Местность, о которой пойдет речь, можно охарактеризовать как сплошные болота, которые чередуются с труднопроходимой тайгой, на площади более 100 тыс. кв. км. Окружают ее и довольно любопытные слухи о рассредоточении на ней металлических объектов неизвестного происхождения.
Для того, чтобы пролить свет на то, что еле уловимо соседствовало с нами, порождая эти слухи, пришлось коснуться древней истории этого края, ознакомиться с его преданиями и легендами. Удалось восстановить некоторые элементы местной палеотопонимики, и они удивительным образом слились с содержанием древних легенд. Все указало на то, что легенды и слухи подразумевают вполне конкретные вещи.
В давние времена через "Долину Смерти" проходил древний эвенкский кочевой путь, от Бодайбо до Анныбара и далее, до побережья. Вплоть до 1936 года, на нем торговал купец Саввинов, а когда он отошел от дел, жители постепенно покинули те места.
Наконец, престарелый купец и его внучка Зина решили переехать в Сюльдюкар. Где-то в районе междуречья Хэлдью (в переводе с местного - "железный дом"), дед привел внучку к небольшой, слегка приплюснутой, красноватой арке, где, за винтообразным проходом, оказалось много металлических комнат, в которых они и заночевали.
Как уверял дед, даже в самые сильные морозы в них тепло, словно летом. В давние времена находились среди местных охотников смельчаки, которые ночевали в этих помещениях. Но они потом начинали сильно болеть, а те, кто ночевали несколько раз подряд, вообще стремительно умирали. Якуты говорили, что место то "шибко худое, топкое и зверь туда не ходит!" О местонахождении всех этих конструкций, знали только старики, которые с молодости занимались охотой, и в своё время часто посещали эти места. Они вели кочевой образ жизни, и знание особенностей местности - куда можно ходить, а куда нельзя, было продиктовано жизненной необходимостью. Их потомки вели уже оседлую жизнь, поэтому знания эти со временем были утрачены. В настоящее время на присутствие этих конструкции указывают лишь местная, сохранившаяся частично палеотопонимика, да всевозможные слухи. Но каждый из этих топонимов - это сотни, а то и тысячи квадратных километров.
В 1936 году, рядом с рекой Ойгулдах (место с котлом), по указке стариков, геолог наткнулся на выступающую из земли гладкую металлическую полусферу красноватого цвета, большого диаметра, с таким ровным краем, что он "режет ноготь". Толщина ее стенки была около 2 см. Она выступала из земли примерно на одну пятую своего диаметра. Стояла она накренясь так, что под нее можно было въехать верхом на олене. Сделанное им описание он отправил в Якутск.
img src="img47/image004.jpg" alt="Долина смерти (Улюю Черкечех)" align="right" class="image2" width="250"> В 1979 г. обнаруженную геологом полусферу пыталась отыскать археологическая экспедици я из Якутска. С ними был старый проводник, который в молодости видел это сооружение не один раз, но, по его словам, место сильно изменилось, и они ничего не нашли. Следует сказать, что там можно пройти в десяти шагах от искомого объекта и не заметить его, так что до сих пор на них натыкались чисто случайно.
Еще в прошлом веке известный исследователь Вилюя Р. Маак, отмечал: "В Сунтаре /якутском поселении/ мне рассказали, что на верхнем Вилюе есть речка "Алгый тимирбить" (что в переводе - "большой котел утонул"), впадающая в Вилюй. Недалеко от ее берега, в лесу, находится гигантский котел, сделанный из меди. Величина его неизвестна, так как над землей виден только край, но в нем растет несколько деревьев..." (1853 г)."
Этот же факт отмечает исследователь древних культур Якутии Н.Д. Архипов: ":Среди населения бассейна реки Вилюй издревле бытует предание о наличии в верховьях этой реки громадных размеров бронзовых котлов - олгуев. Предание это заслуживает внимания, так как к этим предполагаемым районам местонахождения мифических котлов приурочено несколько речек с якутским названием "Олгуйдах" - "Котельная".
Вот строки из письма, пришедшего от еще одного человека, посещавшего "Долину смерти". Михаил Корецкий из Владивостока пишет:
img src="img47/image006.jpg" alt="Долина смерти (Улюю Черкечех)" align="left" class="image2" width="250"> "Я побывал там трижды. Первый раз в 1933 году, когда мне еще было 10 лет, - вместе с отцом ездил на заработки. Потом в 1937 году - уже без отца. И последний раз в 1947- в составе группы молодых ребят.
"Долина смерти" тянется вдоль правого притока реки Вилюй. По сути - это целая цепочка долин вдоль ее поймы. Все три раза я был там с проводником - якутом. Шли мы туда не от хорошей жизни, а оттого, что там, в этой глуши, можно было мыть золото, не ожидая в конце сезона, ограбления и пули в затылок.
Что касается таинственных объектов, их там, наверно, много, потому что за три сезона я видел семь таких "котлов". Все они представляются мне совершенно загадочными: во-первых, размер - от шести до девяти метров в диаметре.
Во-вторых, изготовлены они из непонятного металла. Вы писали, что они из меди, но я уверен, что это не медь. Дело в том, что "котлы" не берет даже отточенное зубило (пробовали, и не раз). Металл не отламывается и не куется. На меди молоток обязательно оставил бы заметные вмятины. А эта "медь" сверху покрыта еще слоем неизвестного материала, похожего на наждак. Но это не окисная пленка и не накипь - ее тоже ни сколоть, ни процарапать.
Уходящих в глубь земли колодцев с комнатами мы не встречали. Но я отметил, что растительность вокруг "котлов" аномальная - совсем не похожа на ту, что растет вокруг. Она более пышная: крупнолистные лопухи, очень длинные лозы, странная трава, выше человеческого роста в полтора - два раза. В одном из "котлов" мы ночевали всей группой (6 человек). Ничего плохого не ощущали, ушли спокойно, без каких-либо неприятных происшествий. Никто после серьезно не болел. Разве что у одного из моих знакомых через три месяца полностью выпали все волосы. А у меня на левой стороне головы (я на ней спал) появились три маленькие болячки, размером со спичечную головку каждая. Лечил я их всю жизнь, но они до сегодняшнего дня так и не прошли.
Все наши попытки отломить хоть кусочек от странных "котлов" не увенчались успехом. Единственное, что мне удалось унести, - камень. Но не простой - половинка идеального шара, диаметром шесть сантиметров. Он был черного цвета, не имел никаких видимых следов обработки, но был очень гладкий, словно отполированный. Я поднял его с земли внутри одного из этих котлов. Якутский сувенир я привез с собой, в село Самарку, Чугуевского района, Приморского края, где жили мои родители в 1933 году. Он лежал без дела, пока бабушка не решила отстроить дом. Понадобилось вставлять стекла в окна, а стеклореза не было во всем селе. Я попробовал царапать ребром (гранью) половинки этого каменного шара - оказалось, что он режет с удивительной легкостью. После этого моей находкой много раз пользовались, как алмазом, все родственники и знакомые. В 1937 году я передал камень дедушке, а его осенью арестовали, увезли в Магадан, где он прожил без суда до 1968 года, и умер. Теперь никто не знает, куда подевался тот камень..."
Нет комментариев