Подмена понятий или порок эпохи?
Из последних «критических» эпох в России часто вспоминаются 90-ые года, когда социально-экономический кризис напрямую отразился не только на качестве жизни обычных семей, но и на качестве отношений внутри них.
Сейчас я наблюдаю нечто похожее. Массово. Или быть может, так было всегда и во все времена, но с разной степенью выраженности? Я не историк, и мне сложно глубоко судить об этом, но вот какие явления я замечаю в современных семьях на сегодняшний день.
1. ОСНОВНОЙ ОРИЕНТИР ДЕЯТЕЛЬНОСТИ современных взрослых – оплата счетов (коммунальных, медицинских, образовательных, машину… и т.д.).
И соответственно – родители заняты в непрекращающейся гонке за заработками на одной-трёх работах.
2. ОСНОВНЫЕ РОДИТЕЛЬСКИЕ ФУНКЦИИ сошлись на приказе и контроле:
содержание детей (кормить, лечить, одеть, и т.д.);
доставка в образовательную организацию (школу/садик, кружок, репетитору и т.д.).
3. СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РОДИТЕЛЕЙ И РЕБЁНКА ограничивается:
совместными бытовыми делами по поддержанию порядка в доме (навести порядок в комнате/квартире, убрать со стола, убрать за хомячком, выгулять собаку и т.д.);
контроль выполнения домашних заданий.
4. ОКАЗАНИЕ ПОМОЩИ РЕБЁНКУ ПО РЕШЕНИЮ КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЙ в детском коллективе, обращение в медицинскую организацию, учебные трудности, проблемы с поведением – родители организуют через «третьи руки»:
бабушки и дедушки (или другие родственники);
воспитатели;
учителя;
репетиторы;
другие семьи (дружественные семьи из детского сада, школы, дополнительного образования).
В итоге виноваты оказываются все, но они сами остаются в стороне на правах «заказчиков» и «приёмщиков».
ЧЕМ СОВРЕМЕННЫЕ РОДИТЕЛИ ПРАКТИЧЕСКИ НЕ ЗАНИМАЮТСЯ В ВОСПИТАНИИ СВОИХ ДЕТЕЙ:
1. РЕДКО ПРОВОДЯТ СОВМЕСТНЫЙ ДОСУГ или общее развлекательное дело.
Предпочитают посадить ребёнка перед телефоном, телевизором, компьютером, раскрасками, книжкой, конструкторами, но редко сядут рядом.
2. МАЛО ИНТЕРЕСУЮТСЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ЖИЗНЬЮ РЕБЁНКА: что «было интересного и что сегодня понравилось?», и мало выражают своё отношение – восторг и интерес к тому, чем ребёнок занимается.
Обычно все беседы сводятся сразу с порога к двум традиционным вопросам: «Что получил?», «Уроки сделал?».
А чтобы просто посидеть с ним на ночь, или просто обнять, проходя мимо…
3. ПРАКТИЧЕСКИ НЕ ДЕЛЯТСЯ СВОИМ ЖИЗНЕННЫМ ОПЫТОМ, в какие похожие ситуации попадали сами и как из них выходили.
Это важно чтобы просто поддержать ребёнка, что произошедшее это не катастрофа, что так бывает, и расстроиться – это нормально, но и что ещё есть и выход из ситуации, и есть способы такого избежать в будущем.
Это бы очень сблизило детей к родителям как к источнику знаний и ответов на важные им вопросы.
Но все типичные бытовые попытки родителей сделать это сводятся к краткому и жёсткому нравоучению и наставлению, форма подачи которых вызывают обиду, сопротивление и отторжение, и даже намеренное действие «на зло».
4. ИЗРЕДКА ПОМОГАЮТ ДЕТЯМ СФОРМУЛИРОВАТЬ ИХ ПЕРВЫЕ ДЕТСКИЕ «ВЫВОДЫ ПРО ЖИЗНЬ» КАК ЛИЧНУЮ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ за причинно-следственные связи в событиях их жизни.
Когда у ребят происходят какие-то ситуации, где они поступили неверно или совсем растерялись, то многие родители выбирают просто отругать и запретить каике-то действия. Это же проще и быстрее, чем жевать долгую жвачку про то, что случилось, что он хотел от ситуации, и что вместо этих «неправильных действий» полезнее поступать так-то и взять эти способы на будущее. И ребёнок остаётся в непонимании, а что, собственно, произошло, и как это можно контролировать в следующий раз, и как вообще с этим быть-то.
Так и получается, что дети попадают в одну и ту же ситуацию, раз за разом, с одним и тем же неполезным поведением, потому что они не знают, что если «так нельзя», то как «можно», и выбирают действовать по привычке.
5. РЕДКО ИЛИ МАЛО УЧИТЫВАЮТ ИНТЕРЕСЫ И СПОСОБНОСТИ РЕБЁНКА ПРИ ВЫБОРЕ КРУЖКА, секции, школы, профиля класса, факультета ВУЗа…
Известно классическое явление, когда родители толкают ребёнка по какому-то образовательному и потом профессиональному пути:
потому что сами упустили такие шансы и хотят их «подарить» своим детям;
судят по своему опыту и знаниям, что «выгоднее».
Так и отрабатывают бедные дети чужую карму, теряя себя, свой индивидуальный мир, реализуя себя в мире теней чужих планов.
6. НЕ ТРАТЯТ ВРЕМЯ НА ТО, ЧТОБЫ ПЕРЕДАТЬ РЕБЁНКУ ЕГО ОТВЕТСТВЕННОСТЬ И САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ ЗА ЕГО ДЕТСКИЕ СФЕРЫ ЖИЗНИ.
Всё начинается с того, что детский портфель собирается родителями. Порядок в комнате наводится родителями. За выпрошенным на день рождения хомячком тоже убирают родители. С учителями спорят за оценки и решают конфликты с другими детьми тоже родители…
В итоге, у ребёнка формируется картинка мира, в которой многое из его обязанностей становится «нужным родителям», а не ему. Это они же чего-то всё ходят, делают, требуют, это им надо. А ребёнок просто начинает пользоваться последствиями – портфель собран, карандаши в стакане на столе и под рукой, двойка исправлена сама по себе и МариВанна не придирается больше, Сашка с третьей парты сам извинился…
И в тоже время из образовательных учреждений на голову таких родителей сыпятся упрёки:
— «Вы не занимаетесь своим ребёнком!»
На что праведный гнев родителей отвечает:
— «Да как же?! Я работаю на трёх работах! Он сыт, обогрет, одет, в школу приходит вовремя, уроки до 12 ночи делаем! Как это не занимаюсь?!»
РЕЗЮМЕ
Я печалюсь о такой массовой семейной тенденции в российских семьях – быть «номинальными механическими родителями», лишёнными души и участия.
И особо скорблю о детях, родители которых не могут ответить на рядовые вопросы:
«Как Вы показываете своему ребёнку, что Вы его любите?»
«Как Вы помогаете ему осваиваться в мире людей»?
Уважаемые родители! Давайте вернёмся к нашим детям просто как люди, а не финансисты, прачки, кухарки, училки, секретари, личные водители, судьи и палачи…
Ирина Попенкова, Психолог
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев