Подкрепители - это то, чтобы ребенок выбрал сам, если бы у него была такая возможность. Не обязательно это должны быть дорогие, блестящие, модные игры, игрушки, изысканные лакомства и тд. Подкрепителем может выступать любое действие, которое приносит удовольствие - просмотр телевизора, поглаживание мамой по голове, волосам (если это приятно для ребенка), прогулка в определенное место и т.д. - то есть то, что ребенку нравится и что можно было бы использовать в качестве поощрения. Простая игрушка также может стать хорошим подкрепителем, если она имеет важность и ценность, изюминка или кусочек печенья, фрукта, орешек - как пример, простого пищевого подкрепителя. Просмотр телевизора - вроде бы обычное дело, но если это то, что желаемо для ребенка, что выбирается им в каких-то обстоятельствах чаще всего, то также может быть использовано как подкрепитель.
Важно следить, чтобы от постоянного применения одного и того же подкрепителя не наступило пресыщение, поэтому старый подкрепитель на время можно убрать, заменить на новый. Кроме того, сильный подкрепитель лучше чередовать со слабым.
Некоторые правила подкрепления:
1. То, что является подкрепителем для родителя, не обязательно сработает для ребенка.
2. Подкрепителем не может быть то, что нельзя потом безболезненно убрать.
3. Разнообразие, множество подкрепителей.
4. Всегда добавляем социальный подкрепитель, например, похвала, показываем радость, чтобы в идеале полностью перейти именно на них.
5. Подкрепление должно быть незамедлительным после желаемого действия или поведения, чтобы ребенок не подумал, что его поощряют за то, что он успел сделать после желаемого действия, но пусть даже в интервале нескольких секунд.
6. Конечно, в идеале частоту подкрепления нужно уменьшать.
7. Ожидаемое и подкрепляемое действие словесно обозначаем, проговариваем.
8. Нельзя предлагать подкрепитель как предложение прекратить нежелательное действие, то есть обещать, что ребенок получит, когда прекратит. Также не следует изначально про подкрепитель говорить, предлагать, демонстрировать, так как такие отношения обязательно перейдут в "торги" либо впоследствии в вопрос от самого ребенка: а нужна ли мне эта вещь, действие и тд?
9. Сильные подкрепители даются за значительные усилия, менее сильные подкрепители - за менее значимые.
После прочтения книги Лиф Р., Макэкен Д. Стратегии работы с поведением. Учебный план интенсивного поведенческого вмешательства при аутизме. / Перевод с англ. Под общей редакцией Толкачева Л. Л.
Фото: из открытых Интернет-источников.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев