Шивья Шахтаминского района, теперь (Шелапугинский) Отец Лев Алексеевич до коллективизации занимался извозом, а после был пастухом и чабаном. Мать Прасковья Васильевна пекла хлеб, по две выпечки в сутки, а потом работала в яслях поваром.
9 декабря 1924 года у них родилась дочь Анна. Росла она в любви, заботе, ласке. Училась в школе до 4-го класса в с. Шивья, а потом в с. Даякон, и когда школу отремонтировали, заканчивала семилетку в Шивье.
Анна мечтала быть медиком, но обстановка была тревожная, а путь не близкий и исходя из обстоятельств она поступила в Сретенское педагогическое училище. Жила у старшего брата Ивана и Зои. Первый год войны жилось не так голодно, потому что брат был дома и была коровка, а когда в 1942 году брата забрали на фронт, стало туго. Зоя - жена Ивана, сестричка как называла ее Анна, работать не могла по болезни, но на дому шила - этим и перебивалась. Летом ходила Анна работать на китайский огород: прополоть, полить, и т.д. Где сорвешь огурчик, похрустишь, старый китаец ругался, а молодой наоборот разрешал. За работы платили обедом.
На брата Ивана пришла похоронка, погиб под Ленинградом. 1943 год. Закончила Анна училище нужно ехать работать в Улетовский район, как его считали хлебный край. От училища всем выпускникам сшили из парашютного шелка по юбке и блузке. "Отец для меня готов был все сделать" - говорила Анна, но чтобы купить, надо было что-то продать сначала. И Лев Алексеевич продал барана и купил дочке ботинки, зимнее пальто, а для работы в поле сшил из невыделанной шкуры чуни.
Приехали девчата, 5 человек, в Улеты вечером, пришли к заведующему РайоНо домой. Разумов Николай Васильевич встретил приветливо, напоил чаем, устроил на ночлег, а утром распределил всех по разным селам и школам. " Хитрый мужичок был в одну школу турнет мужчину и женщину, глядишь они поженятся и останутся в районе" - поговаривали девчата. Часто ездили на квартиру к нему, просились домой, не отпускал, приговаривал: все домой уедите и не вернетесь , пока война никто и никуда. Первый отпуск Анна получила в 1946 году, с условием что вернется за 10 дней до начала занятий. Начинала работать Анна Леонтьевна в с. Черемхово, жила у бабушки на квартире, в школе была самая молодая учительница, поэтому и отправляли с ребятами то на прополку в поле, то на обжиг вокруг села, то на сбор колосков. Вот отцовские чуни и пригодились. Пока погода стояла сухая все хорошо было, а как пошли дожди чуни стали размокать и становились все тяжелее и длиннее, ссохнувшиеся их на ноги надеть нельзя было. В 1944 году перевели в с. Маланга за Ингодой, там был детский дом. Анна Леонтьевна работала и учителем и воспитателем, так же летом ходили в поле работать, а зимой со старшими ребятами ездили на санях в лес за дровами. Ручной пилой сначала спиливали не очень толстое дерево, потом распиливали на сутунки-кряжи, грузили их на сани и везли в детдом. Ребята слушались и подчинялись. Дома и когда училась голод не так ощущался, а здесь в Черемхово и на Маланге голодно было, девчата ходили на китайский огород воровать капусту. В 1946 году после отпуска направили Анну Леонтьевну в с. Новые Ключи. За колхозника замуж выходить не хотела и приглядела демобилизованного, как учителя, в 46 году Смышляева Бориса Александровича и направленного учителем начальных классов в Старо-Ключевскую школу. Руки не распускает, не руглив, спокоен, сам хлеб печет, всех угощает, и решила связать с ним свою судьбу, став Смышляевой Анной Леонтьевной. В 1951 году перевели их в Дешуланскую семилетнюю школу, где она проработала до самой пенсии. "Я на оценки скупа была" - говорила Анна Леонтьевна, "если отлично поставить, должен ученик все знать. Хорошистов много было, как все ставила оценки, то у меня пол класса отличниками было бы. Уйдут дети в пятый класс, их хвалят, хвалят, а в шестой переведут и начинают ребят ругать, двойки ставить, как так?! Трудный материал становится? Или дети перестают учиться?"
За весь трудовой период много разных историй случалось: умер в семье отце фронтовик, девочка пришла во второй класс и забыла все: буквы и как читать и писать. Сколько терпения, внимания, любви было приложено, чтобы девочка восстановилась и снова начала учиться и неплохо учиться. Саша второгодник первого класса не умел ни читать, ни писать - научила Анна Леонтьевна. Из класса хулиганистых детей никогда не выгоняла, наоборот заводила тех, кто по коридору болтался и мешал: "заходи в класс, посмотри, как дети учатся, может быть и ты чему-нибудь у них научишься" - так она говорила. Не одно поколение ребят села Дешулан прошло через ее сердце и душу, отработав 34 года учителем начальных классов Анна Леонтьевна ушла на пенсию.
Чета Смышляевых не была одинока, постоянно рядом были дети, внуки, а потом и правнуки. Внуков 9, правнуков 13, и один праправнук. Школа тоже не забывала, приглашали на праздники, встречи с учениками, приходили домой "на открытый урок" с Антониной Афанасьевной.
Нынче Анне Леонтьевне исполняется 100 лет.
Повзрослели дети, дети поженились.
У тебя теперь внуки появились.
Внуки повзрослели, с ними ходила,
Туда ходила, куда нас водила.
Ко всем всегда ключик находила,
Хотя не легко найти его было.
Все разными были, порою шалили,
Но твердо знаю, тебя все любили.
Любили тебя все - и внуки и дети,
Ведь ты была самой лучшей на свете.
И любим сейчас мы тебя, дорогая,
Тебя дорогая, старушка седая.
Это рассказ дочери Людмилы Борисовны Курмазовой.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 9
За свою долгую жизнь Анна Леонтьевна так много сделала хорошего! Её глаза всегда лучились добротой и светом.
Глава сельского поселения "Николаевское", специалисты администрации, работники дома культуры с. Дешулан поздравили юбиляршу с таким замечательным событием. Сказали много хороших слов и пожеланий, подарили подарки, спели песни, которые Анна Леонтьевна подпевала и под которые даже аплодировала.