Дети этого возраста любят по несколько раз перечитывать любимые сказки. Каждый раз перед тем как малыш начнет читать, предлагайте другую сказку, даже если уверены в его отказе. В этом возрасте ребенка обуревает кризис противоречий, поэтому своей цели можно добиться методом от противного: не хочешь - не нужно, тогда я почитаю кукле или мишке. Через секунду ребенок скажет: «И мне тоже почитай!». Дети в возрасте до трех, а то и до четырех лет слушают в основном мелодику текста, стиха, они плохо воспроизводят сюжетную линию. А реагировать на текст учатся, глядя на вас. Поэтому проявляйте свои эмоции правильно и не бойтесь читать крохе «Тараканище» К. Чуковского: это вам, с высоты своего жизненного опыта, страшно. А для ребенка это стихотворение - не более чем веселое представление с бодрым ритмическим рисунком. Дети в этом возрасте не достраивают логическую цепочку и не задумываются, например, о том, что же будет с волками, если они друг друга съедят.
5. От 3-х до 6 лет
В период с 3-х до 6-ти лет ребенок быстро взрослеет, а вместе с ним взрослеют и его книжки. Для этого возраста подойдут сказки Пушкина, Андерсена, Ершова, Волкова, Бажова, русские народные сказки. Чтобы малыш не заблудился в литературных событиях и образах, просите его пересказывать прочитанное - все по порядку, с самого начала. Это разовьет его память и логику.
Детская книга - это гармония текста и графики, текста и внетекстовой информации. Не следует забывать об иллюстрации. На этом этапе она будет служить практическим руководством в общении с книгой. Рисунок должен быть рассчитан на длительное рассматривание, к нему ребенок возвращается не один раз. Текст, находящийся рядом с рисунком, делает последний «читаемым». Параллельное с чтением рассматривание иллюстраций помогает глубже воспринимать прочитанное.
В этом возрасте ребенок уже может воспринимать художественное произведение только на слух. Для его лучшего восприятия читать малышу следует. А для того, чтобы дети накапливали не только сведения о героях и событиях, но и учились связывать содержание книги с ее оформлением и наоборот, непременно следует сразу же после чтения рассматривать с детьми каждую прочитанную книгу по всем правилам: •сначала мама «глаза в глаза» читает ребенку текст и не показывает картинок;
•дальше вместе рассматриваем обложку, затем медленно перелистываем страницы;
•обдумываем, что изображено на обложке, разграничиваем иллюстрации и надписи;
•демонстрируем порядок чтения надписей сверху вниз, выделяем среди надписей на обложке фамилию автора и заглавие книги;
•соотносим фамилию автора с личным читательским опытом ребенка, а заглавие книги - с рисунком на обложке;
•следует выразительно, правильно расставляя акценты-ударения. Если сходу делать это вам трудно, предварительно потренируйтесь.
Годам к 5-ти некоторые дети начинают читать сами, но форсировать это не стоит - в результате научных исследований доказано, что до 6-летнего возраста у ребенка в основном развивается правое полушарие, которое отвечает за эстетическое развитие, и только потом подключается левое (математическое), отвечающее, в том числе и за чтение.
Родителям, которые хотят, чтобы чтение осталось одним из любимых занятий ребенка на всю жизнь, следует принять во внимание следующие важные моменты.
Во-первых, следует учитывать психофизические особенности, присущие детям каждой возрастной группы.
Во-вторых, старайтесь всегда читать малышу выразительно. Не отчаивайтесь, если у вас не очень хорошая дикция, не поставлен голос и прочее, и прочее. Ваши старания все равно не останутся неоцененными - ведь для ребенка у всех это получается, но главное, для ребенка, что читает вместе с ним мама или близкий для него человек, - малыш прекрасно поймет те эмоции, которыми вы хотели с ним поделиться. Читайте так как у вас получается, в данном случае это не главное.
В-третьих, прививайте ребенку бережное отношение к книге. Хорошо, если в семье изначально трепетно относятся к книгам. По крайней мере книги должны храниться в определенном месте. Малышу следует с самого раннего возраста внушать, что книгу нельзя рвать, ее нужно читать или рассматривать аккуратно, - она «живая», она рассказывает нам много увлекательных историй. Можно ввести дома традицию: каждую новую книгу «приглашайте» в дом как самого дорогого гостя, «усаживайте» на почетное место на книжной полке среди других книг-друзей. Посмотрите иллюстрации к новой книге, предположите, о ком или о чем в ней пойдет рассказ. Читать же новую книгу следует только тогда, когда ребенок эмоционально готов.
В-четвертых, не читайте вместе с ребенком наспех, превратите чтение в некий ритуал. Ребенок может занять удобную для него позу - чаще всего малыши забираются к маме на колени. Посадите его так, чтобы видеть реакцию крохи. Первый раз читайте «глаза в глаза», не отвлекаясь на иллюстрации. Объясните малышу, что книга не любит, когда ее прерывают. Затем рассмотрите картинки и задайте малышу вопросы к ним, попытайтесь выяснить, понял ли он, о чем идет речь, или что-то ему не ясно. Обязательно объясните то, что ребенок не понял, и прочтите текст еще раз.
В-пятых, чтобы не отбить у ребенка желание читать, никогда не принуждайте его к чтению, И не смотрите на часы - руководствуйтесь только тем, заинтересован малыш или уже нет. Никогда не стыдите малыша (особенно в присутствии посторонних) за то, что он уже целую неделю не брал в руки книгу, - это может нанести ему психическую травму. Беспроигрышным вариантом, как и во многих других ситуациях, остается воспитание любовью: листая любимые книжки в обнимку с ребенком, читая, распределив роли вместе с папой, можно добиться гораздо большего эффекта, нежели чрезмерной строгостью и понуканиями.
6. Список литературы для детей от 0 до 2 лет:
•Любые книги с «правильными» иллюстрациями, моющиеся либо из плотного картона
•Серия «Моя первая книжка»: «Это я»; «Животные»; «Машина»; «Счет»; «Слова»; «Ферма»
•Серия «Мишутка»: «Приятного аппетита»; «Что надеть»; «Любимые игрушки»; «Веселый денек»; С. Козлов. «Я на солнышке лежу»
•Серия «Уроки малышам»: «Твои игрушки»; «Считалочка»; «Все поет»; «Давай поиграем»
•Серия «Топотушки»: Р. Сеф. «Кто на кого похож»
•Серия «Для самых маленьких»: «Сказки в стихах» ( А. Барто, Б. Заходер, В. Берестов, К. Чуковский, Э. Успенский, И. Токмакова)
•«Репка» русская народная сказка в обработке А. Толстого
•«Снегурочка и лиса» русская народная сказка из сборника А.Н. Афанасьева
•«Теремок»
•В.А. Степанов. «Как живете? Что жуете?»
•Б.Заходер. «Песенки Винни-Пуха»
7. Список литературы для детей от 2-х до 4-х лет
•«Золотая книга для детей» «Репка». Русская народная сказка в обработке К. Ушинского, рис. С. Бордюга и Н. Трепенок
•«Колобок». Русская народная сказка в обработке К. Ушинского, рис. А. Савченко
•«Петушек и бобовое зернышко». Русская народная сказка в обр. О.Капицы. рис. М. Рудаченко
•С. Маршак. «Детки в клетке», рис. С. Бордюга и Н. Трепенок
•В. Сутеев. «Цыпленок и утенок»; «Под грибом»
•Л.Толстой «Три Медведя», рис. С. Бордюга и Н. Трепенок
•С. Михалков .»Упрямый лягушонок», рис. В. Сутеева
•С. Михалков. «Мой щенок», рис. В. Сутеева
•С. Маршак. «Сказка о глупом мышонке
•С. Маршак. «Сказка об умном мышонке», рис. С. Бордюга и Н. Трепенок
•К. Чуковский. «Телефон», рис. В.Канашевича
•«Гуси-Лебеди». Русская народная сказка в обр. Л. Елисеевой
•К. Чуковский. «Муха-цокотуха», рис. В. Конашевича
•К. Чуковский. «Тараканище», рис. В. Конашевича
•К. Чуковский. «Крокодил», рис. В. Сутеев
•В. Сутеев. «Дядя Миша», рис. В. Сутеев
•Б. Заходер. «Мишка-Топтыжка», рис. Г. Бедарева
•А.С. Пушкин. «Лукоморье»
•И.А. Ищук. Читаем по картинкам
•В.Н. Косыгина. «Тру-ля-ля», Артикуляционная гимнастика
•С. Маршак. «Веселый счет»
8. Список литературы для детей от 3-х до 6 лет
К вышеперечисленным произведениям прибавляются:
•«Красная Шапочка», пересказ Л. Кузнецова, рис. Т. Вульфа
•«Три поросенка», пер. М. Тарловского, рис. Т. Вульфа
•«Кот в сапогах» пер. Л. Яхнина, рис. Т. Вульфа
•«Золушка», перевод А. Ганзен, рис. Т. Вульфа
•«Спящая Красавица», пересказ Л. Яхнина, рис. Т. Вульфа
•«Оловянный солдатик», пересказ С. Летовой, рис. Т. Вульфа
•«Русалочка», перевод А. Ганзен, рис. Т. Вульфа
•«Огниво», пересказ Л. Кузнецова, рис. Т. Вульфа
•«Новогодняя сказка», изд-во "Самовар",1996 год.
По материалам журнала «Мама и Малыш» (Александра Морозова, дошкольный педагог, Ирина Александрова, филолог, преподаватель высшей категории)
Нет комментариев