа» или любых других простых фраз или слогов, чтобы их позвать;
4️⃣ ребенок в возрасте 1,2-1,3 года для выражения своих желаний не использует иных слов, кроме обозначающих родителей;
5️⃣ ребенок не применяет никаких жестов относительно предметов, которые хочет взять;
6️⃣ малыш в полтора года в своем речевом запасе использует менееслов или их звуковых эквивалентов;
7️⃣ ребенок не реагирует и не привлекает близких к реакции на значимые события (радостные или удивительные);
8️⃣ в 2 года малыш не использует простых словосочетаний (например, «я пришел», «привет, мама», «хороший котик» и др.), при этом сочетание невнятных слов допускается, важно, чтобы в них была суть.
В перечисленных критериях сроки можно назвать условными. К ним смело можно добавлять месяц, так как порой именно это время играет решающую роль, и навык успешно формируется.
Как прояснить ситуацию?!
Чтобы определить серьезность проблемы, родителям нужно постараться четко ответить на вопросы:
✔️ Проблемы только с речью или прослеживаются и в других сферах (тревожность, странное поведение, чрезмерная активность)?
✔️ Соответствует ли уровень интеллекта возрасту малыша?
✔️ Использует ли малыш невербальные методы коммуникации?
✔️ Есть ли у ребенка способности к символическому мышлению? ✔️ Играет ли он с игрушками?
✔️ Есть ли у ребенка трудности с восприятием речи? Реагирует ли на обращение к нему?
Положительные ответы на все вопросы, кроме последнего, указывают на изолированную задержку речи (не связанную с заболеваниями). 60% таких детей «догоняют» других детей в плане речевого развития. Родители могут собственными силами помочь им. После 4 лет изолированные нарушения встречаются редко, а задержки развития, наиболее вероятно, связаны с заболеваниями.
Что нужно делать?
Если проблемы с речью подтвердились, родителям нужно сконцентрироваться на их решении, а не поиске «виновных». Для этого следует:
1. Свериться с возрастными нормами по основным вехам развития речевых способностей.
2. Проверить слух ребенка у ЛОРа.
3. Обратиться к детскому неврологу.
⠀
#ДГП143 #речь #здоровье
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев