_______________________________________________________
«Свадьба была одним из самых примечательных событий в жизни даргинцев. Она, как правило, продолжалась несколько дней и ночей, и в нее вовлекалось множество людей, зачастую все село. Свадебный ритуал состоял из трех актов: сговор, сватовство и, собственно, сама свадьба. Как правило, браки у даргинцев заключались в возрасте 24—25 лет. Чаще всего право выбора невесты принадлежало родителям, хотя иногда юноша-даргинец мог сделать выбор самостоятельно. В этом случае он доверительно сообщал об этом своим друзьям или родственникам, а те обсуждали его выбор с родителями парня. Каких-либо жестких требований к невесте даргинцев обычно не предъявляли. Главным они считали физическое здоровье потенциальной невесты.В этом плане интересны традиционные требования, предъявляемые к невестам в других даргинских селах. В Дарго предпочитали высоких, крепких девушек, способных выполнять тяжелую физическую работу (вращать точильное колесо и т. д.). Молодые же даргинцы отдавали предпочтение, прежде всего внешности, для них главным критерием оценки была скромность, стыдливость, богобоязненность, целомудренность, наличие ума, кротость, гордость, и прежде всего, духовная красота девушки, так как будущая жена прежде всего мать его детей, и юноши строго следили чтобы невеста соответствовала этим критериям, чтобы во первых, гены были хорошие у невесты, и во вторых чтобы будущие дети рождались именно от такой матери, чтобы детям не напоминали кем в прошлом была их мать, а также доброе имя будущего мужа на веки не запачкалась через детей, так как что скажут детям в дальнейшем напрямую касается отца детей, ибо любое неуважение к детям, это прямое оскарбление чести самого отца, с течением времени за такое необдуманное решение жениться на легкомысленной девушке, будут горько расхлёбывать всё остольное поколение этого отца. Определенные требования предъявлялись и к юноше стороной невесты, чаще это касалось его мастерства, а также был ли он посвящен в воина «гъабза», в современном понимание, это что-то вроде обязательного прохождения воинской службы в армии.в и т.д. Когда родители юноши определялись с выбором невесты, начиналось сватовство, однако обычай не дозволял им самим вести переговоры с родителями девушки. Это делали за них посредники, как правило, близкие родственники. В назначенный день, выбрав маршрут и помолившись, они шли сватать невесту. Трудно перечислить все условности и тонкости сватовства. К примеру, нужно было знать как, куда, после кого ступить, что сказать, и что положить. Все эти правила вырабатывались веками, становились традицией, однако традиция не мешала импровизации.Для того чтобы сватовство прошло успешно, в качестве сватов посылались как женщины, так и мужчины, умеющие хорошо говорить. В дом входили без предупреждения, рассаживались, обменивались приветствиями. Догадливые хозяева сразу настраивались на определенный лад, а невеста уходила с глаз долой. Даже при заведомо решенном деле родители невесты сначала пытались отказывать, мол, надобно подождать, молода еще и т. д. Тогда сваты с еще большим азартом расхваливали жениха. Бывали случаи, когда, ничего не добившись, сваты сватали старшую, засидевшуюся в девках сестру девушки, или же уходили, в другой дом и сватали другую девушку, порой даже помимо желания жениха. Сватовство у даргинцев заканчивалось обещанием со стороны родителей невесты и определением даты свадьбы.
Для скрепления принятых сторонами обязательств родителям девушки вручались какие-либо ценные вещи, чаще всего это были золотые серьги, кольцо или браслет.С этого времени жених получал право общения со своей невестой, но встречи эти, как правило, происходили в присутствии подруг или родственниц девушки. В Дарго не были приняты характерные для остального Дагестана периоды так называемых избеганий и запретов. Когда невеста должна была сидеть дома и прятаться от родственников жениха. Напротив, она приобретала большую, по сравнению с другими незасватанными девушками свободу общения и передвижения но в присутствии или сопровождение женщины или замужней родственницы.
Даргинская невеста надевала платье из восточной парчи, вышитые золотыми и серебряными нитями «к1анби» — их число могло доходить до 25, различные украшения — серебряные цепочки на чухте, крупные золотые перстни, серебряные браслеты, нагрудные подвески, отделанные зернью, жемчугом и самоцветами. Свадебные браслеты даргинки надевались один раз в жизни и переходили от матери к дочери.
Свадьбу даргинцы играли очень ярко и красочно. Приглашались все односельчане, за исключением кровников (если таковые имелись). Для этого заранее назначались ответственные, которые, обходя дом за домом, приглашали всех на торжество. Подготовкой самой свадьбы занимались, как правило, родственники, друзья, соседи. Они заранее готовили припасы, а затем угощения. Свадьба жениха длилась два или четыре дня, а невесты до момента забирания из отцовского дома. В первый день основные мероприятия проходили в доме невесты. Ближе к вечеру туда приходила представительная делегация родственников жениха, с дарами для невесты (одежда, украшения и т. д.). Очень интересен был сам обряд приношения даров. Возглавляла процессию ближайшая родственница жениха, которая несла вазу, наполненную доверху рисом, куда вкладывались золотые украшения для невесты. У ворот процессию встречали родители невесты, после взаимных приветствий, принесенные дары складывались в центре кунацкой комнаты, и начинался их осмотр стороной невесты. Это был своеобразный ритуал, нечто вроде импровизированного торга. Представители невесты пытались выторговать у пришедших определенную сумму, мотивируя это тем, что принесенные дары не совсем соответствуют их ожиданиям. Все это делалось в шутливой форме, носило чисто условный характер и не имело ничего общего, с характерным для многих народностей Дагестана взиманием калыма. Весь этот спектакль был рассчитан, прежде всего на то, чтобы рассмешить, развеселить гостей. По окончании торга подавалось богатое угощение, отведав которое делегация отправлялась обратно в дом жениха, захватив с собой блюдо с варениками, приготовленными невестой специально для жениха. Это символизировало ее окончательное согласие выйти за него замуж.
Веселье в доме жениха продолжалось до утра и сопровождалось песнопением, танцами и т. д. На второй день свадьбы, ближе к обеду, веселье возобновлялось. Обычно к жениху и к невесте приходили в зависимости от близости отношений, степени родства, но многие посещали как одну, так и другую сторону. В доме жениха все это время били барабаны и под барабан пели песни, в дом невесты они не приглашались. В Дарго в качестве музыкальных инструментов использовались только барабан, играли обычно одну-две мелодии, характерные только для даргинцев. Игра сопровождалась танцами, которые начинали друзья жениха и его родственники. Танец носил коллективный характер и составлял основу свадебного веселья. Свадьбы в Дарго играли, как правило, летом, и потому основное веселье проходило на специально подготовленных для этого площадках, куда из дома жениха, ближе к вечеру, перебиралась вся свадебная процессия. Таких площадок в селе было три: в нижней части, в средней и в верхней. В зависимости от того, к какой из них ближе располагался дом жениха, и проходила свадьба. Зрелище было удивительным, площадка не могла уместить всех желающих, и потому многие (особенно молодежь) взбирались на крыши близлежащих домов и оттуда наблюдали за этим своего рода театрализованным представлением. Обслуживали гостей, подносили им угощения, выпивку близкие родственники жениха. Они же первыми начинали и танцы, затем к ним присоединялись приглашенные. Для увеселения публики появлялись «хъярчи» (хъярчиби) — ряженые в масках. Своими шуточными номерами они вносили своеобразное оживление. Помимо масок непременным атрибутом ряженых были кольчуга и кинжал.Что касается танцев, то наиболее популярной у даргинцев была лезгинка в местной интерпретации, танцевали и другие танцы, такие, как «кIукIдерхъала» — танец, исполняемый вприсядку, и «х1уребала» — групповой танец, который обычно исполнялся во время посвящения юношей в «гъабза». .Периодически танцы сменялись песнопением, тостами и т. д. Веселье продолжалось до темноты. С наступлением сумерек зажигались смоляные факелы, и вся свадебная процессия отправлялась за невестой. Шествие представляло интереснейшую картину. Шли с музыкой, периодически останавливались для танцев, таким образом, подходили к дому невесты. Заблаговременно, до подхода свадебной процессии, молодежь забирала из дома невесты заранее приготовленную медную посуду и другое приданое, в том числе сундук для свадебной одежды, и относила все это по другой дороге в дом жениха. Перед тем, как вести невесту в дом жениха, ее одевали в новую, принесенную от жениха одежду. Традиционное нарядное женское одеяние шилось из дорогих персидских, индийских и других парчовых тканей. Выводили невесту из дома в этом одеянии с закрытым лицом 2 мужчин и 4 женщины, перед этим отец давал ей свое благословение. Сопровождали невесту к жениху женщины — родственницы жениха. Спереди и сзади процессию «охраняли» вооруженные люди, как со стороны невесты, так и со стороны жениха. Когда свадебная процессия приближалась к дому жениха, его родственники выходили к воротам с приветствиями, а его мать посыпала голову невесты орехами и т.д. Невесту приводили в отведенную ей лучшую комнату, а перед тем как ввести, смазывали ее губы медом. Радушно приняв невесту и ее провожатых, родня и друзья жениха начинали выпроваживать гостей. Жених, как правило, все это время где-то прятался, и только после ухода гостей друзья жениха тайком приводили его к невесте. Утро следующего дня начиналось с поздравлений молодых, первыми это делали родители жениха, тогда же совершался обряд открывания лица. Невеста, в свою очередь, одаривала родственников, пришедших ее поздравить. К обеду в дом жениха приглашалась мать невесты с ближайшими родственницами, которые приносили с собой приданое невесты. После ухода матери невесту вели за водой к роднику. Сопровождали ее родственники и родственницы, друзья с обеих сторон. В красивой одежде, с традиционными водоносными кувшинами эта процессия представляла собой яркое зрелище. Шли за водой с песнями под музыку, периодически в ходе шествия устраивали танцы, во время которых танцующим девушкам делались денежные подарки. У родника устраивался импровизированный пикник, на котором угощали всех присутствующих. Заполнив кувшины водой, процессия возвращалась домой. Вечером того же дня отец невесты приглашал к себе в дом жениха. Сопровождали жениха его друзья и близкие родственники. К их приходу готовился хороший стол, подавалось обильное угощение. Здесь же совершался еще один традиционный свадебный обряд: родственники жениха всячески старались отвлечь внимание хозяев, чтобы «умыкнуть» какую-либо вещичку для жениха, порой дело доходило до курьезов, когда уносили все, что можно унести, уводили даже скот, но, как правило, вещи потом возвращались родителям невесты, часть из них, с их согласия, оставлялась в доме жениха. На следующий день в дом к жениху приглашался отец невесты с родственниками, они приносили с собой четырехъяталовый котел и какое-либо украшение для невесты. На этом свадебные торжества заканчивались и наступала будничная жизнь. С течением обстоятельств и времени свадебные традиции перетерпели множество изменений, хотя суть осталась прежней, сохранился свой народный, национальный колорит. В городах невеста предстаёт в белом свадебномплатье, в селении же — невеста надевает свой традиционный свадебный наряд. Обряд религиозного обручения (магьар) в советское время, как ни странно, делался тайком. Теперь же это обязательное, наряду с ЗАГСом, мероприятие. Ведь без него брак считается недействительным. В прежние времена жених не приходил за невестой. В наши дни он приезжает за невестой, и они вместе, в сопровождении родных и близких, едут в ЗАГС, где идет торжественная регистрация брака. Затем свадебный кортеж подъезжает к месту свадьбы невесты. Здесь молодых приветствуют родственники и гости. Жениха с невестой усаживают на видное почетное место. Определенное время они находятся на торжестве у невесты, а затем вместе с частью друзей и родственников уезжают на свадьбу к жениху. Перед уходом объявляется танец жениха и невесты, во время которого их окружают гости и бросают на голову невесты деньги. Эта же процедура осуществляется и на свадьбе жениха. Давно ушли в предания обряды колыбельного сговора, похищения невесты, отрицания любви между юношей и девушкой при создании семьи. Сейчас у молодых есть право выбора, они женятся по взаимной любви и согласию. Положительные элементы дошедших до наших дней традиций и обычаев служат высокому нравственному воспитанию молодого поколения. Недаром говорят: «Что забыто о прошлом, то забыто о будущем». Поэтому традиции и обычаи старины воплощены в реальность и передаются из поколения в поколение. На сегодняшний день самобытность свадебных традиций народов Дагестана сохранила свои корни. Конечно же, современная мода диктует свои правила. Но ведь, чтобы сохранить лицо народа, надо сохранить его обычаи. Поэтому особенно приятно, когда наша молодежь старается не потерять свои корни.Ведь свадебные традиции – это история нашего народа. Её важно знать и помнить!».
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев