В Таро в полной мере проявлена и воплощена идея о круге четырех стихий, формирующем природу мира и человека.
Особенно четко связь Таро и стихий явлена в так называемых Младших Арканах. Это 56 карт, которые, как и обычные игральные, делятся на четыре масти. Масть состоит из 10 номерных карт и четырех «фигурных» или «придворных» карт-персонажей. Эти две группы карт каждая по-своему осваивают и показывают проявления той или иной стихии. А каждая масть в Таро издавна однозначно ассоциируется с конкретной стихией и всем полем значений, с этой стихией связанным.
Со стихией огня – и со сферой человеческого духа, с побудительным мотивом к действиям, с движением, «драйвом», вдохновением, духовным порывом, вспышкой активности – связана масть жезлов (также в разных версиях это могут быть посохи, дубинки, факелы). Порыв требует осмысления, прояснения; следующей идет стихия воздуха, сфера интеллекта, работы ума, коммуникации, вербальности, формулировок, расчетов, планирования, дискуссий/конфликтов, и это в Таро масть мечей, самая острая и жесткая. Следом возникают эмоциональные переживания, радости и печали, сердечное согласие или разочарование, тут в игру вступает стихия воды – еще подвижная, но уже осязаемая «на ощупь», и воде соответствует масть кубков (также чаш). И процесс завершается реализацией, воплощением в материале, получением ощутимого продукта; это царство стихии земли, ее символизирует масть пентаклей (камней, монет, плодов); с землей/пентаклями связаны телесность, экономика, урожай, вообще любой зримый и неизменный результат.
Внутри масти номерные карты содержат в себе как бы процесс нарастания свойств масти/стихии от туза – воплощающего в себе самый изначальный принцип, суть стихии, до десятки, в которой природа стихии доходит до окончательной полноты и исчерпывается, нисходя на следующий качественный уровень, в другое, более низовое и плотное стихийное царство. В целом этот процесс хорошо иллюстрируется каббалистической схемой Древа сефирот.
Масти Марсельского Таро в понимании современников соотносились не только с природными стихиями, человеческими темпераментами и астрологическими явлениями, но и с конкретными сферами человеческой деятельности, с родом занятий и конкретно с сословиями тогдашнего общества. Жезлы – простейшие орудия труда – были отданы крестьянам, производителям первичного продукта; мечи означали воинское сословие, рыцарство, аристократию (недаром меч Марсельского туза увенчан короной); кубок напоминает церковный потир, это не просто сосуд, но чаша Причастия, и кубковая масть приписана духовенству; а золотой пентакль (круглый и со всех сторон одинаковый – потому Марсельские пентакли не имеют в раскладе «перевернутого» положения: деньги – штука универсальная) отсылает к торговому сословию.
Понятно, что сейчас такое деление изрядно устарело, но на преобладание в раскладе той или иной масти тарологи обращают внимание, если задан вопрос, например, о профориентации. Если человек ищет в будущей профессии творческого самовыражения, то на него укажут жезлы; если стремится прежде всего к заработку – пентакли; если для соискателя важным является удовольствие, хороший коллектив, приятное общение – кубки; а мечи покажут построение формальной карьеры путем жестких, хорошо спланированных ходов. Мне в практике встречались даже буквальные указания – мечи рекомендовали человеку государственную службу «при погонах» – армию, прокуратуру, силовые ведомства; пентакли приглашали даму на должность бухгалтера-экономиста, а кубки отсылали молодую девушку за стойку бара.
Среди практикующих тарологов укоренились и аналогии между проявлением стихии и родом занятий, вернее сказать, характерным образом действий, ярче всего проявленным в картах Рыцарей. Рыцари – самая активная из фигурных карт, и условно их распределяют как бы по «родам службы». Рыцарь кубков, красавец на гарцующем белом коне, прекрасный принц девичьих грез – это «рота почетного караула», нечто вроде декоративного кавалерийского полка, красивого, но в жизни мало полезного; Рыцарь мечей считается «десантником» – как правило, это элитарные войска, действительно десант или авиация… в проявлениях – напор, натиск, ужас, летящий на крыльях ночи, для врагов; но и мирным жителям в день ВДВ лучше без нужды на улицу не выходить. Рыцарь жезлов – это «гаишник», тот, кто получает свое здесь и сейчас, вариант разбойника с большой дороги, ему может повезти, а может и нет. Ну и Рыцарь пентаклей, «таможенник», который никуда вообще не едет, а стоит – но стоит там, где мимо него никто бесплатно проехать не сможет.
Если еще немного продолжить о роли стихий-мастей в консультативной тарологической практике, то очень интересно работает понятие о стихиях, например, в вопросах, связанных со здоровьем кверента: мечи покажут проблемы с дыхательной системой организма, подверженность простудам (воздух!) и травмам; кубки – вода – обратят внимание на кровообращение и вообще жидкостные системы; жезлы – огненная масть – предупредят об опасностях любых воспалительных процессов, особенно в суставах и позвоночнике; а пентакли/земля посоветуют контролировать все, что связано с пищеварением.
А Мило Манара, автор очень популярного «Эротического Таро» вообще обходится без обычных мечей, кубков, жезлов и пентаклей. Эта колода целиком посвящена любовно-чувственной стороне человеческой жизни. Потому из всех стихийных ассоциаций автор подчеркивает лишь соотнесение стихии и типа человеческого темперамента. Масти в «Манаре» так и называются: огонь, вода, земля, воздух, и графически обозначаются на карте с помощью астрологических символов стихий.
Очень красиво и наглядно представлены образы четырех стихий в колоде «Колесо Года». Здесь масти и стихии естественно распределены по сезонам, сменяющим друг друга в наших широтах. Колоду начинает (если можно так сказать о циклической структуре) вода, масть кубков, это весна – время таяния снегов, время ручьев, капели и движущихся соков растений; следом идет лето, время солнечного тепла и яркого цветения, воплощенное в масти огня/жезлов; лето сменяется плодоносной осенью, временем урожаев – это масть пентаклей/земли; и зиму являет собой стихия воздуха/мечей, время холодного ветра, срывающего листья, вносящего в мир ясность и обнажающего суть природы. Туз каждой масти в «Колесе года» показывает самое начало сезона, первый момент, когда одно время года сменяется другим, и рядом с символом стихии нарисован маленький эльф-элементаль, правда, не вполне традиционного вида, зато вполне традиционной «гендерности»: земля и вода издавна считаются стихиями пассивными, «женскими», а воздух и огонь – активными, «мужскими».
Элементали – духи стихий – традиционного вида тоже не забыты в Таро. Например, колода Джины Пэйс «Таро Черной и Белой магии» посвящена пути адепта магии и проблемам совмещения таковым духовных поисков и социальных проявлений. В этой колоде именно элементалям, персонифицированным проявлениям той или иной стихии отведено начинать «двор» в качестве младших валетов-пажей. Паж в Таро вообще всегда считается носителями некоего начального, еще непроявленного в полной мере качества (в этом их функция сходна с теми же тузами), шансом, первым проблеском свойства, ребенком, неофитом-учеником на том или ином пути. А элементали в традиционном представлении лишены разума и воли, их поведение целиком и полностью определяется именно стихийностью. Ну вот они: огненная саламандра, воздушная сильфида, водяная ундина и земляной гном – каждый в своей стихии, в родной обстановке, воплощающий свою стихию как она есть.
В новейшее время стало популярным создание новых колод на основе классических литературных произведений, что и естественно – любой сюжет можно изложить с помощью архетипов и характерных ситуаций. Очень остроумно решена задача изображения стихий в колоде, сделанной по творчеству Джейн Остин. Каждая масть посвящена сюжету отдельной книги английской романистки. Мягкий, «женский», лишенный грубых нравов и буйных страстей, благовоспитанный и благопристойный мир Джейн Остен потребовал переосмысления привычных символов стихий. Тузы этой колоды вводят пользователя и читателя в тот или иной знаменитый текст. Самым «огненным» романом авторы колоды сочли «Гордость и предубеждение», обозначив огонь – подсвечником; самым эмоциональным, водяным, кубковым текстом выбраны «Доводы рассудка», и на этой книге стоит чашка для традиционного английского чаепития. Интеллекту, воздуху, авторы отдали «Эмму» – но обычный меч (в самом деле, какие могут быть клинки у английской барышни!) заменен гусиным пером для изящной любовной переписки (заметим, что качество «жесткости» в такой трактовке ушло, но «воздушность» и «коммуникативность» даже усилились); а «Чувство и чувствительность» приписано к масти земли, к пентаклям, и масть обозначена медальоном с профилем самой писательницы на обложке романа.
Автор: Ольна Лемберг
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев