#историяоднойсемьи@derevenkamur
Моя деревня Верхняя Вятка
1. Анушатова (девичья фамилия Кужелева) Галина Алексеевна, 1953 г. рождения, родилась в деревне Верх-Вятка Муромцевского района Омской области. Родители мои Кужелев Алексей Петрович, 1928 г. р., Кужелева Екатерина Петровна, 1927 г.р., урождённая Габова, из д. Ивановка Тарского района Омской области, приехала учительствовать в 1952 году. Мои воспоминания относятся к концу 50 - х годов и началу 60 –х годов прошлого столетия.
Деревня располагалась на высоком месте, было 2 улицы, одна - длинная примерно 20 домов, а вторая - за речкой, там было 5-6 домов. Дома строились только на солнечной стороне, а на другой были так сказать административно - хозяйственные постройки: большое старинное здание, где были и контора, и клуб, и школа, комната для учителя, в которой я и родилась, жили мы, пока не построили свой дом. Какое - то время здесь же был магазин, потом ясли для детей. Так же на этой стороне были колхозные амбары, молоканка, кузница.
Вдоль всей деревни протекала речушка, из маленького ручейка откуда - то из болота. Посреди деревни сделали запруду, образовался пруд, который углубляли вручную копая лопатами. Из него вода вытекала ручейком и впадала за деревню в речку Бергамак. Я думаю потому деревня называлась Верх - Вятка, что была в верховьях реки Бергамак. Через речку был еще мостик, соединявший улицы, и просто проложены 2 бревна, безо всяких перил, зато путь был короче.
Зимой ребятишки дотемна играли на улице, катались с горки, строили пещеры в сугробах, благо снега наметало до самых крыш.
Бабушка делала нам кукол, туго скручивая платок или полотенце, перевязывала, и мы с ними играли. Играли в кости, в чижика. Из старинных игр помню, бабка Фекла Демидкова учила нас « А мы просто сеяли, сеяли…». Это такая игровая песня. Вечером играли в лапту, (почему – то чаще весной), причем и взрослые, и дети, все вместе. Мяч скатывали из конских волос. Старшие ребята били по мячу очень сильно, чтоб поймать было трудно. Однажды мне попали мячом в глаз, до сих пор помню искры перед глазами и потом темнота. Но ничего, глаз остался цел, все обошлось.
Жили очень дружно, и отдыхали вместе. У бабы Дуни Кужелевой был патефон, не знаю, откуда такая роскошь! Летом по вечерам выносили его на улицу на лужок.
Приходили все, кто хотел: и молодежь, и дети, танцевали и пели песни. Были пластинки из репертуара Лидии Руслановой, сестры Федоровы (не помню, что они пели). Тут же на костре стоял таганок, на котором в чугунке варили картошку, ели потом, кто хотел, и запивали парным молоком.
Зимой по вечерам собирались несколько семей в одной избе, чтобы пообщаться, да и керосин экономили. Женщины пряли, вязали и даже вышивали при свете керосиновой ламы. Мужчины делали, какую ни будь мужскую работу, чаще это было подшивка валенок, играли в карты, курили и разговаривали.
Здесь же обсуждались все новости, и местные, и кто что узнал. Помню, Лёня Лисовский приносил из школьной библиотеки Книги Майн Рида и читал вслух. А их много томов в красно – оранжевой обложке, и все ждали, когда он в субботу или в каникулы будет читать или пересказывать очередную историю.
Часто к нам приходила папина двоюродная сестра тетя Поля Кужелева. Садилась на приступку у печки, и вязала что – то и рассказывала, в основном, сказки, которые ей читал её приёмный сын Гена Джусь. Она это делала очень эмоционально, и все с интересом слушали.
Ребятишкам не дозволено было среди взрослых слушать их разговоры, и мы сидели на печке, втихаря выглядывая из – за занавески.
Помню, был какой – то клуб, даже помню плакат: «Да здравствует 46я годовщина Великой Октябрьской социалистической революции». Иногда привозили кино. Киномеханик был из Вятки Шмырюк Петр. Собиралась вся деревня. Дети несли в магазин яйцо, давали за него 6 коп, а кино стоило 5 коп. Если магазин был закрыт, то яйцо отдавали киномеханику.
Продолжение следует…
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 3