Начало
Сегодня родители школьников и даже дошкольников нередко слышат про образовательный стандарт. Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) – это документ, в которой отражены требования к условиям и качеству образования ребенка.
✍🏻Нужно знать, что эти требования должны соблюдаться независимо от того, в какой форме обучается ребенок.
✍🏻А еще важно, что список результатов, которых должен достичь ребенок по итогам обучения на том или ином уровне, вовсе не ограничивается перечнем знаний по разным предметам. Требования современных образовательных стандартов (ФГОСов) включают также метапредметные и личностные результаты образования.
✍🏻Стандарты активно обсуждаются и со временем могут меняться. Поэтому родителям самостоятельно разобраться в них бывает крайне трудно.
Сегодня в помощь родителям мы публикуем статью, в которой Сергей Анатольевич Иванов (специалист Института развития образования Свердловской области) подробно рассказывает о действующем стандарте для учащихся 1-4 классов и объясняет все его положения.
Что родителям нужно знать о государственных образовательных стандартах
Сергей Анатольевич Иванов, руководитель центра «Детская Академия» в Екатеринбурге, специалист ИРРО.
ЗАЧЕМ ВООБЩЕ НУЖНО ЗНАТЬ ФГОС?
Каждый родитель, отдавая ребёнка в школу, неизбежно думает о том, насколько качественное образование там можно получить.
Размышляя об «идеальной школе», родители и педагоги определяют разные приоритеты качественного образования. Для одних это, прежде всего, прочные знания по предметам. Для других – психологически комфортное обучение. Для третьих – материально-техническую оснащённость образовательного процесса. Для кого-то – чуткие, внимательные, эрудированные, гуманные учителя... Как показывает наша практика, сочетания этих и других критериев в представлении родителя или педагога о хорошей школе могут быть самыми разнообразными.
Родитель сегодня сам в праве решать, как организовать обучение ребенка. Однако при любой форме обучения следует опираться на Федеральный стандарт. Это нужно, по крайней мере, по двум причинам. Во-первых, чтобы быть уверенным в том, что ребенок будет проходить процедуры аттестации и получит в итоге заветный документ об образовании. А во-вторых, чтобы элементарно уберечься от авантюристов и шарлатанов, которые, обещая небывалые результаты, стремятся просто заработать на детях. К сожалению, таких сегодня немало.
Таким образом, чтобы отслеживать качество образования, родителям нужно сопоставлять результаты, которых сумел достичь ребенок по итогам обучения на том или ином этапе, с требованиями ФГОСов.
ЧТО ТАКОЕ ФГОС?
Образовательные стандарты определяют обязательные требования к условиям и результатам образования на конкретном уровне образования: начального общего (1-4 кл.), основного общего (5-9 кл.) или среднего общего (10-11 кл.). Во ФГОСах каждого из этих уровней прописано, что должен знать и уметь ребёнок, какими качествами, в том числе, личностными он должен обладать.
- Результаты образования на каждом уровне подразделяются на 3 типа:
1) предметные (то, чего ребёнок должен достичь по итогам изучения каждого предмета), 2) метапредметные (логические умения, навыки саморегуляции, коммуникации, работы с информацией и другое), и 3) личностные (личностные качества, в том числе, духовно-нравственные).
! Необходимо отметить, что ФГОСы служат главным критерием качества образования при любых формах его получения, в том числе, семейной форме. Уже с начальной школы каждый ребёнок будет сталкиваться с процедурами внешней оценки качества образования: ежегодной промежуточной аттестацией, всероссийскими проверочными работами (ВПР), муниципальными контрольными работами, экзаменами. Родители, которые устраивают своему ребёнку семейное образование в облегчённой/усечённой форме, обманывают самих себя, поскольку недостаточный уровень образования рано или поздно «выплывет» при этих процедурах. И тогда ребёнок может остаться «на второй год» или вообще не получить аттестата.
Образовательные стандарты утверждаются приказами Министерства образования и науки Российской Федерации и периодически изменяются. Их изменение неизбежно влечёт за собой изменение учебных программ по школьным предметам и линеек учебников. В настоящее время при поддержке Министра образования О.Ю. Васильевой идёт работа над существенными изменениями в действующие ФГОСы. Но единства в высших эшелонах власти по поводу содержания этих стандартов пока нет: с критикой новых ФГОСов выступили Высшая школа экономики, ректор Федерального института развития образования, академик Асмолов А.Г., а также Российская Академия образования (РАО). Поэтому крайне важно говорить именно о действующем стандарте, к которому мы и обратимся ниже.
Поскольку наш центр «Детская Академия» в новом учебном году открывает группу 1 класса, предлагаем родителям прежде всего ознакомиться с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО, для 1-4 классов). Уделим особое внимание именно Разделу II «Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования». (продолжение в следующей публикации)


Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев