В начальных классах большое внимание уделяется скорости чтения ребенком слов и предложений. В каждом классе есть нормы чтения, которые определяют, какое количество букв нужно прочитать ребенку за минуту времени. Это средние нормы, кто-то из детей может легко перевыполнить требуемую норму, а для кого-то будет очень сложно набрать нужное количество букв при определении скорости чтения.
На скорость чтения значительно влияют темп мыслительных процессов ребенка и его артикуляционные возможности для скорости проговаривания. Ребенку вполне можно и нужно помочь увеличить скорость чтения, но результативность и темп увеличения скорости будет для каждого очень индивидуален. Трудности в чтении могут возникать у детей при проблемах со зрением, логопедических проблемах, когда ребенок не может произносить те или иные звуки и конечно же в результате неправильно выбранных методах обучения.
Тренировку по увеличению скорости чтения нужно начинать на этапе работы со слогами. Читать сначала открытые слоги, когда первой идет согласная, а затем гласная буква, потом закрытые слоги, в котором наоборот, первая буква гласная, вторая согласная. Затем переходить к слогам из трех, четырех букв с различным сочетанием гласных и согласных букв, особенное внимание уделив сложным слогам со стыками согласных букв: акма, сто, арк и т.п.
Слова для тренировки увеличения скорости нужно подбирать по схожести слоговой структуры и не связанные между собой. Сначала отрабатывают слова из трех букв: жук, нос, лук, кот и т.д. Затем слова из четырех букв, с двумя открытыми слогами: река, часы, ноги, лыжи. Затем из пяти букв: парта, лампа, печка, полка. После этого слова, состоящие из трех открытых слогов: морозы, собака, лопата, дорога. Все эти слова нужно читать по нескольку раз, каждый раз отмечая количество прочитанных за минуту слов. Эти же слова при последующих прочтениях будут увеличиваться в количестве, и ребенок увидит результативность такой тренировки.
Не поленитесь найти в книжном магазине издание Надежды Жуковой "Первая после Букваря книга для чтения" или в украинском варианте "Моя перша книга після букваря" О.В Джежелей и читать ее с ребенком параллельно основной программе. Здесь подобраны группы слов на артикуляцию, собраны интересные короткие стишки и рассказы, приведены нетрудные самостоятельные задания.
Читать ребенку первокласснику нужно каждый день, даже если ваш учитель и не задает внеклассного чтения, но вы видите, что техника чтения у ребенка страдает...читайте сами обязательно, пусть 1-2 странички в день. Со временем ребенок втянется, возникнет интерес и стимул читать больше.
При чтении текста можно попробовать открывать по одному слову в предложении, закрыв остальные листком или закладкой, предлагая ребенку догадаться, какое слово будет следующим. Это помогает лучше вникать в смысл читаемых слов и меньше ошибаться, додумывая слова. Тексты также нужно читать по нескольку раз каждый, всякий раз отмечая количество прочитанных слов. Читая уже знакомый текст, ребенок соотносит написанные буквы со звуками, и скорость чтения увеличивается. Тренироваться в чтении нужно на текстах, написанных разными шрифтами.
Самое главное - чтение должно быть интересно ребенку, книги и тексты грамотно подобраны и красочно иллюстрированы. Не ленитесь придумывать игры - первое слово читает мама, второе ребенок и так далее до конца сказки...прочитали - вместе начинаем перессказ. Либо читаем по ролям и меняем интонацию в зависимости от героя - медведь низким грубым голосом, зайка тоненьким и т.д.
В обучении беглому чтению работает основное правило – хорошее понимание прочитанного. Если ребенок стал читать быстрее, но при этом хуже понимать смысл прочитанного, нужно работать над осмысленным чтением слов, предложений и текстов, отложив тренировку в скорости.
На следующем этапе используйте методику "проактивного чтения", она состоит в следующем:
- читаем название, рассматриваем картинки и вслух размышляем, о чем может быть рассказ;
- если перед или после рассказа есть вопросы или комментарии читаем их и размышляем, можем ли мы ответить на эти вопросы, исходя из своих общих знаний;
- из каждого абзаца читаем первое предложение и пробуем понять логику или основную идею, которую имел в виду автор;
- читаем текст, при этом опираясь на созданную в голове логику.
Советы эти просты и сложны одновременно, как правило дети не привыкли работать с текстом и анализировать его, им чаще задают учить наизусть, что в целом неплохо, но имеет лишь отдаленное отношение к пониманию.
Но возможно, если вы сможете выделить время и потратить его на ребенка в столь юном возрасте, потренируетесь в чтении от азов до совместного "проактивного чтения", то вашему школьнику в среднем да и старшем возрасте будет намного легче справляться с огромным потоком информации и нелегкой современной школьной программой?!
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев