За историю человечества бюстгальтер изобретался несколько раз.
Нагрудные повязки — широкие ленты из плотной льняной ткани — являлись обязательной частью костюма египтянки. Так, в одном из древнейших любовных посланий (VI век до н. э.), дошедших до наших дней, было написано египтянином на куске папируса «Я хотел бы стать лентой, которая стягивает твою грудь». В это время в Египте в моде была небольшая упругая грудь, а висящие груди считались характерными для простолюдинок.
В эпоху Античности женщины носили повязки, похожие на бюстгальтер. Так, в Древней Греции носили специальные повязки, которые или поддерживали грудь снизу, или помогали скрыть чрезмерные формы. Для их обозначения существовали специальные слова: lesester, cestus, apodesme, mastodeton, zona, strophium, cingulum. Как выглядели эти первые бюстгальтеры, никто не знает. Видимо, это была полоса ткани или кожи, которая повязывалась под грудью. Однако разнообразие терминов подсказывает, что за ними скрывается значительное разнообразие предметов, выполнявших функцию «грудедержателя». На древнегреческой амфоре середины V века до н. э. изображена сцена одевания Афродиты, где крылатые существа помогают богине затянуть на спине покрытый узорами строфион.
Древние римлянки под хитонами и туниками носили кожаные пояски — строфии, первый прообраз бюстгальтера, подчёркивающий грудь и талию. На сицилийской вилле античной эпохи сохранилось изображение девушек, занимающихся гимнастикой в раздельных костюмах, то есть трусах и бюстгальтерах. В Помпеях археологи обнаружили на домах фрески с изображением женщин, у которых грудь укрывал предмет, который можно назвать предвестником современного бюстгальтера. Римлянам были известны разные варианты повязок для груди: fascia сдерживала рост бюста у молодых девушек, mamillare стягивала пышную грудь зрелых женщин, повязка strophium только поддерживала грудь снизу, существовали также capitium и toenia.
В Средние века бюстгальтер был забыт. Европейские женщины на протяжении многих столетий носили тяжелые корсеты с металлическими вставками для поднятия груди. Испанская дворцовая мода в средние века отдавала предпочтение абсолютно плоскому женскому профилю, для чего девочек с самого раннего возраста заключали в свинцовые пластины, препятствовавшие росту бюста. А в Страсбурге в 1370 году было издано постановление, предписывавшее всем женщинам поддерживать грудь шнурованным платьем. Во время правления Карла VII на грудь надевали треугольный отрез и легчайший газовый платок — gorgerette.
В 2012 году сообщалось, что в австрийском замке Ленгберг, расположенном в земле Тироль, археологи обнаружили самый древний сохранившийся бюстгальтер, который был изготовлен примерно в середине XV века (находка сделана в 2008 году). Причём его покрой практически ни чем не отличается от современных моделей. В конце XIX века приобрела популярность немецкая школа женской гигиены, и первое, с чем повели войну врачи (помимо подпольных абортов), был корсет. Идея освобождения от корсета была радостно подхвачена суфражистками. Корсет обрекал женщину на несамостоятельность и неподвижность и, следовательно, служил орудием закрепощения женщин.
Бюстгальтеры были впервые запатентованы во Франции (Эрмини Кадоль, 1889), в Германии (Хуго Шиндлер, 1891, и Кристиной Хардт 5 сентября 1895) и в США (Мэри Фелпс Джейкоб, 3 сентября 1914). Бюстгальтер переносит тяжесть груди на плечи, поддерживая её при помощи лямок, в отличие от корсажа, который подпирает грудь снизу, то есть бюстгальтер — это антипод корсета.
В современном понимании бюстгалтер появился в 1889 году, когда Эрмине Кадоль выставила в своей корсетной мастерской изделие, получившее название «le Bien-Etre» («благополучие»). Чашечки этого бюстгальтера поддерживали две сатиновые ленты, а сзади вся эта конструкция прикреплялась к корсету. По другой версии одна из клиенток Эрмин Кадоль жаловалась, что корсет мешает ей играть в теннис, и тогда Кадоль взяла и отрезала от неудобного предмета нижнюю часть. Большинство историков костюма считают это всего лишь легендой.
Точно известно, что в 1899 году дрезденская швея фройляйн Кристина Хардт представила экспертной комиссии местной палаты ремёсел «женскую фуфайку на лямках с укреплёнными чашечками для груди». В сопроводительном письме фройляйн Хардт писала: «Это изделие поддерживает дамскую грудь, нисколько не стесняя её природной формы». С этого времени и идёт немецко-французская борьба за приоритет в изобретении бюстгалтера.
Патент № 1115674 был выдан Мэри Фелпс Джейкоб на так называемый «бесспинный лифчик» (англ. backless brassiere). Женщины в то время носили корсеты, и поначалу новый предмет женского туалета успеха не имел. Первые бюстгальтеры выпускались под маркой Caresse Crosby, но вскоре Мэри продала патент на своё изобретение корсетной компании братьев Уорнеров в Бриджпорте (штат Коннектикут), за 1,5 тыс. долларов. Производство бюстгальтеров принесло компании за первые 30 лет продаж 15 млн долларов.
В 1903 году в Парижской медицинской академии был опробован первый в мире бюстгальтер врача Гош Саро. Она изготовила его, разрезав пополам корсет: верхняя половина стала бюстгальтером, нижняя — поясом. Интересно, что перед этим Гош Саро разработала гигиенический дамский корсет, освободивший грудь и живот женщины и опиравшийся лишь на бедра.
За годы своего существования бюстгальтеры претерпели множество изменений. В 1922 году эмигрантка из России Ида Розенталь основала вместе со своим мужем компанию Maidenform . Ими были разработаны стандартизованные размеры бюстгальтеров в зависимости от размера груди, внесены усовершенствования в конструкцию — в частности, были разработаны специальные бюстгальтеры для кормящих матерей.
В 1935-м компания Maidenform стала вшивать в чашечки бюстгальтера специальные вкладки и придавать этим дополнительный объём женской груди. В 1942 году был выдан патент на регулируемую по длине застёжку бюстгальтеров.
В 1941 году Израэль Хай Пайлот получил патент № 2245413 Патентного ведомства США на разработанную им технику особого кроя бюстгальтера из натуральных материалов, которая решала проблему плохого прилегания чашечки к телу. После изобретения нити «Лайкра» посадка и внешний вид намного улучшились. Сейчас бюстгальтеры украшают различными видами кружев (чаще машинным, так как оно дешевле в производстве), металлизированными нитями, стразами, бисером, лентами, драгоценными камнями. Также различают итальянскую размерную сетку, не учитывающую объём под грудью: 1, 2, 3 — соответственно в переводе на европейский 70А, 75В, 80С.
В 1992—1994 годах был изобретен приподнимающий грудь «чудо-лифчик» — Wonderbra.
Современная техническая революция дошла и до бюстгальтеров. Появились моделирующие, с корректирующим эффектом. Промышленность предлагает новые модели и формы бюстгальтеров в направлении «умного», говорящего белья. Появился бюстгальтер, меняющий цвет в момент овуляции, суперобъемный бюстгальтер, который можно надуть с помощью специальной кнопки. Бюстгальтер с микрочипом, который измеряет частоту сердечных сокращений и давление. Бюстгальтер с системой радиооповещения о нападении. Бюстгальтер, оснащенный сигнальной кнопкой на случай опасностей, исходящих с небес. Бюстгальтер из титана, запоминающий форму груди при первом надевании. Бюстгальтер, делающий запах сигареты невыносимым. Бюстгальтер, сшитый из экологического меха, с гелевым наполнителем: его помещают на несколько секунд в микроволновку, чтобы можно было не бояться холодов.
К 200-летней годовщине Моцарта фирма Triumph выпустила музыкальный бюстгальтер, исполняющий одну из мелодий композитора. А в начале 90-х был сделан бюстгальтер весом в 24 карата, целиком состоящий из золота.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев