* * *
Внимание.
Повторить за взрослым движение в определенной
последовательности: хлопнуть в ладоши, поднять руки вверх, руки – в стороны,
опустить руки.
Хлопнуть в ладоши только
тогда, когда он услышит определенное слово, например снег. (Произнесите слова:
дом, гроза, снег, книга, чашка, телефон, снег, роза, снежинка, сосулька,
человек, снег, окно, ваза, ромашка, стул).
Сложить по предложенному
образцу простые постройки из конструктора.
Выполнять задания, не
отвлекаясь в течение 5-7 минут.
Удерживать в поле зрения 4-5
предметов.
Заниматься интересной
деятельностью в течение 15-20 минут.
Мышление.
Собирать пирамидку из семи
колечек без помощи взрослого в правильном порядке; складывать мисочки,
вкладывая их друг в друга.
Подбирать самостоятельно
вкладыши в нужные отверстия.
Называть обобщающим словом
каждую группу предметов: 1) собака, кошка, корова, лошадь, коза; 2)
белка, заяц, медведь, волк, лиса; 3) роза, ромашка, колокольчик, василек; 4)
стол, стул, кровать, шкаф, кресло.
Находить лишний предмет в
каждой группе и правильно объяснять свой выбор.
Находить пару каждому
предмету.
Находить в окружающей
обстановке предметы, похожие на знакомые фигуры (треугольник, квадрат ит.д.)
Отвечать на вопросы:
«Сколько лап у собаки? А сколько у курицы? Для чего нужны стрелки для часов?
Для чего нужна ручка у двери? Для чего нужны окна в домах? Что нужно сделать,
чтобы чай стал сладким?»
Подбирать противоположные
слова: днем светло, а ночью… (темно); зимой холодно, а
летом… (тепло); вата легкая, а камень … (тяжелый); кирпич твердый, а
подушка… (мягкая); дерево высокое, а пенек… (низкий); река
широкая, а ручеек… (узкий); слон большой, а мышка…
(маленькая).
Решать простые логические
задачи.
Определять части суток и времена
года. Знать их характерные отличия.
Находить на картинке, где
изображены нелепицы, 3-4 несоответствия. Объяснить, что не так, почему не так и
как на самом деле должно быть.
Находить признаки сходства и
отличия между двумя игрушками.
Самостоятельно называть
сходства и различия в картинках.
Находить одинаковые предметы
без посторонней помощи.
Складывать разрезанную на
2-3 или 4 части картинку или открытку.
Рассказать о семье, семейном
быте, традициях.
Рассказывать о своем городе.
Рассказывать о желании в
будущем приобрести определенную профессию, рассказать почему именно она его
интересует.
Проявлять интерес к
предметам и явлениям, которые не имеет возможности видеть.
Память.
Повторять за взрослыми на
слух несколько слогов по порядку: ма-та-са; ки-ле-ти-ди; па-са-ни-ки.
Точно выполнять задание,
состоящее из трех-четырех команд: пойти на кухню, сесть на стул, взять
чашку, принести ее в комнату.
Определять с одной попытки,
какой предмет исчез. Для этого можно поставить перед малышом пять предметов, называя
каждый, затем попросить его отвернуться, а в этот момент спрятать один из них;
малыш должен будет определить, какой предмет исчез.
Повторять за взрослым на слух четыре-пять слов: стол, дом,
кот, пень, ваза.
Повторять на слух цифры в
определенном порядке: три – семь – пять; один – четыре – два – шесть.
Запоминать и называть без
помощи взрослого 4-5 предметов.
Рассказывать наизусть
несколько потешек, стихов, загадок.
Пересказывать содержание услышанной
сказки.
Запоминать содержание
сюжетного рисунка.
Воспроизводить в памяти
недавно происшедшие, а также яркие события своей жизни.
Выполнять поручение в виде
2-3 последовательных действий.
Мелкая
моторика.
Запускать
мелкие волчки.
Показывать
отдельно один палец (указательный), за тем два (указательный и средний).
Кистями
рук делать «фонарики».
Нанизывать
крупные пуговицы, бусинки на нитку.
Завязывать
узлы на толстой веревке или на шнуре.
Застегивать
пуговицы, крючки, молнии.
Показывать
в воздухе колечки, попеременно соединяя каждый палец с большим.
Проводить
линии точно по точкам, не отрывая карандаш от бумаги.
Заштриховывать
фигуры ровными прямыми линиями, не выходя за контуры рисунков.
Аккуратно
раскрашивать картинки, не выходя за контуры.
Правильно
держать ножницы. Вырезать круг из квадрата, овал из прямоугольника.
Составлять
и наклеивать узоры из различных геометрических форм.
Проводить
прямые линии посередине дорожки, не выходя за ее края.
Проводить
вертикальные, горизонтальные и наклонные линии нужного размера.
Правильно
использовать кисти, карандаши, пастель, акварельные краски, гуашь, цветные
мелки.
Передавать
несложный сюжет, объединяя в рисунке несколько предметов.
Изобразить
полюбившегося героя, какой-то интересный момент в сказке.
Изобразить
предмет и явление, правильно подобрав цвет, используя различные материалы
Лепить.
Создавать образы разных предметов и игрушек. Объединять предметы в композицию.
Крупная
моторика.
Выполнять
задания взрослого (присесть, изменить положение рук), чередовать ходьбу с
бегом, прыжками, изменением направления, темпа и т.д.
Бегать
на носках, с высоким подниманием колен, мелким и широким шагом. В колонне
по одному, двое. Бег в разных направлениях, змейкой, с изменением темпа.
Ходить
на носках, на пятках, на наружных сторонах стоп, с высоким подниманием колен,
мелким и широким шагом, приставным шагом (направо и налево), не теряя
равновесие.
Принять
исходное положение при выполнении упражнений, соблюдать дистанцию при
передвижении.
Выполнять
челночный бег (3 раза по 10
метров).
Пробежать
расстояние в 20 метров
за 5,5-6 секунд.
Лазать
по гимнастической стенке, не попуская реек, перелезая с одного пролета на
другой.
Перебираться
с одного гимнастического снаряда на другой.
Ползать
по прямой:
- опираясь на
кисти рук и колени.
- на стопы и
ладони.
- на стопы и
пальцы ног.
- на животе,
подпираясь руками.
Ползать
между предметами, змейкой.
Ползать
под веревкой (высота 50 см.)
Прыгать
в длину с места на расстояние не менее 70 см.
Ловить
мяч кистями рук. Бросать мяч снизу и из-за головы. Ловить мяч с
расстояния 1.5-2.5 метров.
Бросать мяч вверх, о землю и ловить его двумя руками.
Метать
предметы:
- На
дальность(3,5 - 6,5
метров),
- В
горизонтальную цель (с расстояния 2 - 2,5 метра)
- Правой
рукой, левой рукой,
- В вертикальную
цель (центр мишени 1,5
метра) с расстояния 2 метра.
Строиться
в колонну по одному, парами, в круг, шеренгу.
Выполнять
упражнения на статическое и динамическое равновесие.
Шнуровать
ботинки.
Прыгать
на одной ноге.
Ходить
по бревну.
Математика.
Показывать
в комнате предметы, которых по одному, и тех, которых много.
Показывает
предметы, которые по форме похожи на круг, квадрат, треугольник, прямоугольник,
овал.
Показывать
правую и левую руку. Показывать предметы, которые находятся справа от него и
слева.
Показывать,
что находится вверху и внизу от него.
Находить
в окружающей обстановке много предметов и один предмет.
Сравнивать
группы предметов, используя приемы наложения и приложения; объяснять словами,
каких предметов больше (меньше), каких поровну.
Сравнивать
два, три предмета по величине (длине, ширине, высоте); объяснять словами, какой
предмет больше (меньше), длиннее (короче), шире (уже), выше (ниже).
Узнавать
и называть квадрат, круг, треугольник, прямоугольник, овал.
Понимать
слова: верхняя, нижняя, слева, налево, справа, направо.
Может
назвать и показать все цифры от 0 до 9 и до 100 с помощью взрослого.
Умеет
видеть геометрические фигуры в окружающих предметах. Правильно называет времена
года, части суток
Развитие
речи.
Как
собака лает, кошка мяукает, корова мычит, петух кукарекает, мышка пищит, свинья
хрюкает и т. д.
Что
умеют делать эти животные (рыба плавает, птица летает, змея ползает, заяц
прыгает, человек ходит).
После
рассматривания предмета, сюжетной картинки или игрушки составлять простой
описательный рассказ из трех-четырех предложений об этой игрушке.
Произносить
все гласные и согласные звуки, кроме шипящих и сонорных.
Согласовывать
слова в роде, числе, падеже.
Понимать
обобщающие слова: мебель, транспорт, игрушки, посуда, обувь, одежда.
Правильно
употреблять существительные с предлогами: в, на, под, за.
Употреблять
предложения с однородными членами.
Отвечать
на простейшие вопросы.
Читать
наизусть короткие стихотворения.
Использовать
обобщающие слова, называя животных и их детенышей, профессии людей, части
предметов.
Активно
сопровождать речью свою деятельность (игровые, бытовые и другие действия).
Рассказать
невероятную историю (истории), что является следствием развития фантазии, воображения.
Подробно,
с детализацией и повторами рассказать о содержании сюжетной картинки.
Употреблять
сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.
Осмысленно
работать над собственным произношением, выделять первый звук в слове. Может
показать и назвать все слоги и пропечатать их с подсказкой взрослого.
Активно
употреблять слова, обозначающие эмоциональное состояние (сердитый, печальный).
Этические качества (хитрый, добрый). Эстетические характеристики, разнообразные
свойства и качества предметов.
Самостоятельно
сочинить рассказ по картинкам (не более 3 картинок)
Может
печатать все буквы алфавита при помощи взрослого.
Печатать
и читать знакомые слова (имена, названия предметов и т.д.) при помощи
взрослого.
Окружающий
мир.
Назвать
свое имя и фамилию; имена мамы, папы, бабушки, дедушки.
Сказать,
сколько ему лет.
Назвать
город, в котором он живет; свой домашний телефон.
Сказать,
в какое время бывает снег, растут цветы, летают бабочки, лепят снеговиков, тает
снег, на деревьях появляются желтые и красные листочки.
Назвать
2-3 дерева, несколько цветущих травянистых растений
Назвать
отличительные особенности внешнего вида домашних и диких животных и их
детенышей.
Различить
и назвать привычные бытовые предметы, их величину, цвет и форму, назначение, существенные
детали и части предметов.
Различить
и назвать погодные явления.
Назвать
несколько профессий.
Различить
на вкус 2-3 вида овощей и фруктов.
Знать
значение сигналов светофора.
Здороваться
и прощаться без напоминания со стороны взрослого.
Вежливо
выразить свою просьбу.
Поблагодарить
за оказанную услугу.
Оказать
помощь товарищу.
Домашние
обязанности:
Сервировать
стол с минимальной помощью.
Использовать
вещи по назначению, ставить их на место.
Помогать
мыть посуду или загружать ее в посудомоечную машину.
Протирать
пыль с мебели, пылесосить, мыть пол.
Намазывать
масло на хлеб.
Готовить
холодный завтрак (хлопья с молоком).
Помогать
накладывать еду в тарелки на семейном обеде.
Помогать
приготовить простой десерт (положить украшение на кекс, залить сверху
мороженое джемом и пр).
Делиться
с друзьями игрушками.
Доставать
из почтового ящика почту.
Сообщать
родителям, когда выходит из дому поиграть - где будет находиться.
Играть
дома самостоятельно.
Помогать
складывать полотенца и платочки.
Развешивать
носки и платочки на не высоко подвешенной бельевой веревке.
Самостоятельно
одеться, раздеться в определенной последовательности
Никогда, за
исключением крайних случаев, не делайте за ребенка то, что он может
сделать сам!!!
Психологические
потребности:
- в общении со сверстниками;
- в движении;
- в самостоятельности;
- в доброжелательном к себе отношении.
Мотивы 4-х
леток:
–
Признание сверстников.
–
Самоутверждение.
–
Игровой мотив.
Как можно
удовлетворять эти мотивы:
-
в общении со сверстниками (в садике играет, дома друг есть, в гости ходим);
-
в движении (обеспечивать возможность бегать, прыгать, лазить,
перекладина или спорт уголок дома, с папой в футбол играть,
спортивная секция);
-
в самостоятельности (помощник дома, все, что умеет делать – делает сам,
без помощи, взрослых, есть дома поручения, которые сам выполняет);
-
в доброжелательном к себе отношении (положительно оценивать при успехе,
одобрение при неудачах, если бы ты сделал так (показать,
объяснить), то было бы еще лучше).
Ведущая
деятельность:
Сюжетно-ролевая игра.
Ведущая
функция:
Наглядно-образное мышление.
Особенности
возраста:
-
Речь начинает выполнять контролирующую функцию.
-
Усложняются волевые проявления (умение подчинять свои действия правилам в
игре).
-
Повышенная познавательная активность.
-
Ситуативно-деловая форма общения со сверстниками.
-
Интерес к другому ребенку как к своему отражению в зеркале. Чаще видит в другом
отрицательные черты. Происходит рефлексия своих поступков через реакцию
другого ребенка.
-
Усложнение сюжетно – ролевой игры.
-
Появление осознанности собственных действий.
Новообразования:
-
контролирующая функция речи;
-
проявление элементов творческого воображения в сюжетно- ролевой игре;
-
появление элементов произвольности:
-
появление внеситуативно - личностной формы общения с взрослым.
Цели и задачи
взрослых:
-
Создать условия для развития творческого воображения.
-
Формировать умения подчинять свои действия правилам, усложняя при этом
количество правил.
-
Создать условия для проявления познавательной активности.
-
Способствовать проявлению эмоциональной отзывчивости.
-
Создать условия для перехода детей от соучастия к сотрудничеству в разных
видах деятельности.
Если
ребенок без труда справляется с заданиями, уровень его развития соответствует
норме. Если Вы видите, что с какими-то заданиями ребенок справляется с трудом,
эти области знаний требуют дополнительного внимания.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1