Автор иллюстраций к произведениям Бальзака, Диккенса, Стивенсона, Пушкина («Пиковая дама»), Грибоедова («Горе от ума»), прозе Гоголя, Гончарова, Н. Лескова, А. Чехова, А. Куприна, М. Горького, И. Ефремова, книгам В. Бианки и др.
Из воспоминаний художницы:
"Я родилась 4(17) февраля 1905 года на 2-й линии Васильевского острова С.Петербурга. Острову я была верна всю жизнь, менялись только линии — вторая, третья, первая, одиннадцатая.
Родилась я в семье профессора Санкт-Петербургского университета Владимира Федоровича Шишмарева и его жены Анны Михайловны Усовой, певицы. Так наука и искусство окружали меня всю жизнь.
Мама была человеком несдержанным и нервным. Отец был удивительно сдержан и мягок в отношениях с людьми. Он был воплощением облика профессора, очень интеллигентного, образованного, с широким кругом интересов."
В 1923–24 училась на археологическом факультете Петербургского университета. Одновременно брала первые уроки рисования у Н. Радлова и М. Добужинского. С 1924 вместе со своим мужем, художником В. Власовым, посещала занятия в частной мастерской педагога А. Савинова при Главпрофобре, рядом с Казанским собором. Преподавание в мастерской было близко методике К. Петрова-Водкина - «ясность во всем», «постижение формы, ничего случайного, строгость рисунка, пластика».
Дача Шишмаревых в Комарове соседствовала с дачей Д. Лихачева, с семьей которого художницу связывала многолетняя дружба. Из воспоминаний З. Курбатовой, внучки Лихачева о художнице:
"...Держалась прямо, серебряные волосы убирала в тяжелый узел. Неистребимая порода чувствовалась в каждом движении. Здороваясь, она резким движением выбрасывала вперед руку для пожатия и внимательно смотрела в глаза. Со мной, еще девочкой, разговаривала всегда как со взрослой... Сколько жило у нее на даче друзей, столовалось и кормилось тех, кого она ласково называла "подкидышами". Всего не перечислишь. А строгий тон, всегда прямая спина, никаких эмоций на людях — всё это главные отличительные признаки хорошего воспитания".
Для Шишмаревой характерен оригинальный графический почерк иллюстраций, выраженный одной упругой линией, уверенно и свободно охватывающей контур, прочерчивающей легкий штрих, слегка намечающей детали. При всей изысканной прозрачности и условности рисунка они отличаются психологической точностью и достоверностью персонажей, реалистичностью всего изображенного – костюмов, интерьеров, пейзажей.
Она писала: "Всю жизнь меня привлекает линия своей ясностью, точностью, разнообразием, а рисунок стал для меня самым естественным способом размышления и выражения своих мыслей.
Линейный рисунок я понимаю очень широко. Хотя в основе моего рисунка лежит линия, в нем могут участвовать и штрих, и тон, и цвет, однако главенствовать, "держать" рисунок будет линия.
Отношение к материалу рисунка – к карандашу, перу, углю, бумаге – должно быть бережным. Надо его любить и уметь извлечь из него все его возможности. И тогда можно работать ограниченными средствами. Возможности простого карандаша, который я очень люблю, огромны, и когда он один, тут-то и раскрываются все его возможности. А бумага? Ее надо особенно оберегать от мути и грязи. Бумага – это свет и цвет".
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев