С 1 сентября 2025 года в России вступает в силу закон, обязывающий все компании и индивидуальных предпринимателей маркировать исходящие звонки. Это значит, что каждый звонок от бизнеса будет подписан — на экране получателя появится название организации или бренда, совершающего вызов. Новая норма призвана защитить абонентов от телефонного спама и мошенников, а компаниям — дать эффективный инструмент повышения доверия.
🆕 МАРКИРОВКА ЗВОНКОВ
С 1 сентября 2025 г. телефонные звонки от компаний и предпринимателей должны быть маркированы, пишет РБК. Это нужно, чтобы пользователь смартфона, он же клиент, знал — кто ему звонит.
При входящем звонке на экране телефона абонента теперь будет отображаться не только номер, но и название компании или индивидуального предпринимателя (ИП), а также категория звонка, например, «Банк», «Реклама» или «Услуги связи». Сообщение ограничено 32 символами. Информация передается оператором на основании договора с бизнесом. Соответствующее постановление подписано в Правительстве России, об этом сообщил РБК представитель аппарата вице-премьера Дмитрия Григоренко.
Маркировка звонка — это отображение на экране смартфона или планшета данных о звонящем без необходимости записи в телефонную книгу. Оператор связи передает информацию, и даже если номер не сохранен, пользователь увидит номер и название компании. Это позволяет сразу понять, от какого юридического лица или ИП поступает звонок. В Правилах Минфицры есть 38 категорий звонков: «аварийная служба», «автосервис и техобслуживание», «аренда и прокат», «доставка», «кафе и рестораны», «клининг», «предложение товаров» и др.
Представитель аппарата Григоренко заявил, что маркировка звонков помогает бороться с мошенниками, которые выдают себя за легальный бизнес. «Человек увидит не просто незнакомый номер, а название компании и цель звонка. Это лишает мошенников их ключевого преимущества — анонимности», — подчеркнул он.
✅ СУТЬ ЗАКОНА
С начала осени 2025 г. операторы связи будут обязаны передавать на телефоны пользователей информацию о звонящем абоненте — юрлице или ИП. Представители Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций (Минцифры) России разработали и внесло на рассмотрение Правительству России правила, сроки и формат передачи оператором связи таких сведений.
С 1 сентября 2025 г. вступает в силу пункта «б» пункт пятый статьи девять Федерального закона (ФЗ) от 01.04.2025 № 41-ФЗ, который добавляет новый пункт 9.1 в статью 46 ФЗ от от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи».
Новый закон направлен на то, чтобы помочь гражданам распознавать незнакомые номера и сократить случаи телефонного мошенничества в 2025 г. на территории России. Например, если звонящий представляется сотрудником банка, на экране смартфона должно отображаться «Банк». Отсутствие же такой надписи с 1 сентября может указывать на мошенника.
✅ НАКАЗАНИЕ ЗА НАРУШЕНИЕ
Штрафов за отсутствие маркировки звонков на 29 августа 2025 г. нет ни для бизнеса, ни для операторов связи. Однако установлены штрафы за спам-обзвон клиентов без их согласия. Он прописан в пункте два статьи 4.1.2, пункт 4.1 статья 14.3 Кодекс об административных правонарушениях (КоАП) России: для граждан — от 10 тыс. до 20 тыс. руб. Для должностных лиц — от 20 тыс. до 100 тыс. руб. Для среднего и крупного бизнеса — от 300 тыс. до 1 млн руб. Для малого бизнеса и микропредприятий — от 150 тыс. до 500 тыс. руб.
Оператор связи будет вправе блокировать немаркированные звонки. Такие вызовы могут получить подпись «Спам» или «Возможно, спам». Следовательно, связь с клиентами будет усложнена. Будет ли штраф в будущем за отсутствие идентификатора — пока неизвестно.
🆕 ВНЕДРЕНИЕ В БИЗНЕС
Для отображения информации о звонке между компанией и оператором связи необходимо заключить отдельный возмездный договор, что повлечет дополнительные расходы для бизнеса. Платежи за идентификацию позволят операторам финансировать развитие и поддержку требуемой инфраструктуры. Тарификация маркировки звонков пока не определена. Известно, что для бизнеса услуга будет платной, а для клиентов, принимающих звонки, — бесплатной. Например, один из операторов связи взимает плату за каждый случай отображения информации о звонке у абонента, то есть за каждый звонок.
📝 Для того чтобы заключить договор, нужно будет предоставить следующие сведения и документы: идентификационный номер налогоплательщика (ИНН); полное и сокращенное наименование; свидетельство о регистрации товарного знака — если оно есть; наименование вида деятельности в соответствии с общероссийским классификатором видов экономической деятельности (ОКВЭД); перечень абонентских номеров, с которых будут звонить другим абонентам; категорию телефонного вызова.
После того, как оператор произведет все настройки, он уведомит компанию о возможности совершать звонки с идентификацией. Стоит напомнить, что правилами Минцифры предусмотрено, что взаимодействие между бизнесом и оператором должно осуществляться в электронном виде. У оператора связи также может не быть технической возможности для передачи на экран телефона абонента сведений о звонящем, но в таком случае информацию разрешено передавать по отдельному запросу получателя звонка.
📰Источник: https://www.cnews.ru/news/top/2025-08-29_na_ekranah_telefonov_u_rossiyan ---------------------------------------------------------------------------------------------------------
#Новости #Россия #Закон #Телефон #Мошенники #Защита #Безопасность #Технологии #Полезно #Общество
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев