Речевые дефекты у больных ДЦП в большинстве случаев проявляется в нарушении артикуляции*. В клинической практике встречаются такие проявления этих нарушений как: уменьшение произвольных движений мышц лица, остолбенелое или чудаковатое выражение лица, с трудом закрывающийся рот или наоборот плотно сжатые губы, а также уменьшение свободных движений языка, сильные носовые звуки или потеря носовых звуков. От этого сильно страдает произносительная сторона речи: фонетическое оформление речи, навыки речевого дыхания голосообразования, воспроизведения звуков и их сочетаний, словесного ударения и фразовой интонации.
В иных случаях дефекты речи сопровождается нарушениями в работе следующих составляющих артикуляционного аппарата: губ, языка, мягкого нёба, горла, диафрагмы и т.д. Также оказать влияние на произношение могут отклонения в мышцах шеи, затылка, лопаток, груди, брюшной полости и спины.
*Артикуляционный аппарат - система органов, включающая в себя гортань, голосовые складки, язык, мягкое и твёрдое нёбо, (ротоглотку), зубы, носоглотку и резонаторные полости, участвующие в порождении звуков речи и голоса.
Каковы типы и особенности нарушения артикуляции при ДЦП?
Нарушения артикуляции у больных можно разделить на 4 типа:
1) Спастическое нарушение артикуляции, которое характеризуется повышение мышечного тонуса артикуляционной группы мышц и снижение их силы. Язык при таком нарушении чаще всего - толстый, короткий, малоподвижный.
Особенности: снижение скорости речи, трудности с произношением, неполная интонация, сильные носовые звуки, сжатие губных мышц.
2) Беспорядочное или замедленное нарушение артикуляции проявляется в виде снижения мышечного тонуса лицевых мышц.
Особенности: плохой контроль над тембром звука, высота интонации неоднородна, неподходящие паузы и интервалы между словами, потеря многих носовых звуков.
3) Непроизвольное (атетозное) двигательное нарушение артикуляции можно охарактеризовать нарушением координации движений артикуляционной группы мышц.
Особенности: плохое контроль над произнесением звуков и дыханием, иногда прерывистая речь и увеличение непроизвольных движений лица, плохой контроль скорости речи, время произношения звуков короткое.
4) Смешанное нарушение артикуляции чаще всего встречается в виде смешения атетозного и спастического, или смешения спастического и замедленного нарушений.
Сложности с проглатыванием пищи
Процесс глотания осуществляется при тесной работе множества мышц, образующих глотательный канал: мышц губ, языка, нёба, горла и пищевода. Кроме самих мышц, в этом процессе участвуют контролирующие движения глотания нервы: тройничный, лицевой, глотательный, блуждающий, подъязычный, первый, второй и третий шейные нервы. Благодаря слаженной работе всех этих элементов пища проглатывается и безопасно попадает в желудок.
Если у ребенка после рождения возникают трудности с сосанием - малыш прикладывается к груди очень вяло, давиться молоком и водой, плохо глотает, это должно насторожить родителей – возможно у ребенка присутствуют двигательные нарушения лицевых мышц. Такие нарушения могут перерасти в речевые дефекты, нарушения артикуляции и речи. Необходимо своевременно обратить внимание на подобные проявления, с врачебной помощью провести диагностику и начать работу над выявленными проблемами.
Тем больным, у которых диагноз ДЦП был поставлен позднее - после 1 года, возникают трудности с глотанием: им сложно выпить обыкновенный стакан воды (не говоря уже о приёме твёрдой пище). Ещё одна распространенная проблема - неконтролируемое слюноотделение. В таких случаях может помочь речевой массаж или речевая гимнастика.
Во время этой процедуры массажируются группы мышц, участвующих в процессе глотания, мышцы лица и подбородка, регулируется динамика работы этих мышц. Когда наступает улучшение, движения мышц становятся синхронными и скоординированными, усиливается местное кровообращение, регулируется напряженность мышц вокруг пищевода, стимулируется нормальное движение глотки. В то же время с помощью языкового шпателя лечиться корень языка, тренируется рефлекс глотания.
С помощью речевого массажа можно добиться значительных улучшений у большинства больных, которые имеют проблемы с глотанием. Самый ранний возраст, с которого стоит начинать речевую гимнастику – примерно 8 – 10 месяцев. Приёмы массажа на таком этапе должны быть мягкими, а количество и продолжительность процедур выбрано в соответствии с состоянием больного.
#ПолезныеСтатьи3
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев