Западная половина острова Папуасов - Ириа-Ява, административно принадлежит Индонезии. На севере находится столица, город порт Джайпура. Через весь остров с северо-запада на юго-восток, тянется высокая горная цепь, до 5000м. На взгорье, среди серых скал и мутных рек затерян городишко Вамена ("вам", по папуасски - свинья). Вокруг него, в труднодоступных, заросших странными деревьями горных районах Папуа, живут первобытные племена Дани,Яли и Лани
Различить их нетрудно, так как весь мужской костюм состоит из оружия, головного убора и "холима" (по индонезийски "котека"). Холим, специально выделанный плод в виде стручка или тыквы, который в период совершеннолетия (в 10 лет) мальчики торжественно одевают на "мужскую часть тела" и носят как символ родного племени и собственного мужества.Праздничный холим больше и ярче, в будни воины племени Лани носят толстый и короткий, похожий на тыкву холим, в племени Дани - узкий и немного искривлённый. Мужчин Яли легко узнать по кольцам из лианы ротанг, обёрнутым вокруг бёдер. Спереди одет, узкий холим, как у Дани.
Природа острова богата и разнообразна. Равнину покрывают буйные дождевые леса, болота кишат крокодилами, а по деревьям бродят жуки размером с женскую ладонь. Во влажном воздухе трудно дышать. Кажется, что кто-то забыл на огромной плите гигантских размеров чайник, который, выкипая, заполняет воздух густым паром. В горных районах иначе, температура и влажность вполне сравнимы с летней погодой в центральной России. Мало комаров, немного змей. Лес в горах невиданный и непролазный, кажется, что вот-вот продерётся сквозь чащу, динозавр или разгонит туман летающий ящер. Высокогорные болота многим похожи на родное приполярье. В папуасских тундрах холодно. Если бы не ржавого цвета карликовые пальмы и не диковинные деревья, можно было бы забыть, что ты на экваторе.
Племена папуасов Ирия-явы, и теперь живут в каменном веке. Лишь немногие железные предметы начинают проникать в быт.
Племя (в 100-150 человек) возглавляет вождь. Традиция передачи верховной власти неоднородна. По одной версии вождь сам выбирает преемника из числа наиболее талантливых и активных молодых воинов. По другой - вождём становится первенец вождя от первой жены. Когда власть передаётся "по наследству" необходимо одобрение избранника всем коллективом. Так, например 54-х летний Яли Мабэн стал вождём, преемником своего отца, в 14 лет, после того, как выиграл войну с соседним племенем и присоединил новые территории.
Для проведения масштабных хозяйственных работ - строительства каменной изгороди или налаживания ирригационной системы три, четыре или пять родственных племён объединялись вместе и выбирали общего руководителя. Ему делегировалась абсолютная власть, и все соплеменники подчинялись беспрекословно. Во время больших войн система структурирования сил племенного союза племён была аналогичной. Нынче, крупные боевые столкновения - редкость. Власти Индонезии проводят твёрдую последовательную политику прекращения межплеменных войн.
Другим представителем священной власти у папуасов является колдун. На нём лежат обязанности сохранения древних преданий, наблюдение за правильным исполнением племенных ритуалов, тяготы педагога, историка и хранителя мумии. В каждом крупном племенном объединении есть мумия древнего вождя, для которой выстроена специальная деревня. Там-то и обитает племенной колдун. По мнению исследователей, традиция поклонения мумифицированному вождю хоть и очень архаична, но является вторичной в системе культов папуасов Ириа-Явы. Народное суеверие приписывает мумии способность влиять на естественный ход событий. Она как бы является "своим" потусторонним существом в мире духов. Колдун обслуживает общение племени с мумией. Когда первобытный коллектив сталкивается с проблемой, которую невозможно решить привычными средствами, люди идут за советом к мертвому вождю - предку. "Мнение" мумии племени сообщает колдун.
Чёрная, сушеная, скорченная мумия, с холимом и в племенном головном уборе является, тем не менее, для племени символом единства, образом общего родства, памятником культурному герою и символом, связывающим прошлое с настоящим. В своём поведении папуас продолжает руководствоваться архаичным мировоззрением и древними жутковатыми традициями. Соблюдение бесчисленных примет и табу остаётся очень важной составляющей жизни первобытного человека
В племени Дани Холяма существует строгий запрет на исполнение песен и произнесение историй о происхождении мира, сотворении человека, о мире духов, об истории племени. Раскрытие этих тайных преданий перед несовершеннолетними или чужаками, по мнению папуасов неизбежно приводит к несчастьям. Нельзя будить духов и демонов, так как само произнесение древних текстов оживляет описываемые в мифах события и тревожит духов, беспокоит первоосновы бытия. Даже разговор о тайных историях без их изложения происходит сидя, низко наклонившись, тихим шепотом, лицом к лицу, почти на ухо. Папуасы верят в неисчерпаемую силу слова. Каждое из племён Дани хранит легенду о звере - прародителе. У Дани это пёстрая птица, хотя в каждом племенном объединении есть и свои собственные тотемы, звери союзники, у Дани Холяма - змея и собака.
Но наиболее значимое место в верованиях папуасов занимает анимизм - одушевление предметов и вера в духов. Весь мир: горы, реки, деревья - всё населено добрыми и злыми духами. Попытки наладить бесконфликтное существование с потусторонним миром, составляют основу ритуально-магической практики папуасских верований.
Среди людей Дани очень редко, но встречаются христиане, чаще католики. Некоторые носят нательные крестики рядом с ракушками и перьями.
Традиционное жильё папуасов Ириа-Явы это круглый в плане дом с соломенной конической крышей. Жилище отапливается "по черному", через дверь, очаг посередине, спят на полу, на соломе. Племя состоит из нескольких деревень. Каждая окружена забором, изгородь сверху накрыта травой для защиты от солнца и дождей. План племенного посёлка везде одинаков. Вход в селение не похож на наш. Здесь не открывают калитку, а перелезают через метровую дощатую преграду, которая задерживает гуляющих повсюду свиней и в случае чего заставит замешкаться атакующего деревню врага. Напротив входа, в дальнем конце селения, - мужской дом. Справа от входа выстроен дом семьи вождя, далее - дома семей его родственников. Слева длинная хозяйственная постройка и продолговатое строение, где едят и рукодельничают женщины. Там же с матерями могут жить несовершеннолетние дети. Справа и слева от мужского дома расположены крытые беседки, в которых хранятся боевые и охотничьи копья.
Вход женщинам в мужской дом строго запрещается. Здесь место сбора воинов, место хранения оружия (топоров, ножей и луков), племенных святынь, вражеских черепов, новых холимов, пучков табака
Мужские и женские обязанности строго разграничены. Мужчины, охотятся, строят, воюют и вскапывают огороды. Женщины, рукодельничают, готовят пищу, заготавливают дрова, кормят скотину и возделывают огород. Дети пасут скот и выполняют разные мелкие поручения. Каждый мужчина имеет право взять себе столько жён, сколько сможет купить. Средняя продолжительность жизни женщины 60 лет. Это очень хороший показатель не только для первобытного общества, но и для многих развивающихся стран. Заботятся о здоровье женщины всерьёз и после рождения ребёнка, на период вскармливания и ухода (4 года) накладывается табу на половую жизнь с молодой матерью. Это позволяет избежать нежелательной скорой беременности, а следовательно помогает восстановиться организму в условиях ежедневного изнурительного труда. Девушки могут выходить замуж в 14 лет, юноши женятся не ранее 20. Крупные семьи селятся рядом и иногда образуют собственные деревни - усадьбы
Территория всего племенного поселения огорожена забором по периметру. На подходе к деревне, на открытом месте, стоит сторожевая башня. Сооружение высотой до 10 метров связывают из жердей - толщиной с мужскую руку. Наверху делают площадку, в которой дежурит воин-лучник. Его задача первым заметить и приостановить врага. В случае опасности он издаёт "крик тревоги" и старается выстрелами сковать противника до подхода основных сил.
Каждый мальчик племён Дани, Яли или Лани, достигнув 10 летнего возраста, становится воином. На первых порах ему поручают второстепенные военные дела, но уже к 14 -15 годам он на равных со взрослыми участвует в племенных войнах. Если конфликтов много, то к 20 годам его шею, скорее всего, будет украшать большая, белая, вогнутая раковина - знак воина убившего врага. Плоское ожерелье из раковин в виде нагрудника носят только знатные воины, из знаменитых семей. Вождя на войне легко узнать по длинному, украшенному холиму, по яркой высокой шапке из меха кускуса и перьев. Все воины во время церемоний и войн, вставляют в носовую перегородку кабаньи клыки. Довершает "военную форму" хвост их пучка травы и боевая раскраска лица и тела.
Среди папуасов широко распространена вера в боевую вредоносную магию. Воины утверждают, что они могут ранить и даже убить врага на расстоянии. Для того, чтоб оружие хорошо служило и не подверглось порче колдунами противника, над ним поют специальные военные песни и дают ему советы и наказы.
Для поддержания боевой готовности и обучения молодых воинов папуасы тренируются в "боевом танце". В современном смысле это даже не танец, а групповое тактическое перемещение с имитацией атак и защит. Разбившись на две группы, воины попеременно нападают друг на друга. При этом отряд всё время перестраивается, имитируя ранения и вынос раненых с поля боя. Управление группой осуществляется при помощи специальных сигнальных криков и жестов. Для тренировки индивидуальных боевых навыков, тот же танец исполняется один на один. При этом воины, вооружившись копьями, перемещаются особым шагом, стараясь перебегать из стороны в сторону, дезориентировать противника и, выйдя ему во фланг, атаковать. При этом обыгрываются и атаки, и защиты, и способы добивания упавшего врага. Такая же парная тренировка проводится лучниками.
Везде, где бы вы ни встретили мужчину папуаса, он с оружием. Чаще всего это метровый железный тесак, топор или лук со стрелами. Луки и сейчас постоянно используют в целях самообороны. Если на улицах Вамены, по которой проезжают современные автомобили, вам встретился мужчина с луком - не обманывайтесь: это не для туристов - это воин.
Папуасский лук обладает рядом особенностей. Он изготавливается из цельной обструганной деревянной палки. Удивительна тетива. Она сделана из плоской полоски ротанга и, в отличие от большинства известных луков, не входит в паз стрелы, а толкает стрелу своей плоской частью. Стрелы из бамбука, без оперенья, с привязанными деревянными наконечниками. По назначению стрел наконечники разделяются на несколько категорий:
1. Для рыбы. С несколькими бамбуковыми остриями.
2. Для охоты на кускуса. С шаровидным утолщением и несколькими короткими шипами.
3. Для убийства свиней. С листовидным бамбуковым наконечником.
4. Для человека.
а). Шиловидные, с надпиленными наконечниками, для обламывании в ране при извлечении.
б). Уплощённые, с крючками (иногда очень замысловатыми) для препятствия извлечения из раны.
в). Веретенообразные, с обмоткой кончика наконечника полоской ротанга. При извлечении стрелы ротанг соскальзывает с наконечника и остаётся в ране, иногда ротанг пропитывают ядом.
Во время стрельбы стрелу кладут слева от вертикально расположенного лука и обхватывают указательным пальцем левой руки. В момент выстрела кольцо из пальца расширяют, и стрела пролетает через него. В качестве тренировочных мишеней для стрельбы и метания копей используют рыхлые стволы банановых пальм, иногда соломенные кровли домов. Острота деревянных наконечников удивляет. Мы не раз видели как, попадая в кабана, стрела пробивала его навылет, наконечник выходил с противоположной стороны.
Стреляя в противника, стараются попасть в нижнюю часть туловища, в бока и бёдра. Особенно удачным считается попадание во внутреннюю поверхность бедра. Это не только опасное ранение, но ещё и способ лишить врага способности к перемещению. При стрельбе остальные 8 - 10 стрел удерживают в левой руке одновременно с луком.
Иногда для обмана врага делают ложный выстрел. Хлопают пустой тетивой, незаметно сняв с неё древко стрелы. Испугавшись, противник дёргается в сторону и на миг замирает, думая, что увернулся. В этот момент и летит в него настоящая стрела. Лук позволяет прицельно стрелять до 50 метров. Стреляют только по прямой. Выстрелы "навесом" не приняты. Во время крупных битв, стрелы летят и дальше, но не прицельно, стараются попасть в гущу врагов, надеясь, что стрела сама найдет жертву. Если стрела попадает в воина, то он издаёт особый сигнальный крик, призывая на помощь соратников, и они должны сразу бросится на помощь.
По тактическим правилам ближнего боя Дани Холяма удачливый стрелок должен подскочить к поверженному противнику и добить его ножом "туль" (костяной нож из бедренной кости кабана или казуара). Туль позволяет наносить только тычковые удары. Наиболее распространённым ударом признаётся атака "под ключицу". Им обычно и решают судьбу поединка. Такое широкое распространение этого удара можно объяснить, видимо, тем, что ещё недавно воины Дани, Лани и Яли носили плетёные из ротанга защитные кирасы. Такой доспех невозможно пробить не только костяным, но и железным ножом. Единственным открытым местом на корпусе воина, оставалась область шеи и ключицы, куда и нацеливали свои удары бойцы. Помимо ключичной области, атаковали тулем в сплетение, в бедро (тоже, кстати, не закрытое доспехом). Носят туль в ножнах и без, засунув сзади за пояс или, под верёвочку, которая поддерживает на поясе холим. Другое распространённое место ношения туля - под нагрудником, ручкой вверх. Удерживают туль в руке прямым и обратным хватом, часто пропустив лезвие между средним и указательным пальцами, бьющей руки. В момент ножевой атаки стрелу перекладывают в левую руку, а правой выхватывают туль.
Когда раненый противник ещё опасен, его стараются добить ударом копья. Вонзив деревянный наконечник в противника, копьё не вытаскивают, а прижимают раненого копьём к земле и продолжают вращать наконечник в ране
Во время боя не принято отбивать удары оружием, зато хорошо разработаны способы уклонов и увёрток. Прежде, когда в сражении применялись массивные, цельнодеревянные щиты. Воин Дани мог прятаться за него от стрел противника. Теперь, когда щиты и доспехи не используются, на первое место вышли способы боя с финтами и уклонами. Чтобы не попасть под вражью стрелу, теперь маневрируют вправо и влево, совершают сложные выпады и резкие неожиданные остановки. При выстреле в ноги воин отскакивает в сторону или подпрыгивает вверх. Существует эффективный приём боя лучника против лучника: один из стрелков, постоянно маневрируя, провоцирует противника совершить неподготовленный, неточный выстрел. Для этого он внезапно замирает (не закончив движения) как бы "подставляясь" под чужую стрелу. А для воздействия на психику врага делает холостой хлопок тетивой. Второпях, под угрозой смерти противник спускает тетиву, чаще всего мимо. Сразу же после неточного выстрела врага воин Дани приближается как можно ближе и поражает противника "в упор", пока тот не успел снова натянуть лук.
Потеря даже нескольких воинов в сражении считается серьёзной трагедией. Всё племя соблюдает траур, а родственники в знак скорби отрубают себе фаланги пальцев. Мужчины это делают каменными топорами, а женщины специальным чёрным камнем. Отец погибшего на войне, медленно отрезает себе часть ушной раковины. В обычае много болезненных операций над собственным телом. Так, например, волосы на лице и других частях тела выщипывают. А воины пробивают себе в носу большое отверстие, куда вставляют украшения из кабаньих клыков. Когда папуас поворачивается в профиль, сквозь дырку в "неоформленном" носу, хорошо видно небо.
Музыкальная и хореографическая культура папуасов, крайне бедна и однообразна. На одну и ту же мелодию поют песни, о хорошем урожае, о тоске по мужу, и песни войны "…мы убьём их и съедим их сердца!". Настоящих танцевальных "па" всего два. Есть ещё один коллективный танец - хоровод, который заводят как на празднике свиньи, так и на свадьбе, и при встрече гостей. Всё же, не смотря на примитивность этих культурных форм, танцы и песни исполняют самозабвенно.
Простота даже там где не ждешь. Слова: "спасибо", "пожалуйста", "здравствуйте", "до свидания", мужчины выражают одним и тем же возгласом - "ВАА-ВАА-ВАА-ВАА-ВАА!".
Быт тоже первобытен. Большинству племён так и не удалось изобрести керамику и ткань. Самыми твёрдыми материалами остались кость и камень. Добытых железных предметов очень мало.
Эстетика украшений из раковин, камней, перьев, а в основном из косточек и черепов мелких животных, постоянно напоминает, что имеешь дело с людоедами. Хотя теперь людей едят уже редко и тайком.
Хмурые и жутковатые лица папуасов освещаются поразительно искренней и добродушной улыбкой, стоит кивнуть им или приветственно поднять брови вверх. Способов жестами выразить симпатию или поздороваться, много. Встретившись, люди подчёркнуто бережно пожимают друг другу руки, часто даже просто касаются кончиками пальцев. Принято и деликатное рукопожатие (скорее "рукодотрагивание") за запястье. Особое расположение выражают объятиями, но не как у нас. Объятия не сильные, папуасы осторожно кладут на плечи и спину друга ладони. Не прижимаются корпусом, а стоят рядом и иногда подолгу.
Многие наши привычные жесты не совпадают с принятыми у аборигенов. Например, для мужчин совершенно не зазорно ходить по улице, взявшись за руки или сцепив пальцы. А если вы станете махать рукой детям, чтоб они ушли, они наоборот побегут к вам.
Остров живёт своей особой жизнью. И всё же, современная цивилизация неотвратимо надвигается на мир папуасов. Вокруг подобных Вамене посёлков, где стоят армейские гарнизоны и разбросаны лавки индонезийских торговцев, меняется внешний вид папуасских деревень. Появляется европейская одежда, входят в обращение деньги, мужчины разгуливают с железными топорами и метровыми ножами фабричного производства. Но самые странные перемены происходят в душах коренных жителей Ириа-Явы. Те, кто решился покинуть племя и поселиться в городах, оказываются в сложном положении, индонезийское общество не принимает их за равных, а племенные нормы поведения перестают доминировать в поступках людей. Новый "горожанин" превращается в существо, не принадлежащее ни к какой традиции. Хорошо заметен разлад в душах "городских" папуасов, капризность, уныние, неоправданная агрессивность. Напротив, чем дальше в лес, тем приличнее люди.
http://ok.ru/rabotysde
http://ok.ru/delaemizka САД ОГОРОД ДОМ ДАЧА, http://ok.ru/group53572347035767 ИДЕИ, http://ok.ru/yugrossii ЮГ РОССИИ , -ЭТО НАШИ ГРУППЫ
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев